Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: "Звуки С, Съ. Буква С"

Разделы: Логопедия


Цели:

коррекционно- образовательные:

- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [С];

- продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных;

- формировать нормативную лексику;

коррекционно- развивающие:

- развивать у детей навыки словообразования;

- автоматизировать звук [С] в слогах, словах и предложениях;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- учить дифференцировать звуки [С] и [Сь] на слух и в произношении;

- упражнять в звуковом анализе слов;

- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные:

- расширять кругозор детей.

- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки, картинки со звуками [С], [Сь] в начале, середине и конце слова.

Ход занятия

I. Объявление темы.

Послушайте скороговорку. Скажите, какой звук часто слышится в ней?

Везёт Санька Соньку на санках
Санки - скок, Саньку - с ног,
Сонька - бух в сугроб!

- Звук [С].

- Правильно! С этим звуком мы сегодня познакомимся.

- Когда произносим звук [С]:

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идёт по центру языка (рука у рта);

- горлышко "молчит".

Логопед показывает символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС....

Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [С] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука: согласный, твёрдый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Логопед предлагает: "Давайте накачаем колесо - С - С - С - С..." (дети встают и изображают, как накачивают колесо - резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

II. Развитие фонематического слуха.

Дидактическое упражнение "Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]":

с, п, м, с...; са, ва, ма, су...; ас, ам, ус..;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

III. Фонетические игры.

а) Ребёнок берёт картинку, называет её и определяет местоположение звука [С], определить место звука в словах. Картинки: санки, коса, колос, собака, каска, нос, пояс, сова, колбаса, ус, колесо, песочница.

б) Считалка. Встали в круг. Тот на кого указали последним, выполняет задание, изложенное в считалке и садиться на место.

На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.

Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сахар, сад, салат, сапог
Назовите первый слог!

Поезд катится по рельсам,
Поезд быстро мчится к лесу.
Остановка, Сосны, Лес.
Выходи на букву С.

 Вот со звуком "С" Считалка:
Сани, Сок, Сова, Скакалка,
Выходи на слово Стук,
Назови в нём первый звук!

Быстро, чисто называй:
Сало, сам, салют, сарай,
Сайка, санки, сажа. Снова
Повтори всё слово в слово!

Слушай и запоминай,
И красиво называй
Все слова со слогом Са -
Полоса, Коса, Оса,

Все слова со слогом СО -
Соня, Сода, Колесо,
Все слова со слогом Сы -
Косы, Бусы и Весы.

IV. С - твёрдый звук, а как будет этот звук звучать мягко. - [Сь].

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зелёный кружок.

V. Дифференциация звуков [С]-[Сь].

а) Дидактические упражнение "Скажи наоборот".

СА - СЯ, СУ - СЮ, СЫ - СИ, СО - СЁ, СЭ - СЕ.

б) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [Сь]):

  • санки, синий, сумка, сова;
  • лось, гусь, весь, нос.

в) Дидактическое упражнение "Большой - маленький" - упражнение в словообразовании (обращаем внимание на появление звука [Сь] в образованном слове):

Нос - носик, пес - ..., кокос - ..., насос - ..., колесо - ..., сосна - ..., коса - ..., ананас - ....

VI. Проговорить и выучить скороговорку:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

VII. Физкультминутка. Координация речи с движением "Снежок", развитие воображения.

Раз, два, три, четыре. Сжимают и разжимают кулачки.
Мы с тобой снежок лепили "Лепят", меняя положение ладоней.
Круглый,

крепкий,

очень гладкий

Показывают круг,

сжимают ладони вместе,

гладят ладонью друг друга.

И совсем, совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок
Два – поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И… сломаем.

(Н. Нищева)

Топают

VIII. Игра "Прочитай по первым буквам". Предлагается детям "прочитать" слово по первым буквам названий картинок. Составить слова из букв разрезной азбуки.

IX. Фонематический анализ слова “сестра”.

X. Знакомство с буквой С.

На что похожа буква С? - Серп, месяц, ручка у чашки, перевернутая - радуга, мостик, рога, улыбка и т.д.

XI. Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

XII. Задание "Допиши в словах букву С и прочитай слово. Соедини получившиеся слова с соответствующими картинками.

XIII. Итог занятия и оценка работы детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам [С] и [Сь].

XIV. Домашнее задание.

а) Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):

Я взял…. стола чашку. Мальчик несёт сумку … книгами.

б) Составить предложение из слов:

Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.

Литература

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.

2. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: Дел?та, 2000. – 224 с.

3. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.