Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Применение производной к построению графиков функции»;
- исследовать и строить графики функций.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы “Производная и её применение к построению графиков функций”;
- контроль и самоконтроль знаний и навыков по теме “Применение производной к исследованию функций” в системе заданий, дифференцированных по степени сложности;
- применить программу «Advanced Grapher» при исследовании функций.
Развивающие:
- Развивать учебно-познавательные компетентности учащихся через активные формы обучения.
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные умения: слушать, представлять результат исследований и поиска, аргументировать, работать с различными цифровыми ресурсами;
- создать условия для реализации творческого потенциала, притязаний каждого ученика в соответствии с его интересами, наклонностями, способностями.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, печатные образовательные ресурсы: схема исследования функции с помощью производной, карточки с разноуровневыми заданиями, файлы для самопроверки, инструкция по организации работы в парах сменного состава.
Подготовка раздаточного материала:
В качестве раздаточного материала использовались карточки для первичного контроля полученных знаний. Для наглядности каждая карточка имеет свой сигнальный цвет (красный, зеленый, синий, желтый). На карточках даны дифференцированные задания в трех уровнях:
А: Репродуктивный.
Б: Конструктивный.
В: Творческий.
При работе в парах сменного состава по полученным маршрутам, учащийся выбирает одно задание под одной буквой по мере своих возможностей и способностей. При итоговом контроле, если он выбирает уровень партнера, то решает задание из данного уровня под другой буквой.
Урок проводится в компьютерном классе. На рабочем столе каждого компьютера находится папка «Приложение 3» с файлами для самопроверки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие.
Основными понятиями математического анализа являются понятия функции, предела, производной. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами материал по теме «Производная» и сегодня наша цель обобщить полученные знания. К вопросу обобщения мы подойдём как практики.
- Сообщение цели урока (слайд 2)
- Объявление плана урока.
Сегодня на уроке вы работаете и индивидуально, и в парах сменного состава, после чего мы подводим итоги коллективно.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности
Учитель вновь обращает внимание учащихся на цели урока, записанных на слайде.
Вопросы к классу:
- Что необходимо знать для описания свойств функции, чтения графика функции? Ответ: Необходимознать алгоритм схемы исследования свойств функции.
- Решение, каких опорных задач включает в себя данная схема?
Ответ: Учащиеся формулируют ответы по схеме исследования функций. (Нахождение производной функции, промежутков возрастания и убывания функции, необходимое и достаточное условие существования экстремума)
III. Работа творческого характера
Упражнение «Дружная четверка» в двух вариантах (приложение 1)
Задание: Установить соответствие между функцией, её схематическим графиком, производной функции и графиком функции производной.
Ответы записывают в заготовленные таблицы. (Работа проводится быстро, так как такая работа проводится систематически).
Проверка упражнения:
1) взаимопроверка (учащиеся меняются вариантами),
2) открываются слайды с таблицами- ответами и критериями оценки упражнения (слайды 3 и 4),
1 вариант | 2 вариант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
оценка | Количество ошибок |
«3» | Две, три |
«4» | Одна |
«5» | Нет |
3) выставление оценки, таблицы-ответы учащиеся сдают.
Подводится итог этого этапа урока: что нужно было знать, чтобы верно справиться с этим заданием.
Ответ. Знание свойств функций и правила нахождения производной.
IV. Работа в парах сменного состава
У каждого ученика на парте лежит маршрут (работа с карточками определенного цвета):
- зеленый – красный – желтый – синий,
- красный – желтый – синий – зеленый,
- желтый – синий – зеленый – красный,
- синий – зеленый – красный – желтый,
схема исследования функции, алгоритм по организации работы в парах сменного состава. (Приложение 2).
Каждый ученик получает карточку цветового сигналом и приступает к работе в парах сменного состава. На карточках даны дифференцированные задания в трех уровнях:
А: Репродуктивный.
Б: Конструктивный.
В: Творческий.
Красная Исследуйте функцию и постройте её график:
|
Желтая Исследуйте функцию и постройте её график:
|
Синяя Исследовать функцию и построить её график:
|
Зеленая Исследовать функцию и построить её график:
|
V. Учет и контроль полученных знаний
В перемену перед уроком каждый ученик в своей тетради составляет, а в процессе урока заполняет индивидуальную карту учета.
Фамилия, имя ученика | Цвет карточки | |||
Синий | Красный | Желтый | зеленый | |
Иванов Иван | # | * + ++ | * + | # |
Здесь: *) получил карточку; +) выполнил самостоятельно; ++) объяснил карточку другому ученику, #) объяснение задания партнером.
Работа ученика считается завершенной, когда каждый ученик отработал две карточки-задания и объяснил их партнеру по цветовому сигналу, а они ему объяснили решения своих заданий.
Слабые ученики работают под контролем учителя.
Первичный контроль: самоконтроль по образцам (используя программу «Advance Grapher», построить график функции, найти производную функции, нули и экстремумы функций; найти папку с названием, соответствующим цвету карточки, на рабочем столе компьютера, выбрать файл, сравнить и оценить) (Приложение 3) или учитель.
Вторичный контроль: в паре ученик-ученик.
Ф. И. Учащихся класса | Цвет карточки | Итоговый контроль | |||
Синий | Красный | Желтый | Зеленый | ||
Иванов Иванов | 5 | 3 | Синяя-4 |
Лист учета работы учащихся по теме «Применение производной к построению графиков функции» (висит на доске).
Заполнение листа учета работы класса учениками ведется в течение уроков по мере выполнения заданий.
Итоговый контроль: Решение самостоятельно одной из карточек партнера, выбрав уровень и решив один пример.
VI. Итог занятия
- Подведение итогов урока:
– Графики, каких функций вы строили и исследовали? Ответ: графики четных, нечетных функций, функций общего положения.
– Какие выводы мы сделали сегодня на уроке? Ответ. При построении графика, важно использовать все этапы исследования функции с помощью производной нужно использовать всю аналитически найденную информацию. - Анализ листа учета работ учащихся.
- Оценка работы учащихся учителем.
- Объявление отметок.
- Задание на дом: творческая работа учащихся.
Каждый ученик готовить в качестве домашнего задания два слайда, на одном из которых – график функции, а на другом – описание свойств функции.
Исследуйте предложенную функцию (каждому индивидуально по одной функции, задание лежит у ребят на парте):