Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Обобщение знаний о составе слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

- совершенствовать знания об однокоренных словах и частях слова; отработка умения разбирать слова по составу;

- обогащение словаря учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь, мелкую моторику рук;

- воспитывать активность, старание; интерес к слову, русскому языку.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- мультимедиа;

- компьютеры;

- словообразовательный словарь русского языка;

- толковый словарь русского языка;

- иллюстрация к сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”;

- рисунки: орех, куст- орешник;

- рисунки- схемы: состав воздуха, воды, почвы; состав слова;

- схемы – опоры;

- разноуровневые карточки- задания;

- электронные разноуровневые тесты

- образцы каллиграфического письма;

- калька.

Ход урока

I. Организационный момент.

Гимнастика для пальцев.

Пальцы - дружная семья.
Их размять давно пора -
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем каллиграфически писать.

II. Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания - письмо образцов букв, слогов, слов и предложений по кальке.

Индивидуальная работа: карточки - выделить в словах приставку; суффикс; приставку и суффикс.

1в. Заболел, прискакала, списали, догрузка, доплыть.

2в. Лучики, орешек, коровушка, лягушонок, лыжники.

3в. Заоблачный, побелка, наездники, вырубка, подсказка.

б) Списывание строчек из сказки с заданием. (Ииллюстрация к сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”).

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет.

- Из какой сказки строчки?

Задание - найти имена существительные и глаголы, обозначить.

в) Словарная работа.

Учитель зачитывает наизусть отрывок:

…Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…

- Неслучайно мы сегодня вспомнили сказку А.С. Пушкина. Да и на партах у вас лежит предмет изучения в словарной работе - орех.

На интерактивной доске:

- рисунки: орех, куст - орешник;

- карточка с записью слова - орех;

Словарь: схема-опора с заданием - имя прилагательное + имя существительное (составить словосочетание с новым словарным словом).

- Какой слышим первый звук?(Произносим слово с ударением. Слышим безударный гласный - а.) А какой буквой обозначен этот звук? (Гласной о, её нужно запомнить.)

- Что вы знаете про орех?

Ответы детей.

- Обратимся к толковому словарю русского языка, где подробно узнаем значение и примеры словосочетаний и предложений с новым словарным словом.

(Энциклопедия для детей. (Т.28, ч.2) Толковый словарь русского языка. Н – Я / ред. коллегия: М. Аксёнова, Ю. Антонова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 464 с.: ил.)

На интерактивной доске: сканированная (или напечатанная) 103 страница словаря.

Читают ученики и учитель:

1. Орех – это плод некоторых растений со съедобным ядром в твердой скорлупе. Колоть, грызть, щёлкать орехи. Кедровые, кокосовые, лесные, грецкие орехи. Калёные, жареные орехи. Щипцы для орехов. Орехи – лакомый корм кабанов, медведей и грызунов.

2. Орехом называют очищенные от скорлупы ядра такого плода. Орехи в сахаре. Конфеты, торт, шоколад, мороженое с орехами. Толчёный мускатный орех. Очень полезно есть орехи – миндаль, фундук.

3. Орехом называют дерево или кустарник, дающий такие плоды. Заросли ореха. Около нашего дома рос гигантский грецкий орех, посаженный дедом еще в XIX веке.

4. Орехом называют древесину этого дерева, употребляемою в столярном деле из-за её прочности и красоты. Полированный орех. Шкаф, стол, стулья из ореха. Орех относится к ценным породам древесины.

5. Говоря о каком-то человеке, что его разделали (отделали) под орех, вы подразумеваете, что его сильно отругали, раскритиковали, одержали над ним верх в споре, в поединке. Вот сейчас я его разделаю под орех!

6. Говоря о какой- то вещи, что её разделали (отделали) под орех, вы подразумеваете, что эту вещь уничтожили, разрушили. Ров на городской окраине был превращен в свалку разделанных под орех автомобилей.

7. Говоря о каком- нибудь человеке, что ему достанется (будет, попадет) на орехи, вы подразумеваете, что он будет наказан. Подожди, достанется тебе ещё на орехи! Ох, и будет мне завтра на орехи от учителя! От родителей мальчику досталось на орехи, чтоб не приставал с глупыми вопросами.

(Предложить детям - дома в толковом словаре посмотреть значение и примеры словосочетаний и предложений со словом “орешек”, что и кого называют “твёрдым (крепким) орешком”).

- Составьте словосочетание с новым словарным словом по схеме и запишите. Укажите главное и зависимое слово (1 ученик работает на и/а доске).

- Подберите однокоренные слова, выделите корень.

На интерактивной доске: Орех орешек, орешник, ореховая.

- Что такое “корень слова”? Какие слова называются однокоренными?

Ответы детей.

(Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными словами.)

III. Сообщение темы, целей.

- На уроках окружающего мира мы с вами изучили состав воздуха, воды, почвы. Эти знания очень важны в жизни людей. (Рисунки - схемы на и/а доске)

- А на уроке русского языка изучаем состав слова. Это тоже интересно и важно для грамотного человека. Сегодня мы продолжаем работу над частями слова и поупражняемся в разборе слов по составу.

IV. Работа по теме.

1. Обобщение знаний о составе слова.

- Кто покажет – как правильно разобрать слово по составу?

Ученик на и/а доске выстраивает схему-опору разбора слова по составу. Разбор слова в словарной работе - ореховая.

а) Окончание, основа слова.

- Посмотрите на слова. Являются они однокоренными или это формы одного слова?

На интерактивной доске: Лес, леса, в лесу, лесом.

- Выделим окончание и основу.

- Итак, что мы знаем об окончании?

(Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов, оно служит для образования новой формы слова. Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками.

Основа – это все слово без окончания.)

б) Корень слова.

Орфографическая минутка.

- О корне слова мы уже поговорили, давайте вспомним 4 основные корневые орфограммы. Распределите слова в 4 столбика, выделите корень и орфограмму.

Один ученик работает на интерактивной доске: Степная, улыбка, суббота, грустный, коллектив, устный, цветущий, лёд.

в) Приставка.

Задание: подобрать однокоренные глаголы с приставкой. Обозначить приставку.

На интерактивной доске:

Мороз - (заморозить)

Груз - (погрузить)

Зима - (перезимовать)

- Итак, что такое приставка?

Ответы детей. (Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

Учитель: Приставки создают особую выразительность глаголам, указывают на степень интенсивности действия; придают словам разговорную окраску. В каждой приставке есть свой смысл.

г) Суффикс.

- Что такое суффикс?

Ответы детей. (Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют своё значение.)

Задание: образовать при помощи суффиксов новые слова и объяснить значение этих суффиксов.

На интерактивной доске:

соловей - (-ушк- умен.-ласк. значение);

слон - (-ёнок- при назв. детенышей);

хитрый - (-ющ- увеличит. значение);

камень - (-щик- род деятельности);

мыло - (-ниц- предмет, в кот. что-то лежит);

горох - (-инк- значение 1 предмета).

- Суффиксы делают нашу речь интересной, красивой, богатой.

V. Электронная физминутка для глаз.

VI. Закрепление.

а) Работа с предложениями.

Весь день кружил первый снег. За ночь выпало много (снег). Лисята весело играли в (снег). Мыши спрятались под (снег). Все рады (снег).

- Прочитайте предложения. Что нужно сделать, чтобы они были понятны?

Ответы детей. (Изменить окончание у слова снег. Окончание служит для связи слов в предложении. Предложение будет иметь смысл.

- А что еще служит для связи слов в предложении? (Предлоги)

Запись предложений, выделение окончаний. Один ученик работает на интерактивной доске.

б) Игра “Найди схему”.

Разбор слов по составу - найти соответствующую схему. Ученики работают на интерактивной доске и в тетрадях.

1 в. 2 в. 3 в.
пёсик переход комок
дубовый сапожный отрада
выходной зацепка подснежный

в) Работа на компьютерах.

Тесты “Состав слова” (1, 2, 3 уровень).

(Справочное пособие по русскому языку, 3 класс (1-4). О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.)

VII. Итог урока.

Обобщение:

- Сегодня на уроке мы повторили материал о составе слова, поупражнялись в разборе слов по составу. Познакомились с новым словарным словом - орех.

- Как пишется слово орех?

- Как разобрать слово по составу?

- Что вы знаете о частях слова?

Ответы детей. (Стишки, изученные на прошлых уроках)

1. Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицин)

2. Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
3. Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставок
Образуются слова.

4. Суффикс – значимая часть
Стоит после корня.
Образует он слова
Разного значения.

- Молодцы! Применяя знания о составе слов вы сможете сделать свою речь интересной и выразительной. А верным помощником в разборе слов по составу вам всегда будет словообразовательный словарь.

VIII. Домашнее задание.

Справочное пособие по русскому языку. 3 класс (1-4). О.В. Узорова, Е.А. Нефедова:

с. 89 - 1в. упражнение 191 (I), 2в. - 191 (II), 3в.- 192 по заданию; в толковом словаре посмотреть значение и примеры словосочетаний и предложений со словом “орешек”, “твёрдый (крепкий) орешек”).