Одаренные дети – кто они? Какие? Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть их огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовывать себя, стать максимально полезными обществу, людям? Эти и многие другие вопросы очень волнуют сегодня нас, учителей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Это своеобразное сочетание способностей определяется синтетическим понятием «одаренность». Ни способности, ни одаренность сами по себе не обеспечивают успех, а лишь создают возможность его достижения. Кроме них, необходимы и другие факторы: мотивация, умения, навыки…Часто говорят: «способный, но ленивый» или «способный, но для достижения успеха еще надо много учиться и трудиться».
Способности формируются в деятельности и не могут возникнуть вне участия человека в конкретной деятельности.
Современный учитель должен быть и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Специалисту такого рода надо владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка. Словом, надо быть знатоком во всех областях человеческой жизни.
Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Воспитание детей, особенно одаренных, может быть эффективным только при индивидуальном, личностном подходе. У творчески одаренных детей оригинальный ум, их зачастую не понимают взрослые и не принимают сверстники. Поэтому важно создать вокруг таких детей доброжелательную, теплую атмосферу, помочь им понять самих себя, создать ситуацию успеха. Этому способствуют и психолого-педагогические семинары для учителей, и занятия самообразованием, и анализ форм и методов работы с учащимися, а также применение современных технологий обучения.
В последние годы, в период перестройки жизни всего общества и в том числе российского образования, особое внимание было обращено на концепцию личностно ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа. В личностно ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребенка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.
Задачу личностно ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, в формировании экологического сознания, практических навыков.
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.
В настоящее время все больше педагогов и школ начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью. В индивидуальной работе с детьми учитель развивает их, формирует различные исследовательские навыки. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний». Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе, его участие в нарушении и дестабилизации своей среды обитания в пространственно-временном измерении. Только при этом учитель может раскрыть перед учащимися лично значимые для них проблемные ситуации, лежащие в области их непосредственных интересов.
Использование в учебном процессе метода проектов направлено на создание конкретного продукта (получение результата), позволяющего учащемуся пережить ситуацию самореализации. Проектное обучение развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования в выбранной области. Учебный исследовательский проект содержательно должен представлять собой результат конкретной деятельности по расширению взятой из реальной жизни и лично значимой для учащихся проблемы.
Исследовательская работа дает хорошие результаты и всесторонне развивает учащихся только при добровольном занятии их исследовательской работой, добровольном выборе темы учеником с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, при максимальной самостоятельности ученика в процессе проведения исследования и при компетентном и заинтересованном руководстве научного руководителя.
Работа учителя в качестве руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности, в организации учащихся на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации.
Исследовательская деятельность школьников способствует развитию умения ориентироваться в море научной информации, работать с научной литературой, обобщать полученную информацию, приобретать навыки реферативной работы, грамотно строить свои выступления. Хороший стимул-участие в научно-практических конференциях школы, города, республики. Высокие результаты, которых некоторые школьники достигают, говорят о том, что развить способности можно при условии умелой организации индивидуальной работы.
Выполнение школьного проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой, что порождает необходимость овладения учителем «технологии научного исследования». Успешное обучение и осуществление исследовательской деятельности учащимися возможны, если имеется представление обо всех ее элементах и этапах в целом.
Работа выполняется в несколько этапов:
1 этап - организационно-подготовительный
- Сообщение детям предварительной информации – «вводный текст».
- Выбор темы исследования, т. е. определение задачи, которая должна быть решена учащимися.
2 этап - поисково-исследовательский
- Разработка программы исследования.
- Материально-техническая подготовка.
- Сбор и изучение необходимой информации.
- Проведение исследовательской работы.
3 этап – отчетно-оформительский
- Консультации по обработке материала.
- Подбор фотографий и иллюстраций, таблиц, сопровождающих материал, их размещение.
- Выбор заголовков информационных блоков.
- Создание слайдов
4 этап – информационно-презентативный
- Защита осуществленного проекта в классе, школе, городе.
- Обсуждение работы.
При рассмотрении представленной работы обращают внимание на актуальность и наличие исследовательской части в решении проблемы, творческий подход к учебно-исследовательскому проекту, на результативность и практическую значимость работы, умение вести обсуждение, на оформление презентационного стенда.
Защита проекта дает возможность учащимся продемонстрировать приобретенные знания, умения, опыт поисково-исследовательской работы, навыки творческой деятельности. Получение результата позволяет учащемуся пережить ситуацию самореализации
Участвуя в конкурсах, конференциях различного уровня, учащиеся нашего лицея показали свое лицо, интеллект, творческие способности, добившись определенных результатов.
Список литературы
- Капитанова Т. Вундеркинды за партой. // Народное образование. – 1996. - №8. – С. 66-69
- Розанов Л. Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. – 2004. - №7. – С. 39-42
- Савенков А. И. Путь в неизвестное. Развитие исследовательских способностей школьников. Изд-во «Генизис», М., 2005 г.
- Сиротин О. Необходимое условие – индивидуализация. // Народное образование. – 1996. - №8. – С. 24-25