Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3-м классе. Тема: "Экологическая безопасность"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить применять знания о природе в новой ситуации; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас; учить сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: плакаты и рисунки на тему защиты природы, нарисованные учащимися.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
"Что" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит "отчего" на зеленом листке,
"Куда" полетело верхом на жуке,
"Зачем" вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зеленым шатром.

- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. А еще будем решать задачи, которые помогут нам относится к природе бережно, помогать ей.

2. Экологический рассказ.

Что такое экология? (наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)

Экология изучает, как растения и животные, включая людей,

Живут вместе, влияют на друг друга и на окружающую их среду.

Но начнём с нас. Послушайте экологический рассказ "Воскресенье в лесу".

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.

В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни, запаслись продуктами, взяли компасы и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали!

Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще.

По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (дети делятся на 2 группы и каждая по очереди перечисляет ошибки школьников из рассказа.)

А теперь запишем общие выводы:

1. нельзя ходить в поход без взрослых.

2. в лесу нельзя включать громкую музыку - она распугивает птиц и зверей.

3. вырывать и сбивать грибы, даже несъедобные, не следует , так как разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

4. для костра собираются сухие ветки, а не ломаются. В жаркую погоду разводить костры запрещается.

5. полиэтилен, банки, очень долго разлагаются, их нельзя выбрасывать в лесу.

6. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

7. трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.

8. нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

9. луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных цветов недолговечна.

3. Физкульминутка:

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно. Веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

4. Экологические задачи.

Задача 1.

На семью из 3 человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?

Краткая запись:

3 чел. - 51 кг

5 чел. - ? кг

Решение:

51 : 3 = 17(кг) - на 1 человека.

17 х 5 = 85(кг) - на 5 человек.

Ответ: 85 килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек.

- Составьте и запишите 2 обратные задачи данной.

(дети снова делятся на 2 группы, составляют и записывают задачи на доске.)

Задача 2.

На семью из 5 человек требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на семью из 3 человек?

Краткая запись:

5 чел. - 85 кг

3 чел. - ? кг

Решение:

85 : 5 = 17 (кг) - на 1 человека.

17 х 3 = 51 (кг) - на 3 человека.

Ответ: 51 килограмм воздуха потребуется на семью из 3 человек.

Задача 3.

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?

Краткая запись:

3 чел. - 51 кг

7 чел. - 85 кг

Решение:

51 : 3 = 17 (кг) - на 1 человека.

85 : 17 = 5 (чел) - хватит 85 килограммов.

Ответ: 85 килограммов чистого воздуха.

Задача 4.

Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода , клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? Составьте уравнение.

Х + 7 Х = 16

8 Х = 16

Х = 16 : 8

Х = 2 (кг) - выделяет клен.

2 х 7 = 14 (кг) - выделяет вяз.

Ответ: 14 килограммов кислорода выделяет вяз.

5. Отгадайте слово, выполните действия.

- Чтобы прочитать зашифрованное слово, надо вам выполнить действия, записать ответы в порядке возрастания. (каждой группе дается листок с заданием.)

О 94:2+72:2 =
Г 54:6+9х8 =
О 7х9-8х4 =
Э 17х3х0 =
К 6х8:4 =
Л 35х2-38:2 =

- Какое слово у вас получилось? (эколог)

- Кто он такой? (человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)

6. Экологический кроссворд. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Кроссворд

- Какие элементы окружающей среды нам необходимо сохранять поможет напомнить кроссворд.

  1. звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (солнце)
  2. вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. (вода)
  3. плодородный слой земли. (почва)
  4. смесь газов. (воздух)

7. Итог.

- Важно знать, предвидеть, что может случиться. Следует беречь природу, бережно относиться к ней.

8. Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему "Экологические прогнозы".