Цели:
- расширить представления учащихся о птицах – зимующих;
- совершенствовать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение);
- способствовать развитию наблюдательности, мышления, устной речи, памяти, мелкой моторики;
- воспитывать интерес к окружающему миру (птицам).
Оборудование:
- предметные картинки: “Найди отличия”, предметные картинки птиц (воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, клёст, ворона), баночки с крупой, картина-кормушка,
- разрезные картинки - силуэты птиц,
- клей,
- клеёнки,
- салфетки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Упражнение: “Найди отличия” - сядет тот, кто найдет и назовёт отличие на картинках. (Сюжетные картинки, тематика: “Снеговик”)
II. Введение в тему:
- Назовите время года? (Ответы детей).
- Назовите три месяца зимы? (Ответы детей).
- Какой сейчас месяц зимы? (Ответы детей).
- Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
(Звучит запись стихотворения О. Высоцкой “Мастерица зима”)
- Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
- О каком времени года, говорится в стихотворении?
- О каких птицах, говориться в стихотворении?
- Как называют птиц, оставшихся на зиму? (Ответы детей)
- Тема нашего урока: “Зимующие птицы”. (Открывается запись на доске или вывешивается)
- Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимних морозов, метелей да вьюг. Не боятся оставаться на зиму. Это зимующие птицы.
Как они выглядят, где селятся, чем питаются. Мы узнаем на уроке.
- Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
- Верно, а как он выглядит? (Выставляется иллюстрация). Воробей — маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. Воробьи селятся стайками. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
- Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
- Где они пищу находят? (Во дворах, в кормушках.)
Она маленькая птичка,
И зовут се... (Синичка)
(Выставляется иллюстрация).
- Как она выглядит? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)
- Где синички устраивают гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов.)
Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета. Кто это? (Сорока)
- Как она выглядит? (Выставляется иллюстрация.) Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост, держит веером.
- Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
- Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь— кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар. (Ворона)
(Показывается иллюстрация).
- Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое.) Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Физкультминутка
Вот под ёлочкой зеленой Дети бегают, размахивают руками и кричат: “Кар – кар – кар”.
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар.
Целый день они кричали, Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел)
(Показывается иллюстрация). Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
- Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
- А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
- Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.). Дятла считают санитаром леса.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это? (Снегирь)
(Показывается иллюстрация).
- Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
- Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, клюв короткий, толстый, черный.
- Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле — поет со свистом? (Клест)
(Показывается иллюстрация). Это необычная птица, опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.)
- Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест — единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях.
- Много интересного вы про птиц узнали.
- Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица... шустрая
- У синицы клюв тонкий, а у дятла... толстый
- Ворона большая, а воробей... маленький
- Синицы высиживают птенцов летом, а клест... зимой
- Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
- Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
- Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
- Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Дидактическая игра: “Кого не стало”.
Физкультминутка.
Зимнее солнце Разводят руки в стороны и поднимают над головой в кольцо
Спит в облаках. Склоняют голову в правую, левую сторону ,руки лодочкой к щеке
Гроздья рябины Поочередно поднимают правую, левую руку в верх
Горят на ветвях. Делают “фонарики”
Зайцы грызут у осины кору, Подскоки
Стрекочут сороки Машут руками
В сосновом бору
Ёлочки белые шапки надели Приседают, кладут руки на голову треугольником
Снежные вальсы танцуют метели. Кружатся.
- Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.) Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
- Чем можно покормить птиц зимой?
Упражнение: “Перебери крупу”: (детям раздается смесь круп: семечки, фасоль, горох). Надо перебрать по разным стаканчикам корм для птичек.
- Вот мы приготовили корм для птиц.
- Как называется место, где кормят птиц?
- Как называют предмет, на который насыпают корм для птиц?
- У нас тоже есть кормушка (вывешивается рисунок кормушки, без птиц) только птицы ещё не прилетели в столовую. Сейчас мы узнаем, какие птицы прилетят в нашу столовую:
Гимнастика для глаз.
Упражнение: “Собери птичку”. (Мозаика – разрезные картинки птиц, даётся дифференцированно: из 4-х, 6-и, 8-и частей). (После выполнения работы дети называют птиц, которые они составили)
(За правильный ответ даются жетоны – птицы).
- Дети, давайте разместим птиц на кормушке.
- Сейчас, вы возьмете птичек подойдете к столу, нанесете клей на силуэт птички и приклеите. (Дети поочерёдно подходят к столу, заранее приготовлен клей, наносят клей и наклеивают силуэт птички на кормушку).
- Посмотрите, как радуются птицы новой столовой.
- Давайте составим предложения по картине. (Дети составляют предложения, затем предлагается одному ребёнку (сильному) составить рассказ по картинке, повторяют ещё 2-3 ребёнка).
Запись стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”.
Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Не богаты их корма — Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
IV. Итог урока.
- О каких птицах говорилось на уроке?
- Назовите зимующих птиц.
- Как мы можем помочь птицам зимой?
- Чем мы можем их покормить?
- Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде.