Группа: №2; 2 год обучения.
Время проведения занятия: 45 минут.
Цель занятия: Сформировать представление о профессиональной этике журналиста.
Задачи:
- Обучающие: познакомить обучающихся с исходными профессиональными этическими принципами журналиста; изучить отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста.
- Развивающие: развитие памяти, словесно-диалогической речи; развитие аналитических способностей и познавательного интереса учащихся.
- Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к респондентам, источникам информации, сознательного отношения к обучению журналистике.
Средства обучения: текстовые средства (памятки, рабочие тетради); средства, автоматизирующие процесс обучения (ноутбуки); визуальные средства (учебная доска, карточки, со словарными словами, с заданием на дом, видеофайлы).
Части занятия
Подготовительная часть - 5 минут.
- Организационный этап.
- Проверочный этап.
Основная часть - 35 минут.
- Подготовительный этап.
- Освоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контрольный этап.
Итоговая часть - 5 минут
- Анализ тестирования.
- Анализ и оценка занятия.
- Задание на дом.
Ход занятия
_. Подготовительная часть.
1. Организационный этап.
Активизация внимания.
Приветствие. Настрой на занятие.
2. Проверочный этап.
Закрепление пройденного материала: словарная работа, блиц-опрос.
Педагог демонстрирует учащимся карточки с названиями видов художественных жанров журналистики - "эссе", "реплика", "зарисовка", "памфлет", "фельетон", "очерк", "заметка". (Одна из карточек - "заметка", не относится к видам художественных жанров).
Обращение педагога к группе: перечислите названные мной слова в том порядке, в котором они были вам показаны. Что это за слова, к чему относятся?
Дети отвечают: это виды художественных жанров.
Обращение педагога к группе: верно, тема нашего прошлого занятия. В чем отличие художественных жанров от остальных?
Дети отвечают: этот жанр не замкнут в определенные рамки. Имеет ярко выраженную авторскую позицию. Отражает нравственные, социальные и духовные искания личности.
Обращение педагога к группе: все ли названные мной виды жанра относятся к художественному? А чтобы легче было найти лишнее слово, давайте дадим характеристику каждому виду.
Педагог демонстрирует карточки - учащиеся комментируют.
"Заметка" относится к информационным жанрам. Это краткое предъявление факта, новость одной строкой, без заголовка.
__. Основная часть
Подготовительный этап.
Обращение педагога к группе: вы неоднократно бывали на съемочных площадках. Представим ситуацию: "Вы работаете над проблемным репортажем о людях с ограниченными возможностями. Собираете материал о том, что в городе не созданы условия для инвалидов: нет специальных трамплинов и т.д. Вас пригласили на мероприятии для детей с ограниченными физическими возможностями. Во время съемки по ступеням зала пытается спуститься ребенок и падает. Вы запечатлели этот момент на видеопленку. И он, отражает суть вашего сюжета. Вопрос: Станете ли вы использовать данный видеоматериал в своей работе? Почему?
Дети отвечают.
Освоение новых знаний.
Сообщение темы занятия.
Обращение педагога к группе: каждый человек, где бы он ни работал, и какие обязанности не выполнял, имеет определенные принципы. Есть принципы и у отдельных профессий (врачи, стражи порядка, учителя и др.). Профессия журналиста и оператора, относится к таким. И на сегодняшнем занятии мы поговорим как раз об этом. (Звучит тема занятия).
Активизация внимания
Обращение педагога к группе: прежде чем мы перейдем к этике профессиональной, остановимся подробнее на понятии "этика". Что это такое?
Дети отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде.
Обращение педагога к группе: исходя из этого, дадим определение профессиональной этике.
Дети отвечают: совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной профессиональной группе.
Педагог обращает внимания на словарное слово: профессиональная этика.
Сообщение теоретических сведений по теме.
Обращение педагога к группе: "Свобода слова"? - что означает это выражение?
Дети отвечают: возможность говорить то, что думаешь.
Комментарий педагога: вместе с правом на свободу слова, человек, работающий в средствах массовой информации, получает и определенные обязанности, несет ответственность за свою деятельность.
Профессиональными журналистскими ассоциациями были созданы документы, в которых собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. На территории РФ, основные этические принципы профессии четко сформулированы в "Кодексе профессиональной этики российского журналиста". Но прежде чем мы перейдем к изучению основных положений этого документа, давайте познакомимся с исходными этическими принципами, которых обязаны придерживаться и журналист и оператор:
Достоверность в изложении фактов.
Комментарий детей.
Комментарий педагога: факт и мнение должны быть четко отделены друг от друга. "Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач личные взгляды ведущих и репортеров, - говорится в рекомендациях знаменитой британской вещательной корпорации. - Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение". Зритель или слушатель не должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу.
Полнота информации.
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Обращение педагога к группе: существует выражение: "Неполная правда - хуже лжи". Прокомментируйте? (Пример, новости советского времени).
Комментарий детей.
Комментарий педагога: элементы правды создают иллюзию правдивости.
Релаксационная пауза.
Обращение педагога к группе: перед тем как перейти к рассмотрению основных положений кодекса профессиональной этики журналистов я предлагаю вам ряд дыхательных упражнений. Добывая информацию, журналисту часто приходится сталкиваться с препятствиями, стучаться в закрытые двери. Чтобы выполнять поставленные задачи максимально эффективно, и без вреда для собственного здоровья необходимо владеть собой. Этому способствуют дыхательные упражнения, которые к тому же снимут усталость и повысят мозговую активность.
Глаза закрыты. Внимание направляем внутрь себя.
Дыхание через левую ноздрю.
Дыхание через правую ноздрю.
Попеременное дыхание.
Активизация коммуникативных способностей. Работа в подгруппах.
Учащиеся делятся педагогом на подгруппы (2 человека в каждой).
Весь материал по теме находится на рабочих столах ноутбуков.
Обращение педагога к группе: перед тем как приступить к работе, давайте вспомним ТБ при работе на ПК.
Дети отвечают:
Во время работы с оборудованием строго следовать инструкциям по эксплуатации по оборудованию, указаниям педагога.
Не преступать к работе без разрешения педагога.
Размещаться на рабочем столе таким образом, чтобы исключить падение и опрокидывание аппаратуры. Не забывать снимать статистическое напряжение касаясь металла (например, ножки стула).
За аппаратурой нужно сидеть прямо, находясь от экрана монитора на расстоянии 50 - 60 см.
Быть внимательным и дисциплинированным.
Помнить: техника в рабочем состоянии находится под напряжением.
После окончания работы запрещается самостоятельно отключать аппаратуру.
Педагог обращает внимания на словарное слово: "кодекс".
Задание №1, для 1 подгруппы.
Из кодекса профессиональной этики российского журналиста, представленного в виде документа на рабочем столе, выбрать 10 положений, отражающих суть исходных принципов журналистики. Выбор обосновать.
Задание №1, для 2 и 3 подгруппы.
На рабочем столе у каждой подгруппы находится заранее подготовленный педагогом вариант задания, с перечнем отдельных положений кодекса профессиональной этики российского журналиста. Необходимо изучить информацию, и пересказать суть некоторых положений.
(На выполнение задания отводится 3 минуты).
Первичная проверка понимания изученного и закрепление новых знаний.
Активизация словесно-диалогической речи.
Каждый из обучающихся, после знакомства с рядом принципов озвучит и прокомментирует минимум 2 положения из кодекса.
Дополнение педагога: кодекс профессиональной этики принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. (Москва)
Педагог напоминает место нахождения данной информации в распечатанном виде, а так же в электронном варианте.
Обращение педагога к группе: Теперь, когда мы познакомились с основными положениями кодекса профессиональной этики журналиста, я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
Задание №2. Открыть видеофайл "Примеры интервью". Необходимо: проанализировать образцы интервью и выбрать те варианты, которые учитывают основные положения кодекса профессиональной этики.
(на выполнение задания отводится 3 минуты)
Ответ. Верные варианты: №7, №8, №11, №13. Допустим вариант №10.
Обобщение и систематизация знаний
Обращение педагога к группе: И так, мы с вами выяснили, что журналист и оператор имеют право свободно выражать своё мнение. Но вместе с этим получают ряд обязанностей.
Контрольный этап.
Выявление качества и уровня овладения знаниями (тестирование).
Обращение педагога к группе: А каких, вы узнаете заполнив бланк теста. Выполняя это задание важно опираться на знания, полученные вами ранее, а так же на профессиональные этические принципы, которые мы рассмотрели на занятии.
___. Итоговая часть
Анализ тестирования.
Я предлагаю вам самостоятельно оценить результаты теста. Для этого необходимо в этом же документе выделить столбики В и D, затем с помощью правой кнопки "мышки" выбрать команду отобразить. Появиться столбик с правильными ответами.
Анализ и оценка занятия
Обращение педагога к группе. Прежде чем мы продолжим, я хотела бы заострить ваше внимание на словарных словах, которые я вынесла в левой части доски. Откройте рабочие тетради и занесите туда новые словарные слова.
Блиц-опрос.
Обращение педагога к группе: наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую тему мы изучали сегодня?
Дети отвечают: профессиональная этика оператора и журналиста.
Обращение педагога к группе: назовите исходные этические принципы, которых обязаны придерживаться журналист и оператор.
Дети отвечают: достоверность в изложении фактов и полнота информации.
Обращение педагога к группе: Назовите отдельные положения кодекса профессиональной этики журналиста и оператора.
Дети отвечают: обязаны соблюдать законы своей страны. Признавать и уважать право физических и юридических лиц не отвечать на вопросы. Сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Уважать авторские права. Придерживаться принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. Обязаны избегать употребления оскорбительных выражений и др.
Обращение педагога к группе: сформулировать определение - "Профессиональная этика журналиста и оператора".
Дети отвечают: профессиональная этика - этические принципы, которых журналист и оператор должны придерживаться в своей профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в кодексе.
Самоутверждение детей в успешности.
Педагог отмечает обучающихся за работу на занятии.
Информационный этап. Задание на дом
Домашнее задание: проанализировать и дать развернутый ответ на поставленный в карточке вопрос.
Оценка занятия.
Педагог предлагает заполнить анкеты, в которых необходимо поставить галочку около выбранного утверждения.
- Мне все понравилось -
- Мне ничего не понятно -
- Мне было интересно -
- Мне было скучно -
- Мне было легко -
- Мне было трудно -