Урок математики. Тема: "Путешествие в страну математики". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Цель: расширить знания детей о великих математиках, о старых русских мерах. Развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к математике.

Оборудование.

1. Плакат с названием мероприятия.

2. Карта страны, поделенная на секторы по цвету.

3. Портреты великих математиков: Евклида, Архимеда, Н.И.Лобачевского, С.В.Ковалевской.

4. Плакаты с пословицами “Математика – царица всех наук”, “Математика – гимнастика ума”.

5. Карточки с названиями секторов.

6. Рисунки с геометрическими фигурами (окружности).

7. Карточки с рисунками старых русских мер.

Форма мероприятия: путешествие.

Ход мероприятия

Учитель: “Дорогие ребята! Сегодня мы попали в удивительную страну – страну мудрецов, которая носит название “Математика””.

Прозвенел долгожданный звонок.
Математика встречи с вами ждет.
Задания интересные приготовила для вас,
Чтобы дружно работал весь 2 класс,
Будьте все внимательны, а еще старательны.

- Нам сегодня поможет игровое поле, другими словами, карта страны Математики. На игровом поле – 5 секторов разного цвета с названиями – это указательные знаки – путеводители путешествия от сектора к сектору по этим указателям, начало путешествия обозначено значком “Старт”. Успех работы сегодня зависит от вашей быстроты, точности, сообразительности.

I. Вступительное слово учителя.

- Давайте пригласим сюда царицу этой страны – царицу “Математика”.

(Выходит царица Математика, садится на трон).

Дети читают стихи о царице Математике.

1 ученик:

- Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

2 ученик

- Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

3 ученик

- Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

4 ученик

- Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

5 ученик

- И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Царица Математика:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.

Все:

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука Математика!

Царица Математика:

Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?

Все:

Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает Математика!

II. Путешествие по стране.

1. Оранжевый сектор “Великие математики”

а) Дети инсценируют стихотворение “Евклид”.

Стихотворение “Евклид”

Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал,
Написал он великий труд,
Эту книгу “Начало” зовут.
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли, шли издалека…
А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? – вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
- Точка – это то, в чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил, молодец! –
Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну а в чем же линии секрет?
- Есть длина, а ширины в ней нет!
- Снова в точку. Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
- Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал, наука – это клад!
Я уверен – ты, Евклид, богат!
Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай! – ученый говорит. –
Ты теперь богаче, чем Евклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей?
Архилок поднялся: “Я смогу!”
Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
- Хорошо! – потом спросил Евклид.
- А тебя к науке что манит?
Юношу погладил по плечу.
- Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: как умен Евклид!
Значит, славу знание сулит!
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
“Люди! Он умней, чем я, Евклид”.
- На, иди! Теперь ты знаменит!
Ну а третий думает о чем?
Что-то чертит, чем-то увлечен.
- Что ты чертишь?
- Линию черчу. Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид, -
Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
- Кто же ты?
И слышит он в ответ:
- Я из Сиракуз. Я – Архимед.

(Газета “Педагогическое творчество” №4 2008 г.)

б) Дети рассказывают о великих математиках Н.И.Лобачевском, С.В.Ковалевской.

2. Фиолетовый сектор “Старые русские меры”.

- Какие русские меры вы знаете? (Ответы детей)

(Дети рассказывают о старых русских мерах).

( 1пуд = 16 кг, 1 фунт = 410 г, 1 золотник = 4 г, 1 аршин = 71 см, 1 фут = 31 см, 1 дюйм = 2 см 5 мм, 1 миля = 7 км 500 м, 1 верста = 1 км, 1 сажень = 2 м 13 см )

3. Голубой сектор “Математический ручеек”.

- Как в любой стране, в стране Математики текут свои реки, ручейки, но эти ручейки особенные, они представлены в виде числовых ручейков. Надо очень постараться, чтобы они потекли по правильному курсу.

- Даны числовые ряды, определив закономерность, продолжите каждый ряд и помогите ручейкам.

1. 16 17 18 26 27 28 36 37 38

2. 27 34 41 48

3. 56 48 40 …

4. Зеленый сектор “Природа и математика”.

(На игровом поле даны числа 100, 80, 15, 100)

Зеленый цвет – это цвет природы. Как же связаны природа и математика?

- Давайте заглянем в зимний лес. Какое животное рассказывает о себе так: “Мы зимой живем поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщем по лесу. Главная наша пища – мелкие грызуны: мыши, полевки. Такую охоту люди называют мышкованием. А помогает нам в этом отличный слух”

- Кто о себе так рассказывает? (Лиса)

- Какое число надо соотнести с лисой?

- На каком расстоянии лиса слышит мышиный писк? (100 м)

- Самый быстрый зверь семейства кошачьих? (Гепард).

- Какое число надо соотнести с гепардом? (80 км/ч). Почему?

- У какой птицы самый длинный язык? (Дятел).

- Какое число соответствует ему? (15 см)

- Какая птица подкидывает своих птенцов в чужие гнезда? Какое число соответствует кукушке? (100)

(Кукушка съедает около 100 гусениц в 1 час, да еще таких, которых не едят другие птицы.)

5. Желтый сектор “Геометрия”.

а) - Что такое “Геометрия”? Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети инсценируют стихотворение Е.Паина “Треугольник и квадрат”.

Жили-были два брата. -
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я - Квадрат”.
И сказал еще нежней:
“Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был Квадратом,
А проснешься - без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

б) - Сколько треугольников на рисунке?

(Рисунок на доске).

в) - Дорисуй геометрические фигуры (окружности), чтобы из каждого получился какой-то предмет.

III. Слово царице “Математике”.

- Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам? Что вам больше всего понравилось, что интересного вы сегодня узнали?

- Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего, математику знать,
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась Математика!

IV. Подведение итогов путешествия.

Литература:

1. Л.С.Выготский “Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. – М.: Просвещение. 1991 г.

2. М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова “Методика преподавания математики в начальных классах”. М.: Просвещение. 2002 г.

3. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова “Играя, учимся математике”. М.: Просвещение, 1993 г.

4. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская, О.Н.Донская “Олимпиадные задания. Математика” Волгоград, изд. Учитель, 2009 г.

5. Г.В.Трегубова “Развитие творческого мышления. (Начальная школа №6/2003).

6. Е.М.Семенова, Е.Д.Горбунова “Развитие мышления на уроках математики”.