Значимость работы по созданию адаптированных и скорректированных программ, организационно педагогических условий на II ступени для классов, обучаемых в логике ФГООС ОО с 2011-2012 года обусловлено позитивными изменениями в обществе и системе образования, которые позволяют выделить интегральный признак времени - наличие нового социального заказа к образованию, выражаемого в новых целях и ценностях, обновленном содержании, в инновационных технологиях и методиках преподавания.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевой характеристикой обновленного образования становится: “В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем...”.Данные цели возможно достичь в практике отечественного образования на базе обновления содержания образования, ориентированного на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через создание ООП, ВОП и воспитательных программ классов в логике ФГООС ОО.
Подобная работа находится в стадии становления, т.к. практическая реализация основных положений ФГООС ОО и национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” началась с 2011 года на I ступени обучения. Педагоги II и III ступеней обучения нацелены сегодня на разработку организационно педагогических условий, позволяющих принять данные классы и продолжить обучение согласно новым стандартам через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе. Создание организационно педагогических условий, отвечающих современным требованиям к результатам обучения возможно через создание обновленных образовательных программ по предмету.
Работа над программой, отвечающей современным требованиям,
Строится на основе ранее разработанных:
1. Ранее разработанные образовательные программы с 2007-2008 гг. | 2. Промежуточный результат с 2010-2011 гг. | Предполагаемый результат реализации программы |
ключевыми результатами выделялись ЗУНы, т.е предметные результаты. | Результатами обучения выдвигаются УУД, к предметным результатам добавляются и метапредметные | 1. Помимо предметных и
метапредметных выделить личностные
образовательные результаты, которые бы
отражали личность “инициативную, способную
творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умеющую выбирать профессиональный путь,
готовую обучаться в течение всей жизни”[1, стр.1] Отбор технологий, направленных на высокие образовательные результаты, “вовлекающие детей в исследовательские проекты и творческие занятия” [1, стр.2]. |
Мониторингу подвергались также предметные результаты, где мониторинговым инструментарием являлась система проверочных и контрольных работ по предмету. | Мониторингу подвергаются
предметные результаты, особое внимание
уделяется ЗУНам, проверяемым ГИА и ЕГЭ. Разрабатываются критерии мониторинга, в которые входят все те же предметные результаты, но мониторинговый инструментарий пополняется видами разборов, составлением лингвистических миниатюр (например, правописание чередующих гласных в корне слова) УМК Разумовская М.М., Лекант П.А., 5 класс, и созданием мультимедийных продуктов на лингвистические темы и т.д. |
Разработка и систематизация критериев и способов диагностики достижений учащихся, отработка технологии “портфолио” |
Воспитательный потенциал урока
заключался в работе с текстами упражнений того
или иного нравственного содержания. Например, тема урока: слово - основная единица языка. Язык. Правописание. Культура речи. 1 ч. Упражнения УМК Разумовская М.М., Лекант.П.А. подобраны так, что возможно сформулировать воспитательный потенциал урока “показать важность знания родного языка в современном мире , способствовать формированию любви и интереса к русскому слову”. |
Воспитательный потенциал урока строился также с учетом текстов упражнений, но были сформулированы ценности, обозначенные в ФГООС ОО. | Воспитательный потенциал урока строить не только на основе текстов упражнений, а использовать творческие работы учащихся, продукты социальных практик, через которые раскрывались бы способности каждого ученика, проявлялась способность подростков преодолевать стереотипы, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы. |
Обобщенно определялись
технологии для всех типов уроков(личностно
ориентированные): 1) технология проблемного обучения; 2)технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; 3) технологии групповой деятельности; 4) информационно-коммуникативные технологии. |
Определялись на каждый урок
методы и приемы. Отрабатывался Опыт организации уроков с помощью современных технических средств, системы Sanako lab 250, которая позволяет преобразовать компьютерный класс в интерактивные мультимедиасреды. Создавался банк творческих работ учащихся. |
Учитывать задачи, решаемые
школьниками в разных видах деятельности и
задачи, решаемые педагогами, реализующими
основную образовательную программу общего
образования, в образовательной деятельности. Широко применять виды деятельности, соответствующие подростковому периоду: - совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах; - совместно-распределенная проектная деятельность; - исследовательская деятельность в ее разных формах; - творческая деятельность. Результатом работы учителя в данном направлении послужит приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. |
Согласно логике, изложенной выше, выстраивается основная образовательная программа по предмету. Для иллюстрации предлагаются фрагменты образовательных программ по предмету:
1. 2007–2008 учебный год. УМК Разумовской М.М., Леканта П.А.
Учебник “Русский язык”. 6 класс
Содержание | Основные понятия | Умения и навыки | Воспитатель ный потенциал |
Технологии |
Морфология и синтаксис (7 ч.+4 ч.) |
Части речи. Члены предложения. Глагол и его роль в предложении. Имя существительное и его роль в предложении. Имя прилагатель ное и его роль в предложении. | Углубленное повторение и
систематизация знаний и умений по морфологии и
синтаксису в сопоставлении: по орфографии и
орфоэпии на основе сопоставления и
противопоставления звуков и букв, устной и
письменной речи; по словообразова нию имен существительных и прилагательных в единстве с орфографией. Умение составлять связный текст описательного характера по репродукциям картин. Умение редактировать тексты. Написание сочинения в художественном стиле с использованием оценочных и изобразительных средств языка. Преобразование структуры научного рассуждения (творческое задание). |
Показать важность знания родного языка в современном мире, способствовать формированию любви и интереса к русскому слову | 1. Личностно- ориентированные 2. Организация самостоятельных работ учащихся. Активные методы обучения: 1. Практический метод. 2. Познавательные игры. 3. Система упражнений. 4. Тренинги. 5. Постановка проблемного вопроса и т.д. |
2. 2009–2010 учебный год. Промежуточный результат. УМК Разумовская М.М., Лекант П.А.
Учебник “Русский язык”. 5 класс
Основное содержание | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Мировоззрение, ценности | Методы, приемы |
Повторение изученного. Фонетика.
Графика. Графика. Звук и буква. Транскрипция. Двойная роль букв. Фонема. Фонетический разбор слова. |
1. Умение транскрибировать слова,
фразы. 2. Перевод фонетич. записи в орфографическую. 3. Умение составлять монологич. высказывание, используя план. 4. Умение фонетич.разбора слова. 5. Умение работать с орфограф. словарем. |
В. Желание работать над чистотой языка, формируя Н. правильной литературной речи | 1. Транскрибирование. 2. Расшифровка фонетической записи. 3. Методика наблюдения за речью дикторов. |
3. 2010–2011 учебный год. УМК Разумовской М.М., Лекант П.А.
Учебник “Русский язык”. 5 класс.
Основное содержание по темам | Основные виды деятельности учащихся | Метапредметные | Личностные результаты учащихся |
Язык. Правописание. Культура
речи. Орфография и морфология (на основе изученного). Буквы Н иНН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. |
1. Опознавать и дифференцировать
имена прилагательные, причастия, наречия; 2. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную и словообразовательную морфему; различать изученные способы словообразования; составлять словообразовательные цепочки; 3. Совершенствовать освоение содержания изученных орфографических правил и алгоритмов их использования; 4. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова |
1. Создавать устные и письменные
монологические высказывания на учебно-научные
темы в соответствии с целями и ситуацией общения
(упр.8). 2. Владение поисковым чтением текстов разных стилей и жанров; овладение приемами отбора материала на определенную тему; способность к преобразованию информации, полученной в результате чтения (упр.24). |
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны, благотворно влияет на развитие Личности (работа с высказыванием В.Г. Белинского). |
Основная образовательная программа по предмету ориентирована на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей программы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Подобная работа позволит обеспечить педагогические условия, способствующие адаптации в среднем звене классов, обучающихся в логике ФГООС ОО в 2011-2012 учебном году, начать апробацию стандартов II поколения.
Программа (Приложение)