Цели: учить применять знания о природе в новой ситуации; развивать речь, мышление; обогащать словарный запас; учить сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: плакаты и рисунки на тему защиты природы, нарисованные учащимися.
Ход урока
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
"Что" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит "отчего" на зеленом листке,
"Куда" полетело верхом на жуке,
"Зачем" вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зеленым шатром.
- Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой. А еще будем решать задачи, которые помогут нам относится к природе бережно, помогать ей.
2. Экологический рассказ.
Что такое экология? (наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)
Экология изучает, как растения и животные, включая людей,
Живут вместе, влияют на друг друга и на окружающую их среду.
Но начнём с нас. Послушайте экологический рассказ "Воскресенье в лесу".
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни, запаслись продуктами, взяли компасы и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали!
Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще.
По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (дети делятся на 2 группы и каждая по очереди перечисляет ошибки школьников из рассказа.)
А теперь запишем общие выводы:
1. нельзя ходить в поход без взрослых.
2. в лесу нельзя включать громкую музыку - она распугивает птиц и зверей.
3. вырывать и сбивать грибы, даже несъедобные, не следует , так как разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
4. для костра собираются сухие ветки, а не ломаются. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
5. полиэтилен, банки, очень долго разлагаются, их нельзя выбрасывать в лесу.
6. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
7. трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.
8. нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.
9. луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных цветов недолговечна.
3. Физкульминутка:
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно. Веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
4. Экологические задачи.
Задача 1.
На семью из 3 человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?
Краткая запись:
3 чел. - 51 кг
5 чел. - ? кг
Решение:
51 : 3 = 17(кг) - на 1 человека.
17 х 5 = 85(кг) - на 5 человек.
Ответ: 85 килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек.
- Составьте и запишите 2 обратные задачи данной.
(дети снова делятся на 2 группы, составляют и записывают задачи на доске.)
Задача 2.
На семью из 5 человек требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на семью из 3 человек?
Краткая запись:
5 чел. - 85 кг
3 чел. - ? кг
Решение:
85 : 5 = 17 (кг) - на 1 человека.
17 х 3 = 51 (кг) - на 3 человека.
Ответ: 51 килограмм воздуха потребуется на семью из 3 человек.
Задача 3.
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?
Краткая запись:
3 чел. - 51 кг
7 чел. - 85 кг
Решение:
51 : 3 = 17 (кг) - на 1 человека.
85 : 17 = 5 (чел) - хватит 85 килограммов.
Ответ: 85 килограммов чистого воздуха.
Задача 4.
Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода , клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? Составьте уравнение.
Х + 7 Х = 16
8 Х = 16
Х = 16 : 8
Х = 2 (кг) - выделяет клен.
2 х 7 = 14 (кг) - выделяет вяз.
Ответ: 14 килограммов кислорода выделяет вяз.
5. Отгадайте слово, выполните действия.
- Чтобы прочитать зашифрованное слово, надо вам выполнить действия, записать ответы в порядке возрастания. (каждой группе дается листок с заданием.)
О 94:2+72:2 = Г 54:6+9х8 = О 7х9-8х4 = Э 17х3х0 = К 6х8:4 = Л 35х2-38:2 =
- Какое слово у вас получилось? (эколог)
- Кто он такой? (человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)
6. Экологический кроссворд. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Кроссворд
- Какие элементы окружающей среды нам необходимо сохранять поможет напомнить кроссворд.
- звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (солнце)
- вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. (вода)
- плодородный слой земли. (почва)
- смесь газов. (воздух)
7. Итог.
- Важно знать, предвидеть, что может случиться. Следует беречь природу, бережно относиться к ней.
8. Домашнее задание.
Подготовить рассказ на тему "Экологические прогнозы".