Тема урока: "Звук [ж], буква ж". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: дать представление о звуке [ж] и букве ж.

Задачи:

  • формировать умение осмысленного чтения
  • систематизировать знания о согласных звуках.
  • развивать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Этап урока. Цель этапа (формирование или развитие конкретных УУД). Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Оргмомент Формирование и развитие регулятивных УУД: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём -
Узнаете вы скоро.
Мы в доброй песенке найдём
Помощников весёлых.

Психологический настрой на урок.
2. Актуализация знаний, целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа по учебнику

Формирование и развитие познавательных УУД:

общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Формирование и развитие регулятивных УУД: целеполагание, контроль и коррекция.

Формирование и развитие познавательных УУД:

общеучебные

(умение строить речевое высказывание, развитие монологической речи);

универсальные логические (анализ объектов с целью выделения существенных признаков);

коммуникативных УУД: (умение слушать и вступать в диалог)

Формирование и развитие познавательных УУД:

общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);

логические (анализ объекта, синтез, сравнение).

Послушайте песенку и будьте готовы ответить на вопрос, какой звук вы слышали чаще всего? (Презентация слайд 1) (песенка-фильм про жука)

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какие цели ставим перед собой?

Я желаю вам успехов.

Кто же жужжал на самом деле?

Составление звуковой схемы слова.

(Презентация слайд 2)

А кто съел жука?

Составление звуковой схемы слова.

(Презентация слайд 2)

А на самом деле кто-то кого-то съел?

Дайте характеристику звука [ж] по плану

Поработаем в парах. Подберите по два слова, где звук [ж] стоит в начале и в середине слова и проговорите соседу. Готовность пары покажите сигналом ("Возьмемся за руки, друзья!")

А теперь блиц - опрос. Нужно быстро отвечать на вопросы. Все ответы на букву Ж.

  • Кличка собаки из сказки "Репка"
  • Животное с самой длинной шеей.
  • Птицы, летящие клином.
  • Что у человека дороже всего?
  • Цирковой артист.
  • Детская игра.
  • Плод дуба.
  • Детеныш лошади.
  • Девочка, у которой был цветик-семицветик.
  • Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины?
  • Как же называется буква, которая обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ж]?
  • На что похожа эта буква?

Эта буква широка и похожа на жука,
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук.
Посмотрите, буква ж
На жука похожа,
Потому что у неё
6 жучиных ножек.

(Презентация слайд 3)

Появляется звуковичок, обозначающий звук [ж]. Почему оба башмачка синего цвета, как вы думаете? (звук [ж] не имеет пару по мягкости, он только твердый)

(Презентация слайд 4)

Вернемся к нашей песенке. Кто съел жабу?

А кто съел ужа?

Помогите мне напечатать эти слова.

На доске : у:

ё :

В чём трудность написания?

(Презентация слайд 5)

Звуки [ш] и [ж] парные по звонкости-глухости. Если на конце слова парный согласный, то нужно его проверять.

А как проверить?

появляется запись

уж - уж:

ёж - еж:

Какое правило написания сочетания ши мы уже знаем?

А какое правило нам поможет сегодня правильно написать слова ужи и ежи?

(Презентация слайд 6)

Ужи и ежи приготовили для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок.

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

(Презентация слайд 7)

А сейчас мы отправимся туда, где живут жуки, ужи, ежи и другие животные.

(Презентация слайд 8, слышим звуки леса)

Работа с учебником (с. 128-129)

Прочитайте текст.

Как вы думаете, почему рассказ так называется?

А кто жил в этом домике? Как об этом говорит автор? (зачитать).

Какие встретились непонятные слова? Кто поможет ребятам разобраться в значении слов? (описать и при возможности - показать)

Что напугало автора? (найти и прочитать).

Что удивило автора? (доказать словами текста).

С чем автор сравнивает пенек? Почему?

Теперь еще раз внимательно прочитайте текст и подчеркните те слова, где встречается орфограмма, о которой мы с вами говорили на уроке.

Сколько слов у вас получилось? (игра "скажи на ушко")

Звук [ж]

Тема урока: звук [ж].

Быть внимательными, активными, хорошо работать, узнать новое про звук и букву.

Жук

Составлять схему на рабочем месте. Один ученик у доски. Само и взаимопроверка.

Жаба

Дети составляют схему на рабочем месте. Один ученик у доски. Само и взаимопроверка.

Нет, иначе они не смогли бы так весело петь!

Дети учатся анализировать, давать характеристику звуку, используя алгоритм и отвечать полным ответом.

Работа в парах.

Учимся быстро отвечать на вопросы.

Жучка

Жираф

Журавли

Жизнь

Жонглёр

Жмурки

Жёлудь

Жеребёнок

Женя

Жаба

Буква ж.

На жука.

Дети учатся рассуждать и делать выводы.

Уж

Ёж

Слышим звук [ш], а писать нужно букву ж.

Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (ужи, ежи).

Самостоятельное выведение правила.

Жи-ши пиши с гласной и.

Выберите скороговорку и потренируйтесь ее произносить.

Медленно - быстро.

Тихо - громко.

Учимся внимательно читать текст, понимать прочитанное.

Включение слов в активный словарный запас (важно прошествовала, деловитые, монотонно жужжит, замшелый, трухлявый, копошится).

Домик-пенек, пенек-теремок.

Читать про себя.

Находить изученную орфограмму.

В случае неверного ответа дети отыскивают свою ошибку.

  Формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание Физминутка.

Лежебока рыжий кот (встать за партой);
отлежал себе живот (потянуться);
Встал и выгнул спину в мост (согнуться);
Распушил красивый хвост (прогнуться);
Мягко лапками пошёл (изобразить кота);
Тихо песенку завёл (сесть за парту).

Какие слова со звуком [ж] встретились в физминутке?

Давайте послушаем стихотворение Константина Льдова "Жуки" (подготовленный ученик читает первые два четверостишия).

Как бы вы поступили, если бы оказались рядом с Колей?

Эту Колину шутку увидел папа. Прочитайте, как он поступил?

Как автор относится к поступку Коли? Докажите словами текста.

Вас устраивает такой конец этой истории?

Кто хотел бы закончить ее по-другому? Как? (например, мальчик понял свою ошибку и исправил ее сам.)

Какая пословица наиболее точно подходит к содержанию стихотворения?

(Презентация слайд 9)

Участвовать в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой).

Рассуждать.

Описывать особенности поведения.

  Формирование и развитие познавательных УУД:

общеучебные логические (анализ объекта, синтез, сравнение); личностные УУД: ценностно-смысловые ориентации, самоопределение.

(Презентация слайд 10)

Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж", который подготовила :..

Что объединяет эти произведения?

ВАРЯ И ЧИЖ

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

Обосновать свой ответ.
5. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание Какие открытия сделали о новой букве?

Что появляется на небе, когда светит солнце и заканчивается дождик? (Радуга)

(Презентация слайд 11)

Если вы хорошо потрудились, то раскрасьте солнышко таким цветом, в названии которого есть звук [ж] (желтый, оранжевый)

Если вы считаете, что могли бы работать лучше, то раскрасьте тем цветом, в названии которого не встречается звук [ж]

Раскрашивают солнышко, оценивая свою работу.

Используемые материалы:

  1. Песенка про жука - Азбука для малышей (часть 2) автор: Бойкова Оксана сайт "Детские презентации" http://viki.rdf.ru/item/1654/

Презентация.