Цели урока:
- познакомить учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
- расширить и углубить знания детей о животных, встречающихся в нашей местности;
- рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Красная книга;.
- фотографии животных;
- экологические знаки;
- выставка книг по изучаемой теме;
- игрушки (животные);
- макет ромашки, на лепестках которой написано слово "береги";
- закладки " Будь природе другом!";
- мультимедийная презентация;
- компьютер
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
- Посмотрите на карту "Животные всего мира". (Слайд №1." Животные всего мира"). Сколько животных на нашей планете! Как прекрасны эти создания природы.
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о животных. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.
-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.
- Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей? ( Рыбы)
- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся)
- Животные. У которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко, (Насекомые)
- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде. (Земноводные)
- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев. ( Птицы)
- Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью. ( Звери)
(Дети берут игрушки животных и становятся у доски.. Игрушки :обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок.)
- На какие 2 группы можно разделить животных?
- Каких животных называют домашними?
- Как отличить их от диких?
- Назовите диких животных.
III. Введение в тему
- Прочитайте тему урока
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
(Человек должен заботиться не только о домашних, но и о диких животных)
- Приведите примеры такой заботы, с которыми познакомились на прошлом уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Проблема: почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных
- Представьте себе, что вы идете по лесу и вдруг видите на земле маленького беспомощного бельчонка. Как вы поступите?
2. Чтение учителем рассказа Н. Сладкова "Жалейкин и лягушонок" (Слайд № 2. Фото Н.Сладкова)
Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости
- Помни, лягушонок ,мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!
- Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко - и лягушонок бы околел!
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
3. Проблемный вопрос
- Как вы думаете, лягушек на Земле много или их становится все меньше?
Рассказ учителя
В наши дни поедание лягушек достигло поистине угрожающих масштабов.
Лягушачье мясо во многих ресторанах мира стоит гораздо дороже лучших сортов грибов.
Своих лягушек в большинстве стран Западной Европы осталось немного. Поэтому и привозят из-за границы. Особенно много лягушек продает Индия.
Часто лягушки гибнут на автострадах. Она , эта гибель, становится массовой, когда животные отправляются для размножения в водоемы, расположенные подчас довольно далеко, и пересекают дороги с мчащимися по ним автомобилям.
- А нужны ли природе лягушки? (Слайд№3. "Лягушка-хранительница равновесия в природе"
Учитель. Одна лягушка за день съедает 700 насекомых, которые могут приносить человеку ущерб.
- Представьте природную цепочку: (слайд №4. "Звено в непрерывной цепи.")
- Комары
- лягушки
- аисты
- Попробуйте ее разорвать - вообразим, что исчезли лягушки. Что произошло?
О, как безудержно начали размножаться комары!
А аисты? Их все меньше, меньше...
Природные цепи рвать нельзя...
"Даже хрустнувший под ногами жук - укор человеку" - говорит писатель и натуралист В. Песков.
V. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу -жу - жу, жу -жу -жу ,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко - низко наклоняюсь.Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук.
Улетел на крыльях.
VI . Продолжение работы
4. Причины исчезновения животных (Слайд №5.схема "Почему они исчезают")
- На Земле становится все меньше некоторых видов жуков и других животных. Как вы думаете, почему?
(Охота человека на диких животных, хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка полей и т. д.)
5. История создания Красной книги
- Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных , причем более половины из них, за последние 50 лет.
- Великородная Алла расскажет об одном животном, очень мирном и беззащитном, которое было уничтожено людьми за 30 лет после его обнаружения.
Рассказ ученицы
Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.
- Люди поняли, что необходимо принимать специальные меры по спасению животных. (Слайд №6. "Фонтенбло")
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло собрались ученые. Была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила список с пояснениями, в который входили животные, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды.
И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
6. Знакомство с Красной книгой
Показ книги учащимся
- Писатель Н. Сладков так рассказывал об этой удивительной книге: "Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!"
- Для чего нужна Красная книга? (Слайд №7.)
- Информирует (о том, какие виды животных в опасности);
- призывает изучать;
- предупреждает (об исчезновении новых видов животных);
- советует (как сохранить редкие и исчезающие виды животных).
Щелконогова Даша и Алмазова Ангелина расскажут стихотворение о Красной книге
Охраняется " Красною книгой"
Столько всяких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
"Красная книга" - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
- В Красную книгу мира записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать - не значит сохранить.
Это пока сигнал тревоги.
- Красная книга состоит из цветных страниц.
На черных страницах списки тех, кого мы никогда не увидим.
- На красных - особо редкие животные.
- На желтых - те животные, количество которых быстро снижается.
- На зеленых - те животные, численность которых удалось восстановить.
- Об одном таком животном расскажет Сазонова Юля. (Слайд №8. "Возвращение зубра")
Рассказ ученицы
- В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках,- 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло почти 80 лет.
7. Работа с учебником ( с.39-40)
- Что такое заповедник ?
Стихотворение о заповеднике
"Заповедник" - это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет , от века к веку.
8. Знакомство с заповедниками нашей области и нашего края. (Слайд №9.Заповедник "Ростовский")
- В нашей области в 1995 году организован государственный природный заповедник "Ростовский".
- В нашем крае в память о донском писателе М. А. Шолохове в 1984 году создан Государственный Музей заповедник М. А. Шолохова.(Слайд №10.)
- Посмотрите на сокровища донской фауны (Слайд №11.)
9. Повторение экологических правил
- Ребята! Охранять и беречь надо не только редких животных и птиц, но и всех остальных животных. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел и другие.
Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
Все вы знаете правила поведения в природе.
Давайте вспомним их. На доске вы видите ромашку, лепестки загнуты. Если правило составите верно, лепесток буду открывать.
(Учитель показывает экологический знак, дети рассказывают правило) (Слайды №12-14)
Экологические правила
- Не разоряй птичьи гнезда и не подходи к ним близко.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых.
- Не разоряй муравейники
- Не пускай в лесу гулять собаку.
- Какое слово написано на лепестках ромашки ? (Береги)
- Посмотрите на животных, которые живут в нашем крае, их становится все меньше и меньше. Берегите их!(Слайды №15-16)
- Я надеюсь, что вы будете беречь и охранять животных, станете настоящими друзьями природы. Я подарю вам закладки, на которых написано: "Будь природе другом!"
- Алимова Аня и Алимова Катя расскажут вам стихотворение о защитниках природы
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли.То возможно-можно-можно,
То наверно -верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
10. Работа над раскрытием социальной проблемы
- Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля. Представьте себе, что вы ...
- насекомые;
- рыбы;
- птицы;
- звери.
- И мне хочется спросить вас, нравится ли вам жить на нашей планете? Что радует вас? Что огорчает?
- От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно?
- Что зависит лично от вас?
- Давайте с вами составим свою "Красную книгу". В нее должны войти животные, которые живут в нашей местности. (Учитель показывает картинки животных, учащиеся выбирают нужные)(Слайды №19-22)
VII. Итог
- Что нового узнали на уроке?
- Вот и заканчивается наш урок, тема которого "Человек в ответе не только за тех, кого приручил". Для проверки усвоения материала предлагаю вам тест. Выберите правильный ответ и отметьте букву, под которой он дан.
Тест Охрана животных
1. Животные - это...
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, микробы.
2. На редких животных запрещена охота. Под особой защитой они находятся ...
а) в заповедниках и национальных парках;
б) на приусадебном участке;
в) в ботаническом саду.
3. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, панда, дрофа;
б) корова, лошадь, гусь;
в) свинья, овца, индюк.
4. Некоторые животные уже спасены, Назовите их.
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, зубр;
в) лось, лиса, волк.
VIII. Домашнее задание
- Прочитайте в учебнике статью "Человек в ответе не только за тех, кого приручил" (с.39-40)
- Подготовить сообщение о животных, занесенных в "Красную книгу".
- Придумать и нарисовать экологические знаки, запрещающие ловить и приносить домой птенцов и детенышей диких животных
Список используемой литературы
- О. Н. Федотова , Г. В. Трафимова, "С. А. Трафимов " Окружающий мир", 2 класс, Методическое пособие, Москва, Академкнига/ учебник, 2006
- Н. Т. Брыкина " Нестандартные уроки и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир", "Вако", Москва, 2004
- "Начальная школа", №5, 1986, 8, 1988
- Журнал "Лазорик", №2, 2000
- И. П. Сосновский " Редкие и исчезающие животные", Москва, " Лесная промышленность", 1987
- В. П. Белик "Имя из Красной книги". Наземные позвоночные животные степного Придонья, нуждающиеся в особой охране, Ростов- на - Дону, 2003
- Берегите: их осталось мало! Редкие и исчезающие животные Донского бассейна, требующие охраны, Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство,1983
- Барков "Зоология в картинках", Москва, "Росмен",2000
- "Они должны жить", Москва, "Лесная промышленность", 1984
- Энциклопедия "Вымершие и редкие животные"
- О. Н. Курамшина "Школа оптимизма", 1-4 классы, Москва, " Вако", 2008