Интегрированный урок окружающего мира и русского языка в 3-м классе. Тема: "Растениеводство. Обобщение по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели.

1) Познакомить учащихся с растениеводством, как отраслью экономики.

2) Обобщить знания учащихся об имени существительном; определять падеж имени существительного, развивать умение изменять существительное по числам, различать род, распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского рода и женского рода.

3) Воспитывать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оборудование: рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, презентация “Растения”, сигнальные карточки по теме “Род имён существительных” и “Части речи”.

Тип урока: сообщение новых знаний с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.

II. Работа по теме урока.

- Ребята, вспомните, что такое экономика? (Это хозяйство)

- Назовите отрасли экономики, которые вам известны? (Cельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- При помощи сигнальных карточек определите род этих существительных.

- Какую большую отрасль, уже нам знакомую, включает сельское хозяйство? (Животноводство)

- Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей. Одной из таких составляющих (отраслей) сельского хозяйства является растениеводство.

- При помощи сигнальных карточек укажите часть речи и род слова растениеводство. Слайд 1.

Об этой отрасли мы сегодня и поговорим.

- На какие группы делятся все растения? (Дикорастущие и культурные)

- Какие растения называются дикорастущими, а какие культурными?

- Что же такое растениеводство? (Выращивание культурных растений)

- У существительного растения определите число и род. Как определить род существительных множественного числа?

- Зачем люди занимаются растениеводством?

Люди занимаются растениеводством, прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, люди выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь и др.

- А в нашем селе развито растениеводство? Докажите на примерах.

- Как зовут людей, которые занимаются растениеводством?

- Составьте предложения о растениеводах нашего села.

Запись предложения с комментированием, объяснение орфограмм.

Растениеводы нашего села выращивают зерновые культуры.

Задание:

а) разобрать предложение по членам предложения;

б) указать падеж имён существительных.

Сегодня на уроке у нас работают консультанты, которые и познакомят нас подробнее с зерновыми культурами.

Слайд 2. Презентация

Пшеница – бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться.

Яровую пшеницу сеют весной.

В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом яровая.

Известно около 4 000 сортов пшеницы. Это растение используют в виде муки, цельного зерна и манной крупы.

Слайд 5

Рожь – самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. В нашей стране рожь выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой – яровую. Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.

Слайд 7

Ячмень – идёт на приготовление пива, используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб.

Слайд 3

Овёс – кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка.

Слайд 6

Кукуруза – идёт на приготовление крахмала, растительного масла, глюкозы, мучных изделий, её консервируют.

Слайд 4

Просо – ценная крупяная культура. Пшено занимает первое место по содержанию белка среди других круп. Это ценный корм для птиц, а солома и отходы обмолота, как и зелёная масса - хороший корм для рогатого скота.

- Что вы знаете о правописании слова рожь? (У существительных женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

- А когда не пишется мягкий знак?

- Объясните правописание мягкого знака в слове ячмень? (Служит для обозначения мягкости согласных).

Физминутка

На лугу растут цветы (маршируем)
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы (потягивание)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (Руки вверх,
Только это не беда. плавные наклоны)
Наклоняются цветочки, (Руки на пояс, наклон)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают (потягивание)
И по-прежнему цветут.

Кроме зерновых культур, растениеводы выращивают картофель, овощи, фрукты.

По своей важности за зерновыми культурами стоит растение, о котором вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ученик загадывает:

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная …? (Картошка)

- Определите род существительного картофель и обратить внимание учащегося на правильное употребление этого слова в речи.

- Растениеводы выращивают так же овощи и фрукты. В чём их ценность? (Витамины, необходимые для здоровья)

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, которые растут на лугах, сеют кормовую свёклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.

А вот для других целей выращивают прядильные культуры (хлопчатник и лён) – материал для промышленности.

- Послушайте интересное сообщение о льне нашего консультанта.

Слайд 9

На полях растёт удивительное растение – лён. Нигде в мире нет таких обширных полей, как в нашей стране.

Самый длинноволокнистый, шелковистый и урожайный лён растёт у нас на псковских землях. Как синее – синее море волнуется на ветру цветущее поле льна. Трудно оторвать взгляд от этой красоты. Каждый отдельный цветочек живёт всего пол дня: рано утром откроет свой голубой глазок, поприветствует солнышко, сам порадуется ему, а к полудню уже уронит свои нежные лепестки.

Много труда нужно вложить, чтобы вырастить лён, выработать из стеблей льна волокно, из волокна нитки, из ниток выткать ткань, из ткани сшить одежду.

Русские льняные ткани и изделия из них славятся во всём мире. И не случайно. Льняная ткань хорошо отбеливается и окрашивается в разные цвета.

Русские мастерицы издавна украшали свои наряды, сшитые из льняной ткани, вышивкой, кружевами, выполненными тоже из льняных ниток.

- С какими культурами растениеводства мы познакомились и зачем выращивают каждую из них?

- Запишите их в тетрадь и объясните правописание безударной гласной.

(зЕрновые культуры, кОрмовые культуры, прЯдильные культуры).

- Люди каких профессий обслуживают отрасль растениеводство? Об этом нам расскажет следующий консультант.

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай.

Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить.

Растениеводы знакомы с современной техникой, которая используется в поле или в теплице.

Но часть работ они выполняют в ручную, а для этого нужны и сила, и ловкость, и терпение.

Работа растениеводов непроста. И только тот, кто любит растения, землю может выполнять её по-настоящему хорошо.

Слайд 10

- Работа над фотографией “Герб Краснозёрского района”.

- Что означают все цвета на гербе: жёлтый, синий, зелёный; гусь, летящий с колосом пшеницы в клюве?

III. Итог урока

- Что такое имя существительное?

- Что такое растениеводство?

- Для чего выращивают растения?

- Развито ли растениеводство в нашем районе, в Новосибирской области? Докажите на примерах.