Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Звуки [б] и [б'], обозначение их буквой Б. Письмо строчной и заглавной буквы Б"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить детей выделять звуки [б‘][б] на речи, обозначать их буквой Б.
  • Учить читать слова с новой буквой.
  • Развитие речи детей.
  • Познакомить с написанием строчной и заглавной букв Б.

Ход урока

I. Организационный момент. Развитие речи.

– Начнем наш урок со скороговорки.

– Для чего нужны скороговорки?

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.

Проговорим, кто лучше.

II. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, о каких звуках пойдёт речь на нашем уроке сегодня?

– С каких звуков начинаются слова в скороговорке? ([б], [б’]).

– Докажите, что вы правы: произносим слово и 1 звук в этом слове. (Произносят слова, дают характеристику звукам).

– Посмотрите на звуковые схемы на доске.

Чем они отличаются?

Какая схема подходит к слову БУЛКА (на доске – картинка), а какая – к слову БЕЛКА(на доске – картинка)?

Докажите.

Соедините картинку со схемой.

III. Физминутка.

Если услышите в слове мягкий звук [б], похлопайте, если твёрдый – потопайте:

Белка, берёза, блины, бобры, баран, белый, банан, берег, болото, бинт.

Молодцы.

IV. Решение учебной задачи.

– Как вы думаете, сколько букв нам понадобится, чтобы обозначить на письме эти два звука?

– Посмотрите на букву Б. На что она похожа?

Барабан упал с небес,
Закатился под навес. 
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. 

 

Какую «работу» выполняет буква Б в слогах и словах? (Обозначает [б’], [б])

Если буква Б обозначает твёрдый звук, то какие гласные стоят после неё? (А, О, У, Ы, Э).

Если буква Б обозначает мягкий звук, то какие гласные стоят после неё? (Я, Е, Ё, Ю, И)

– Молодцы.

Читаем слоги (подряд и вразбивку) с доски:

БА БО БУ БЫ БЭ
БЯ БЁ БЮ БИ БЕ

– А теперь почитаем слова с этими слогами. Открываем букварь на стр. 92. Читаем слова по цепочке.

– Какие слова вам непонятны?

– Найдите и прочтите слова, в которых буква Б обозначает мягкий звук .

Найдите и прочтите слова, в которых буква Б обозначает твёрдый звук.

Найдите слова, состоящие из 2 слогов.

Найдите слова, состоящие из 3 слогов.

V. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.

– Сели, открыли чистовик (это не пропись, а тетрадь по письму, предназначенная для отработки навыка письма). Запишем предложение под диктовку, но перед этим вспомните алгоритм написания предложения:

Алгоритм:

  • считаю количество слов.
  • пишу предложение, начиная с большой буквы.
  • проверяю, ставлю дуги и ударения.
  • подчеркиваю орфограммы.

Ваня идёт на рыбалку. (Не могут написать слово «рыбалку», так как не учились писать б письменную)

– Что необходимо сделать, чтобы дописать предложение? (Научиться писать б письменную)

– Сравните б и б (письменную). Чем они похожи и чем отличаются?

Посмотрите, из каких элементов состоит буква? (Овал и наклонная)

Открыли пропись на стр. 25 – посмотрели, попробовали в воздухе, написали 1 строку.

– Посмотрите на слоги. Какой лишний и почему? (аб)

Записываем слоги (после показа на доске).

Теперь можем дописать предложение? Открыли чистовик, допишем предложение. Проверьте его. Подчеркните орфограммы.

Слушайте следующее предложение:

За ним кот Барсик. (Не могут написать «Барсик», т.к. не учились писать Б письменную)

– Сравним печатную и письменную Б.

Открыли стр.27 в прописях, найдите крупную букву, попробуйте её написать сначала в воздухе, потом в тетрадях. Прописываем 1 строку.

– Допишите предложение в чистовике. Проверьте его. Молодцы.

VI. Рефлексия.

– О «работе» какой буквы мы говорили на уроке? (Б)

Какие звуки она обозначает?

Какие это звуки? (звонкие)

VII. Постановка учебной задачи на следующий урок.

– А сделайте их глухими, произнесите тихо ([п‘],[п]).

Какие же парные звуки у звуков [б‘][б]? ([п‘][п])

– Какую цель поставим на следующий урок, с какими звуками будем работать? ([п‘][п]).

– Молодцы, спасибо за урок, оцените свою работу с помощью шкалы оценивания.

Каждый ученик делает отметку на шкале:

  • «верхолаз» – работал хорошо и всё понял;
  • «среднелаз» – работал хорошо, но мог бы лучше или не всё понял;
  • «низолаз» – работал плохо или что-то не понял.