Цель: дать представление о звуке [ж] и букве ж.
Задачи:
- формировать умение осмысленного чтения
- систематизировать знания о согласных звуках.
- развивать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Этап урока. | Цель этапа (формирование или развитие конкретных УУД). | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. Оргмомент | Формирование и развитие регулятивных УУД: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии |
|
Психологический настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, целеполагание.
3. Первичное закрепление
4. Работа по учебнику |
Формирование и развитие познавательных
УУД: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели) Формирование и развитие регулятивных УУД: целеполагание, контроль и коррекция. Формирование и развитие познавательных УУД: общеучебные (умение строить речевое высказывание, развитие монологической речи); универсальные логические (анализ объектов с целью выделения существенных признаков); коммуникативных УУД: (умение слушать и вступать в диалог) Формирование и развитие познавательных УУД: общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний); логические (анализ объекта, синтез, сравнение). |
Послушайте песенку и будьте готовы
ответить на вопрос, какой звук вы слышали чаще
всего? (Презентация слайд 1) (песенка-фильм про
жука) Кто догадался, какая тема нашего урока? Какие цели ставим перед собой? Я желаю вам успехов. Кто же жужжал на самом деле? Составление звуковой схемы слова. (Презентация слайд 2) А кто съел жука? Составление звуковой схемы слова. (Презентация слайд 2) А на самом деле кто-то кого-то съел? Дайте характеристику звука [ж] по плану Поработаем в парах. Подберите по два слова, где звук [ж] стоит в начале и в середине слова и проговорите соседу. Готовность пары покажите сигналом ("Возьмемся за руки, друзья!") А теперь блиц - опрос. Нужно быстро отвечать на вопросы. Все ответы на букву Ж.
(Презентация слайд 3) Появляется звуковичок, обозначающий звук [ж]. Почему оба башмачка синего цвета, как вы думаете? (звук [ж] не имеет пару по мягкости, он только твердый) (Презентация слайд 4) Вернемся к нашей песенке. Кто съел жабу? А кто съел ужа? Помогите мне напечатать эти слова. На доске : у: ё : В чём трудность написания? (Презентация слайд 5) Звуки [ш] и [ж] парные по звонкости-глухости. Если на конце слова парный согласный, то нужно его проверять. А как проверить? появляется запись уж - уж: ёж - еж: Какое правило написания сочетания ши мы уже знаем? А какое правило нам поможет сегодня правильно написать слова ужи и ежи? (Презентация слайд 6) Ужи и ежи приготовили для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок. Не живут ужи, где живут ежи. У ежа - ежата, у ужа - ужата. (Презентация слайд 7) А сейчас мы отправимся туда, где живут жуки, ужи, ежи и другие животные. (Презентация слайд 8, слышим звуки леса) Работа с учебником (с. 128-129) Прочитайте текст. Как вы думаете, почему рассказ так называется? А кто жил в этом домике? Как об этом говорит автор? (зачитать). Какие встретились непонятные слова? Кто поможет ребятам разобраться в значении слов? (описать и при возможности - показать) Что напугало автора? (найти и прочитать). Что удивило автора? (доказать словами текста). С чем автор сравнивает пенек? Почему? Теперь еще раз внимательно прочитайте текст и подчеркните те слова, где встречается орфограмма, о которой мы с вами говорили на уроке. Сколько слов у вас получилось? (игра "скажи на ушко") |
Звук [ж] Тема урока: звук [ж]. Быть внимательными, активными, хорошо работать, узнать новое про звук и букву. Жук Составлять схему на рабочем месте. Один ученик у доски. Само и взаимопроверка. Жаба Дети составляют схему на рабочем месте. Один ученик у доски. Само и взаимопроверка. Нет, иначе они не смогли бы так весело петь! Дети учатся анализировать, давать характеристику звуку, используя алгоритм и отвечать полным ответом. Работа в парах. Учимся быстро отвечать на вопросы. Жучка Жираф Журавли Жизнь Жонглёр Жмурки Жёлудь Жеребёнок Женя Жаба Буква ж. На жука. Дети учатся рассуждать и делать выводы. Уж Ёж Слышим звук [ш], а писать нужно букву ж. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (ужи, ежи). Самостоятельное выведение правила. Жи-ши пиши с гласной и. Выберите скороговорку и потренируйтесь ее произносить. Медленно - быстро. Тихо - громко. Учимся внимательно читать текст, понимать прочитанное. Включение слов в активный словарный запас (важно прошествовала, деловитые, монотонно жужжит, замшелый, трухлявый, копошится). Домик-пенек, пенек-теремок. Читать про себя. Находить изученную орфограмму. В случае неверного ответа дети отыскивают свою ошибку. |
Формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание | Физминутка.
Какие слова со звуком [ж] встретились в физминутке? Давайте послушаем стихотворение Константина Льдова "Жуки" (подготовленный ученик читает первые два четверостишия). Как бы вы поступили, если бы оказались рядом с Колей? Эту Колину шутку увидел папа. Прочитайте, как он поступил? Как автор относится к поступку Коли? Докажите словами текста. Вас устраивает такой конец этой истории? Кто хотел бы закончить ее по-другому? Как? (например, мальчик понял свою ошибку и исправил ее сам.) Какая пословица наиболее точно подходит к содержанию стихотворения? (Презентация слайд 9) |
Участвовать в диалоге (понимать вопросы
собеседника и отвечать на них в соответствии с
темой). Рассуждать. Описывать особенности поведения. |
|
Формирование и развитие познавательных
УУД: общеучебные логические (анализ объекта, синтез, сравнение); личностные УУД: ценностно-смысловые ориентации, самоопределение. |
(Презентация слайд 10) Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж", который подготовила :.. Что объединяет эти произведения? ВАРЯ И ЧИЖ У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь". |
Обосновать свой ответ. | |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Формирование личностных УУД: нравственно-этическое оценивание | Какие открытия сделали о новой букве? Что появляется на небе, когда светит солнце и заканчивается дождик? (Радуга) (Презентация слайд 11) Если вы хорошо потрудились, то раскрасьте солнышко таким цветом, в названии которого есть звук [ж] (желтый, оранжевый) Если вы считаете, что могли бы работать лучше, то раскрасьте тем цветом, в названии которого не встречается звук [ж] |
Раскрашивают солнышко, оценивая свою работу. |
Используемые материалы:
- Песенка про жука - Азбука для малышей (часть 2) автор: Бойкова Оксана сайт "Детские презентации" http://viki.rdf.ru/item/1654/