Роль воспитателя в приготовлении домашних заданий учениками коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Воспитатель коррекционной школы VIII вида в своей работе должен:

  • осуществлять воспитание детей порученной ему воспитательной группы, всесторонне знать каждого ребенка своей группы, проявлять заботу о сохранности жизни и здоровья детей;
  • руководить подготовкой детьми домашних заданий и обучать детей самостоятельно готовить уроки, работать с учебниками, аккуратно обращаться с книгой, учебными пособиями, вести дневники и тетради;
  • поддерживать постоянную связь с классным руководителем и учителем в школе.

Положение определяет деятельность воспитателя, в том числе и при выполнении учениками домашних заданий - руководить, воспитывать самостоятельность, аккуратность и т. д.

Однако в практике воспитатель сталкиваемся с явными нарушениями: учащиеся не имеют дневников, ученикам нет нужды записывать и запоминать домашнее задание, так как воспитатель любой группы, с I по VIII класс, начинает "самостоятельную" подготовку учащимися домашних заданий с записи на классной доске номеров заданных на дом страниц учебника, арифметических "столбиков", условия задачи и т. д.

Некоторые воспитатели, кроме того, объясняют ход выполнения задания или заново весь учебный материал, пройденный на уроке.

Во время выполнения детьми домашних заданий многие воспитатель мечется от одного воспитанника к другому. Беспокойство и напряженность наставника особенно передаются легко возбудимым детям, в результате создается нервозная обстановка, каждый ученик ждет, когда к нему подойдет воспитатель, и до того времени не приступает к самостоятельной работе.

В своей работе я использую основные методические рекомендации, составленные на основе передового опыта работы воспитателей вспомогательных школ.

Одна из основных задач воспитателя коррекционной школы VIII вида- научить умственно отсталого ребенка учиться, приобретать знания, самостоятельно работать и совершенствовать навыки ученика и его усилия в указанном направлении.

Для решения этой задачи воспитатель должен найти такую форму организации приготовления домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление. При этом следует строго соблюдать правила охранительно-педагогического режима и индивидуальный подход к детям.

Важное значение имеет обстановка, в которой дети занимаются. Само помещение должно быть чистым, хорошо проветренным, достаточно светлым и просторным.

Хорошо изучив психофизические особенности своих воспитанников, воспитатель рассаживает их соответствующим образом: неуспевающих и неусидчивых ближе к себе, детей, имеющих слабое зрение, ближе к свету.

Во время работы необходимо скоординировать поведение детей: более возбудимых следует сдерживать от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительных - побуждать к деятельности, неуверенных - подбадривать и т. д.

Приготовление домашних заданий должно быть организовано таким образом, чтобы полностью сохранялось целевое назначение этого вида работы - как самостоятельного и индивидуального.

В первые годы обучения задача воспитателя - научить детей выполнять домашние задания, воспитывать в них аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Занимаясь с учениками I-IV классов, воспитатель спрашивает детей, что им задано на дом, просит показать строчки, которые надо прочесть или написать, проверяет, правильно ли дети нашли задание, заложили закладку, помогает слабым учащимся, следит за временем, последовательностью выполнения домашних заданий, проверяет правильность результатов.

С III класса вводится дневник. Ученики пишут еще медленно, задания даются небольшие по объему. Воспитатель делает на доске краткую запись: номер упражнений, страниц и затем проверяет записи в дневниках.

Зачастую на дом задается докончить работу, начатую в классе, а позднее - задание, подобное тому, что делали в классе. Содержание заданий учитывает все возрастающую самостоятельность детей.

Третьеклассники выполняют домашние работы в соответствии со своими записями в дневниках. Самым слабым учащимся записываются в тетрадях индивидуальные задания. Учитель и воспитатель имеют тетрадь взаимосвязи , по которым они могут контролировать работу школьников и в случае необходимости делать записи о характере выполнения фронтальных и индивидуальных домашних заданий и т. д.

Повседневная связь учителя и воспитателя, беседы, взаимопосещение уроков и занятий, совместное планирование предстоящей работы имеют важное значение для всего коррекционно- воспитательного процесса и исключит дублирование воспитателем урока.

Воспитатель уделяет особое внимание формированию у учеников таких черт характера, как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных заданий.

Если воспитанник не справляется с заданием, воспитатель должен предложить ему вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть классную работу с аналогичным примером, обратить внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учащихся следует постоянно подбадривать, внушать им уверенность в своих силах, учить их преодолевать трудности.