Урок окружающего мира. Тема: "Человек в ответе не только за тех, кого приручил". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • познакомить учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
  • расширить и углубить знания детей о животных, встречающихся в нашей местности;
  • рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Красная книга;.
  • фотографии животных;
  • экологические знаки;
  • выставка книг по изучаемой теме;
  • игрушки (животные);
  • макет ромашки, на лепестках которой написано слово "береги";
  • закладки " Будь природе другом!";
  • мультимедийная презентация;
  • компьютер

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Приложение.

- Посмотрите на карту "Животные всего мира". (Слайд №1." Животные всего мира"). Сколько животных на нашей планете! Как прекрасны эти создания природы.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о животных. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.

-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.

- Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей? ( Рыбы)

- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся)

- Животные. У которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко, (Насекомые)

- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде. (Земноводные)

- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев. ( Птицы)

- Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью. ( Звери)

(Дети берут игрушки животных и становятся у доски.. Игрушки :обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок.)

- На какие 2 группы можно разделить животных?

- Каких животных называют домашними?

- Как отличить их от диких?

- Назовите диких животных.

III. Введение в тему

- Прочитайте тему урока

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

(Человек должен заботиться не только о домашних, но и о диких животных)

- Приведите примеры такой заботы, с которыми познакомились на прошлом уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Проблема: почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных

- Представьте себе, что вы идете по лесу и вдруг видите на земле маленького беспомощного бельчонка. Как вы поступите?

2. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова "Жалейкин и лягушонок" (Слайд № 2. Фото Н.Сладкова)

Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости

- Помни, лягушонок ,мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!

- Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?

А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко - и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

3. Проблемный вопрос

- Как вы думаете, лягушек на Земле много или их становится все меньше?

Рассказ учителя

В наши дни поедание лягушек достигло поистине угрожающих масштабов.

Лягушачье мясо во многих ресторанах мира стоит гораздо дороже лучших сортов грибов.

Своих лягушек в большинстве стран Западной Европы осталось немного. Поэтому и привозят из-за границы. Особенно много лягушек продает Индия.

Часто лягушки гибнут на автострадах. Она , эта гибель, становится массовой, когда животные отправляются для размножения в водоемы, расположенные подчас довольно далеко, и пересекают дороги с мчащимися по ним автомобилям.

- А нужны ли природе лягушки? (Слайд№3. "Лягушка-хранительница равновесия в природе"

Учитель. Одна лягушка за день съедает 700 насекомых, которые могут приносить человеку ущерб.

- Представьте природную цепочку: (слайд №4. "Звено в непрерывной цепи.")

  • Комары
  • лягушки
  • аисты

- Попробуйте ее разорвать - вообразим, что исчезли лягушки. Что произошло?

О, как безудержно начали размножаться комары!

А аисты? Их все меньше, меньше...

Природные цепи рвать нельзя...

"Даже хрустнувший под ногами жук - укор человеку" - говорит писатель и натуралист В. Песков.

V. Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу -жу - жу, жу -жу -жу ,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко - низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук.
Улетел на крыльях.

VI . Продолжение работы

4. Причины исчезновения животных (Слайд №5.схема "Почему они исчезают")

- На Земле становится все меньше некоторых видов жуков и других животных. Как вы думаете, почему?

(Охота человека на диких животных, хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка полей и т. д.)

5. История создания Красной книги

- Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных , причем более половины из них, за последние 50 лет.

- Великородная Алла расскажет об одном животном, очень мирном и беззащитном, которое было уничтожено людьми за 30 лет после его обнаружения.

Рассказ ученицы

Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.

- Люди поняли, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных. (Слайд №6. "Фонтенбло")

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло собрались ученые. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды.

И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

6. Знакомство с Красной книгой

Показ книги учащимся

- Писатель Н. Сладков так рассказывал об этой удивительной книге: "Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!"

- Для чего нужна Красная книга? (Слайд №7.)

- Информирует (о том, какие виды животных в опасности);

- призывает изучать;

- предупреждает (об исчезновении новых видов животных);

- советует (как сохранить редкие и исчезающие виды животных).

Щелконогова Даша и Алмазова Ангелина расскажут стихотворение о Красной книге

Охраняется " Красною книгой"
Столько всяких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
"Красная книга" - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.

- В Красную книгу мира записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать - не значит сохранить.

Это пока сигнал тревоги.

- Красная книга состоит из цветных страниц.

На черных страницах списки тех, кого мы никогда не увидим.

  • На красных - особо редкие животные.
  • На желтых - те животные, количество которых быстро снижается.
  • На зеленых - те животные, численность которых удалось восстановить.

- Об одном таком животном расскажет Сазонова Юля. (Слайд №8. "Возвращение зубра")

Рассказ ученицы

- В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках,- 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло почти 80 лет.

7. Работа с учебником ( с.39-40)

- Что такое заповедник ?

Стихотворение о заповеднике

"Заповедник" - это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет , от века к веку.

8. Знакомство с заповедниками нашей области и нашего края. (Слайд №9.Заповедник "Ростовский")

- В нашей области в 1995 году организован государственный природный заповедник "Ростовский".

- В нашем крае в память о донском писателе М. А. Шолохове в 1984 году создан Государственный Музей заповедник М. А. Шолохова.(Слайд №10.)

- Посмотрите на сокровища донской фауны (Слайд №11.)

9. Повторение экологических правил

- Ребята! Охранять и беречь надо не только редких животных и птиц, но и всех остальных животных. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел и другие.

Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

Все вы знаете правила поведения в природе.

Давайте вспомним их. На доске вы видите ромашку, лепестки загнуты. Если правило составите верно, лепесток буду открывать.

(Учитель показывает экологический знак, дети рассказывают правило) (Слайды №12-14)

Экологические правила

  • Не разоряй птичьи гнезда и не подходи к ним близко.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых.
  • Не разоряй муравейники
  • Не пускай в лесу гулять собаку.

- Какое слово написано на лепестках ромашки ? (Береги)

- Посмотрите на животных, которые живут в нашем крае, их становится все меньше и меньше. Берегите их!(Слайды №15-16)

- Я надеюсь, что вы будете беречь и охранять животных, станете настоящими друзьями природы. Я подарю вам закладки, на которых написано: "Будь природе другом!"

- Алимова Аня и Алимова Катя расскажут вам стихотворение о защитниках природы

Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли.

То возможно-можно-можно,
То наверно -верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!

И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!

10. Работа над раскрытием социальной проблемы

- Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля. Представьте себе, что вы ...

- насекомые;

- рыбы;

- птицы;

- звери.

- И мне хочется спросить вас, нравится ли вам жить на нашей планете? Что радует вас? Что огорчает?

- От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно?

- Что зависит лично от вас?

- Давайте с вами составим свою "Красную книгу". В нее должны войти животные, которые живут в нашей местности. (Учитель показывает картинки животных, учащиеся выбирают нужные)(Слайды №19-22)

VII. Итог

- Что нового узнали на уроке?

- Вот и заканчивается наш урок, тема которого "Человек в ответе не только за тех, кого приручил". Для проверки усвоения материала предлагаю вам тест. Выберите правильный ответ и отметьте букву, под которой он дан.

Тест Охрана животных

1. Животные - это...

а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки;

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы;

в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, микробы.

2. На редких животных запрещена охота. Под особой защитой они находятся ...

а) в заповедниках и национальных парках;

б) на приусадебном участке;

в) в ботаническом саду.

3. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, панда, дрофа;

б) корова, лошадь, гусь;

в) свинья, овца, индюк.

4. Некоторые животные уже спасены, Назовите их.

а) белка, заяц, кабан;

б) бобр, зубр;

в) лось, лиса, волк.

VIII. Домашнее задание

  • Прочитайте в учебнике статью "Человек в ответе не только за тех, кого приручил" (с.39-40)
  • Подготовить сообщение о животных, занесенных в "Красную книгу".
  • Придумать и нарисовать экологические знаки, запрещающие ловить и приносить домой птенцов и детенышей диких животных

Список используемой литературы

  1. О. Н. Федотова , Г. В. Трафимова, "С. А. Трафимов " Окружающий мир", 2 класс, Методическое пособие, Москва, Академкнига/ учебник, 2006
  2. Н. Т. Брыкина " Нестандартные уроки и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир", "Вако", Москва, 2004
  3. "Начальная школа", №5, 1986, 8, 1988
  4. Журнал "Лазорик", №2, 2000
  5. И. П. Сосновский " Редкие и исчезающие животные", Москва, " Лесная промышленность", 1987
  6. В. П. Белик "Имя из Красной книги". Наземные позвоночные животные степного Придонья, нуждающиеся в особой охране, Ростов- на - Дону, 2003
  7. Берегите: их осталось мало! Редкие и исчезающие животные Донского бассейна, требующие охраны, Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство,1983
  8. Барков "Зоология в картинках", Москва, "Росмен",2000
  9. "Они должны жить", Москва, "Лесная промышленность", 1984
  10. Энциклопедия "Вымершие и редкие животные"
  11. О. Н. Курамшина "Школа оптимизма", 1-4 классы, Москва, " Вако", 2008