Цели:
коррекционно- образовательные:
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [С];
- продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных;
- формировать нормативную лексику;
коррекционно- развивающие:
- развивать у детей навыки словообразования;
- автоматизировать звук [С] в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- учить дифференцировать звуки [С] и [Сь] на слух и в произношении;
- упражнять в звуковом анализе слов;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательные:
- расширять кругозор детей.
- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки, картинки со звуками [С], [Сь] в начале, середине и конце слова.
Ход занятия
I. Объявление темы.
Послушайте скороговорку. Скажите, какой звук часто слышится в ней?
Везёт Санька Соньку на санках
Санки - скок, Саньку - с ног,
Сонька - бух в сугроб!
- Звук [С].
- Правильно! С этим звуком мы сегодня познакомимся.
- Когда произносим звук [С]:
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идёт по центру языка (рука у рта);
- горлышко "молчит".
Логопед показывает символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС....
Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [С] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука: согласный, твёрдый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Логопед предлагает: "Давайте накачаем колесо - С - С - С - С..." (дети встают и изображают, как накачивают колесо - резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
II. Развитие фонематического слуха.
Дидактическое упражнение "Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]":
с, п, м, с...; са, ва, ма, су...; ас, ам, ус..;
Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
III. Фонетические игры.
а) Ребёнок берёт картинку, называет её и определяет местоположение звука [С], определить место звука в словах. Картинки: санки, коса, колос, собака, каска, нос, пояс, сова, колбаса, ус, колесо, песочница.
б) Считалка. Встали в круг. Тот на кого указали последним, выполняет задание, изложенное в считалке и садиться на место.
На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сахар, сад, салат, сапог
Назовите первый слог!
Поезд катится по рельсам,
Поезд быстро мчится к лесу.
Остановка, Сосны, Лес.
Выходи на букву С.
Вот со звуком "С" Считалка:
Сани, Сок, Сова, Скакалка,
Выходи на слово Стук,
Назови в нём первый звук!
Быстро, чисто называй:
Сало, сам, салют, сарай,
Сайка, санки, сажа. Снова
Повтори всё слово в слово!
Слушай и запоминай,
И красиво называй
Все слова со слогом Са -
Полоса, Коса, Оса,
Все слова со слогом СО -
Соня, Сода, Колесо,
Все слова со слогом Сы -
Косы, Бусы и Весы.
IV. С - твёрдый звук, а как будет этот звук звучать мягко. - [Сь].
Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зелёный кружок.
V. Дифференциация звуков [С]-[Сь].
а) Дидактические упражнение "Скажи наоборот".
СА - СЯ, СУ - СЮ, СЫ - СИ, СО - СЁ, СЭ - СЕ.
б) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [Сь]):
- санки, синий, сумка, сова;
- лось, гусь, весь, нос.
в) Дидактическое упражнение "Большой - маленький" - упражнение в словообразовании (обращаем внимание на появление звука [Сь] в образованном слове):
Нос - носик, пес - ..., кокос - ..., насос - ..., колесо - ..., сосна - ..., коса - ..., ананас - ....
VI. Проговорить и выучить скороговорку:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
VII. Физкультминутка. Координация речи с движением "Снежок", развитие воображения.
Раз, два, три, четыре. | Сжимают и разжимают кулачки. |
Мы с тобой снежок лепили | "Лепят", меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий |
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят ладонью друг друга. |
И совсем, совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз – подбросим, | Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок |
Два – поймаем, | Приседают, ловят воображаемый снежок. |
Три – уроним | Встают, роняют воображаемый снежок. |
И… сломаем. (Н. Нищева) |
Топают |
VIII. Игра "Прочитай по первым буквам". Предлагается детям "прочитать" слово по первым буквам названий картинок. Составить слова из букв разрезной азбуки.
IX. Фонематический анализ слова “сестра”.
X. Знакомство с буквой С.
На что похожа буква С? - Серп, месяц, ручка у чашки, перевернутая - радуга, мостик, рога, улыбка и т.д.
XI. Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
XII. Задание "Допиши в словах букву С и прочитай слово. Соедини получившиеся слова с соответствующими картинками.
XIII. Итог занятия и оценка работы детей.
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам [С] и [Сь].
XIV. Домашнее задание.
а) Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):
Я взял…. стола чашку. Мальчик несёт сумку … книгами.
б) Составить предложение из слов:
Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.
Литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
2. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: Дел?та, 2000. – 224 с.
3. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.