Психологическая безопасность образовательной среды как условие психологического здоровья личности

Разделы: Школьная психологическая служба


В современной практической психологии образования одной из актуальных является проблема психологического здоровья учащихся разных возрастов. В связи с этим в последние годы в центр психологической службы выдвигается работа по сохранению и воспроизведению психологического здоровья детей. Психологическое здоровье – это та психологическая реальность, которая делает личность самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние самоориентиры.

Таким образом, психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать как цель, и как критерий эффективности психологической службы образования на современном этапе ее развития.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. [2, 8]

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному напряжению. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Необходимо создать условия, в которых бы все участники образовательной среды чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психологически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды. [1, 6].

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психологическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Могут быть следующие проявления психологического насилия: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, принуждение сделать что-либо против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Угрозой психологической безопасности является непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь служат: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений, внимание к просьбам и предложениям. [1, 85].

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в своей практической деятельности педагоги и психологи сталкиваются с теми или иными нарушениями психологического здоровья детей. В то время как постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

В МАОУ «Гимназия № 6» педагогом-психологом создана система изучения основных параметров психологической безопасности образовательной среды. Психологические исследования проводятся среди учащихся 6-8 классов, родителей и педагогов гимназии.

Цель: Изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как условия психологического здоровья личности.

Задачи:

  1. Оценить интегральный показатель отношения к среде учащихся, их родителей, педагогов;
  2. Оценить индекс психологической безопасности образовательного пространства;
  3. Оценить индекс удовлетворенности учащихся, их родителей и педагогов образовательной средой гимназии.
  4. Обобщение полученных результатов, разработка рекомендаций.

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение 1).

Обработка и обобщение результатов: на основе полученных данных можно сделать вывод о том, какие существуют отличия в оценке образовательной среды гимназии учащимися, родителями и педагогами.

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде гимназии.

Литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Приложение 1. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы».