Неблагоприятная экологическая обстановка – сама актуальная проблема современности. Вырубаются леса, повсюду свалки отходов, загрязняются реки, озера, моря, океаны. Окружающая природа на грани уничтожения. Причиной серьезных нарушений на планете является экологическая неграмотность человека, который относится к окружающему миру потребительски.
Экология как наука появилась еще в конце 19 века. И только в середине 20 столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Наша задача- воспитать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманистическому отношению ко всему живому. Опыт показывает, что уже в старшем, дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, любит ее, беспокоится о будущем Земли, он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.
“Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы” (Л. Павлова).
Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. Решать задачи экологического образования помогает музыкальное искусство.
Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, с удовольствием слушают музыку, узнают ее, радуются знакомым, понравившимся пьесам и песням. У дошкольников развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, природе. Музыка влияет на воспитание художественного вкуса, развивает эстетические свойства личности ребенка. Педагог пользуется музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирование его личности.
Слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник”, “Жаворонок” вызывают эстетическое переживание весеннего пробуждения природы. Русская народная песня “Во поле береза стояла” формирует бережное отношение к деревьям, лесу. Слушание пьес “Полет шмеля” муз. Римского-Корсакого и “Танец бабочек” муз. Красева напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз. Гречанинова прививают любовь к животным, способность к состраданию.
Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребенка интерес к миру природы. На празднике “День Земли” дети исполняют песни “Посади деревце” муз. Кудряшова, “Мы хотим, чтоб птицы пели” муз. Жабко, “Одуванчик” муз. Кулаковой, которые способствуют формированию у детей навыков разумного поведения в лесу: не рвать цветов, не губить животных и насекомых. Театральная постановка музыкальной экологической сказки “Пожар в лесу” учит детей основным правилам поведения на природе: не ломать деревья, не разводить костры.
Музыка способствует экологическому воспитанию детей. Через музыку мы приобщаем детей к миру прекрасного, учим любить природу и познавать ее, бережно и заботливо относиться ко всему живому.
Использование музыки на занятиях по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.