Внеклассное мероприятие по татарскому языку для учащихся 4 класса, посвященное толерантности в школе.
Цели:
- Познакомить учащихся с культурой родного края, с обычаями и культурой другого народа.
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Развивать навыки групповой работы, творческую активность учащихся.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Оборудование: плакат со словами, портрет А.С. Пушкина, Г.Тукая, национальные костюмы (татарский и русский), национальные блюда (блины, чак-чак) слайды с рисунками национальной одежды, аудиозаписи татарской и русской мелодии, канат.
На доске плакат со словами:
В Татарстане мы живем
Учим все татарский
Чтобы все могли дружить
И умели говорить.
Учитель:
Ребята, в нашей республике проживают люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете? (ответы учащихся). Но больше всего в нашей области русских и татар. Сегодня мы об этом и поговорим. Для этого мы разделимся на две команды, и конкурс покажет, что мы знаем друг о друге.
1 команда - "Матрёшки", 2 команда - "Ак калфак".
1 конкурс - викторина "Кто? Что?".
Вопросы команде "Матрёшки":
- Муса Джалиль (татарский поэт, герой Советского Союза)
- Казань (столица Татарстана)
- Калфак (женский головной убор татар)
- Сабантуй (татарский национальный праздник)
- Шурале (герой татарской сказки)
- Рустам Яхин (композитор)
- Барс (животное на гербе Татарстана)
- Чулман (река)
- Губадия (национальное блюдо татар)
- Рустам Миннеханов (президент Татарстана)
Вопросы команде "Ак калфак"
- Москва (столица России)
- Кокошник (русский женский головной убор)
- А.С.Пушкин (великий русский поэт)
- Пасха (священный праздник православных)
- Балалайка (русский музыкальный инструмент)
- Хохлома (декоративная роспись русского народа)
- Частушки (жанр русской песни)
- Матрёшка (русская деревянная игрушка)
- Дмитрий Медведев (президент России)
- Кулич (выпечка к пасхе)
Учитель подводит итог 1 конкурса (подсчет баллов).
2 конкурс- "Угадай автора".
Отрывок для команды "Матрёшки":
- Стой, Акбай, на задних лапках, поучись-ка, послужи!
Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи. (Г.Тукай "Забавный ученик")
Отрывок для команды "Ак калфак":
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. (А.С.Пушкин "Зимняя дорога")
Учитель:
Пушкин и Тукай - великие поэты своих народов. Если Пушкина назвали звездой русского народа, то Тукай - душа татарского народа. У них много общего. Они оба очень мало прожили, но успели много написать. И Пушкин, и Тукай очень любили свою Родину. Они посвятили свои стихи природе, родному краю, любимым женщинам. У татарского и русского народа очень много великих людей, которыми нужно гордиться и помнить их имена!
3 конкурс - музыкальный.
Одна команда танцует русский народный танец, другая - татарский танец.
Учитель подводит итог 3 конкурса:
Учитель: Танец - это один из самых древних видов искусства. Каждый народный танец имеет своеобразный характер, он отображает особенности быта и культуры своего народа. Например, русские народные танцы раскрывают широту русской души, украинские - удаль украинского народа.
Многовековая история Татарстана также воплотилась в татарской культуре и танце. Татарские танцы подчеркивают смелость, гордость татар и описывают как военную, так и трудовую деятельность этого народа. Существуют танцы, посвященные победам в войнах, народным героям, трагической любви и очень многим другим важным для народа темам. Притом каждому татарскому танцу соответствует свой отдельный костюм.
4 конкурс - рассказать о национальных праздниках.
Команда "Ак калфак" приготовила выступление о Масленице.
1 ученик:
Масленица - самый веселый и сытный праздник русского народа. Он длится целую неделю. По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с веселыми песнями, плясками. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
2 ученик:
Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов.
3 ученик: А сейчас мы вас угостим такими блинами, угощайтесь!
Команда "Матрёшки" рассказывает о татарском празднике Сабантуй.
1 ученик: Сабантуй - это народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга. Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай.
2 ученик: Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили. Перед сабантуем выделялись сборщики подарков. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги. Шумная веселая толпа с шутками и смехом обходила деревню, создавая у всех праздничное настроение.
3 ученик: Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Самое главное в сабантуе - состязания. Здесь юноши показывают свою силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Мы вам предлагаем поучаствовать в одном таком состязании.
Участники обеих команд соревнуются в игре "Канат".
4 ученик: А сейчас отведайте наш праздничный гостинец - татарское блюдо чак-чак.
5 конкурс - рассказать о народном костюме.
Команда "Ак калфак" представляет русский национальный костюм.
1 ученик: Русская народная одежда была красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок (показ слайдов) <Приложение1>.
2 ученик: Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные - для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - "горемычные".
3 ученик: Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета.
4 ученик: Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки.
Команда "Матрёшки" представляет татарский костюм.
1 ученик: Нижней одеждой мужчин и женщин были рубахи туникообразного кроя. Мужская рубаха была длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой. Женская рубаха была более украшена (слайды) <Приложение2 >.
2 ученик: Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался. Поверх камзола мужчины надевали длинный просторный халат, подпоясывались кушаком.
3 ученик: Головным убором мужчин была тюбетейка, поверх неё в холодную пору надевали меховую или стеганую шапку. Женщины носили много украшений - серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.
4 ученик:Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками.
Учитель подводит итог 5 конкурса.
Обобщающий этап мероприятия.
- Ребята, какие замечательные выступления вы приготовили! Какая богатая культура у каждого народа! В этом конкурсе вы показали свои знания о своем родном крае, о своих традициях. Познакомились с традициями народов, живущих с вами по-соседству! Мы с вами затронули лишь маленькую часть. Прослушав ваши выступления, можно сделать лишь один вывод: у каждого народа своя история, своя культура, свои традиции. Мы с вами должны уважать традиции других народов, уважать друг друга.
А в заключение хочу сказать вам:
У русских есть своя культура,
И у татар она своя.
Мы живем в любви и дружбе,
Это ж Родина моя!