Профессиональная этика журналиста

Разделы: Внеклассная работа


Группа: №2; 2 год обучения.

Время проведения занятия: 45 минут.

Цель занятия: Сформировать представление о профессиональной этике журналиста.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с исходными профессиональными этическими принципами журналиста; изучить отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста.
  • Развивающие: развитие памяти, словесно-диалогической речи; развитие аналитических способностей и познавательного интереса учащихся.
  • Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к респондентам, источникам информации, сознательного отношения к обучению журналистике.

Средства обучения: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); средства, автоматизирующие процесс обучения (ноутбуки); визуальные средства (учебная доска, карточки, со словарными словами, с заданием на дом, видеофайлы).

Части занятия

Подготовительная часть - 5 минут.

  1. Организационный этап.
  2. Проверочный этап.

Основная часть - 35 минут.

  1. Подготовительный этап.
  2. Освоение новых знаний.
  3. Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Контрольный этап.

Итоговая часть - 5 минут

  1. Анализ тестирования.
  2. Анализ и оценка занятия.
  3. Задание на дом.

Ход занятия

_. Подготовительная часть.

1. Организационный этап.

Активизация внимания.

Приветствие. Настрой на занятие.

2. Проверочный этап.

Закрепление пройденного материала: словарная работа, блиц-опрос.

Педагог демонстрирует учащимся карточки с названиями видов художественных жанров журналистики - "эссе", "реплика", "зарисовка", "памфлет", "фельетон", "очерк", "заметка". (Одна из карточек - "заметка", не относится к видам художественных жанров).

Обращение педагога к группе: перечислите названные мной слова в том порядке, в котором они были вам показаны. Что это за слова, к чему относятся?

Дети отвечают: это виды художественных жанров.

Обращение педагога к группе: верно, тема нашего прошлого занятия. В чем отличие художественных жанров от остальных?

Дети отвечают: этот жанр не замкнут в определенные рамки. Имеет ярко выраженную авторскую позицию. Отражает нравственные, социальные и духовные искания личности.

Обращение педагога к группе: все ли названные мной виды жанра относятся к художественному? А чтобы легче было найти лишнее слово, давайте дадим характеристику каждому виду.

Педагог демонстрирует карточки - учащиеся комментируют.

"Заметка" относится к информационным жанрам. Это краткое предъявление факта, новость одной строкой, без заголовка.

__. Основная часть

Подготовительный этап.

Обращение педагога к группе: вы неоднократно бывали на съемочных площадках. Представим ситуацию: "Вы работаете над проблемным репортажем о людях с ограниченными возможностями. Собираете материал о том, что в городе не созданы условия для инвалидов: нет специальных трамплинов и т.д. Вас пригласили на мероприятии для детей с ограниченными физическими возможностями. Во время съемки по ступеням зала пытается спуститься ребенок и падает. Вы запечатлели этот момент на видеопленку. И он, отражает суть вашего сюжета. Вопрос: Станете ли вы использовать данный видеоматериал в своей работе? Почему?

Дети отвечают.

Освоение новых знаний.

Сообщение темы занятия.

Обращение педагога к группе: каждый человек, где бы он ни работал, и какие обязанности не выполнял, имеет определенные принципы. Есть принципы и у отдельных профессий (врачи, стражи порядка, учителя и др.). Профессия журналиста и оператора, относится к таким. И на сегодняшнем занятии мы поговорим как раз об этом. (Звучит тема занятия).

Активизация внимания

Обращение педагога к группе: прежде чем мы перейдем к этике профессиональной, остановимся подробнее на понятии "этика". Что это такое?

Дети отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде.

Обращение педагога к группе: исходя из этого, дадим определение профессиональной этике.

Дети отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной профессиональной группе.

Педагог обращает внимания на словарное слово: профессиональная этика.

Сообщение теоретических сведений по теме.

Обращение педагога к группе: "Свобода слова"? - что означает это выражение?

Дети отвечают: возможность говорить то, что думаешь.

Комментарий педагога: вместе с правом на свободу слова, человек, работающий в средствах массовой информации, получает и определенные обязанности, несет ответственность за свою деятельность.

Профессиональными журналистскими ассоциациями были созданы документы, в которых собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. На территории РФ, основные этические принципы профессии четко сформулированы в "Кодексе профессиональной этики российского журналиста". Но прежде чем мы перейдем к изучению основных положений этого документа, давайте познакомимся с исходными этическими принципами, которых обязаны придерживаться и журналист и оператор:

Достоверность в изложении фактов.

Комментарий детей.

Комментарий педагога: факт и мнение должны быть четко отделены друг от друга. "Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач личные взгляды ведущих и репортеров, - говорится в рекомендациях знаменитой британской вещательной корпорации. - Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение". Зритель или слушатель не должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу.

Полнота информации.

Активизация познавательной деятельности обучающихся.

Обращение педагога к группе: существует выражение: "Неполная правда - хуже лжи". Прокомментируйте? (Пример, новости советского времени).

Комментарий детей.

Комментарий педагога: элементы правды создают иллюзию правдивости.

Релаксационная пауза.

Обращение педагога к группе: перед тем как перейти к рассмотрению основных положений кодекса профессиональной этики журналистов я предлагаю вам ряд дыхательных упражнений. Добывая информацию, журналисту часто приходится сталкиваться с препятствиями, стучаться в закрытые двери. Чтобы выполнять поставленные задачи максимально эффективно, и без вреда для собственного здоровья необходимо владеть собой. Этому способствуют дыхательные упражнения, которые к тому же снимут усталость и повысят мозговую активность.

Глаза закрыты. Внимание направляем внутрь себя.

Дыхание через левую ноздрю.

Дыхание через правую ноздрю.

Попеременное дыхание.

Активизация коммуникативных способностей. Работа в подгруппах.

Учащиеся делятся педагогом на подгруппы (2 человека в каждой).

Весь материал по теме находится на рабочих столах ноутбуков.

Обращение педагога к группе: перед тем как приступить к работе, давайте вспомним ТБ при работе на ПК.

Дети отвечают:

Во время работы с оборудованием строго следовать инструкциям по эксплуатации по оборудованию, указаниям педагога.

Не преступать к работе без разрешения педагога.

Размещаться на рабочем столе таким образом, чтобы исключить падение и опрокидывание аппаратуры. Не забывать снимать статистическое напряжение касаясь металла (например, ножки стула).

За аппаратурой нужно сидеть прямо, находясь от экрана монитора на расстоянии 50 - 60 см.

Быть внимательным и дисциплинированным.

Помнить: техника в рабочем состоянии находится под напряжением.

После окончания работы запрещается самостоятельно отключать аппаратуру.

Педагог обращает внимания на словарное слово: "кодекс".

Задание №1, для 1 подгруппы.

Из кодекса профессиональной этики российского журналиста, представленного в виде документа на рабочем столе, выбрать 10 положений, отражающих суть исходных принципов журналистики. Выбор обосновать.

Задание №1, для 2 и 3 подгруппы.

На рабочем столе у каждой подгруппы находится заранее подготовленный педагогом вариант задания, с перечнем отдельных положений кодекса профессиональной этики российского журналиста. Необходимо изучить информацию, и пересказать суть некоторых положений.

(На выполнение задания отводится 3 минуты).

Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.

Активизация словесно-диалогической речи.

Каждый из обучающихся, после знакомства с рядом принципов озвучит и прокомментирует минимум 2 положения из кодекса.

Дополнение педагога: кодекс профессиональной этики принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. (Москва)

Педагог напоминает место нахождения данной информации в распечатанном виде, а так же в электронном варианте.

Обращение педагога к группе: Теперь, когда мы познакомились с основными положениями кодекса профессиональной этики журналиста, я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

Задание №2. Открыть видеофайл "Примеры интервью". Необходимо: проанализировать образцы интервью и выбрать те варианты, которые учитывают основные положения кодекса профессиональной этики.

(на выполнение задания отводится 3 минуты)

Ответ. Верные варианты: №7, №8, №11, №13. Допустим вариант №10.

Обобщение и систематизация знаний

Обращение педагога к группе: И так, мы с вами выяснили, что журналист и оператор имеют право свободно выражать своё мнение. Но вместе с этим получают ряд обязанностей.

Контрольный этап.

Выявление качества и уровня овладения знаниями (тестирование).

Обращение педагога к группе: А каких, вы узнаете заполнив бланк теста. Выполняя это задание важно опираться на знания, полученные вами ранее, а так же на профессиональные этические принципы, которые мы рассмотрели на занятии.

___. Итоговая часть

Анализ тестирования.

Я предлагаю вам самостоятельно оценить результаты теста. Для этого необходимо в этом же документе выделить столбики В и D, затем с помощью правой кнопки "мышки" выбрать команду отобразить. Появиться столбик с правильными ответами.

Анализ и оценка занятия

Обращение педагога к группе. Прежде чем мы продолжим, я хотела бы заострить ваше внимание на словарных словах, которые я вынесла в левой части доски. Откройте рабочие тетради и занесите туда новые словарные слова.

Блиц-опрос.

Обращение педагога к группе: наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня?

Дети отвечают: профессиональная этика оператора и журналиста.

Обращение педагога к группе: назовите исходные этические принципы, которых обязаны придерживаться журналист и оператор.

Дети отвечают: достоверность в изложении фактов и полнота информации.

Обращение педагога к группе: Назовите отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста и оператора.

Дети отвечают: обязаны соблюдать законы своей страны. Признавать и уважать право физических и юридических лиц не отвечать на вопросы. Сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Уважать авторские права. Придерживаться принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. Обязаны избегать употребления оскорбительных выражений и др.

Обращение педагога к группе: сформулировать определение - "Профессиональная этика журналиста и оператора".

Дети отвечают: профессиональная этика - этические принципы, которых журналист и оператор должны придерживаться в своей профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в кодексе.

Самоутверждение детей в успешности.

Педагог отмечает обучающихся за работу на занятии.

Информационный этап. Задание на дом

Домашнее задание: проанализировать и дать развернутый ответ на поставленный в карточке вопрос.

Оценка занятия.

Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все понравилось -
  • Мне ничего не понятно -
  • Мне было интересно -
  • Мне было скучно -
  • Мне было легко -
  • Мне было трудно -

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5