Урок физики. Систематизация знаний. Тема: "Первоначальные сведения о строении вещества". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

Образовательные: п

  • овторить основные положения о строении вещества;
  • повторить физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о строении вещества. Систематизировать полученные знания. Познакомить с биографией М.В. Ломоносова.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, вести записи, развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательные

  • способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету. Воспитывать гордость за своих соотечественников.

Тип урока: систематизации знаний в технологии деятельностного метода

Форма: игра - командное соревнование.

Возраст учащихся: 7 класс.

Год обучения: первый.

Место урока в учебном плане:

  • Данный урок является последним в теме: “Первоначальные сведения о строении вещества”. Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя систематизацию знаний по строению вещества.

Обеспечение урока: презентация в Power Point, карточки с глаголами (Приложение 1), бланки таблицы, карточки рефлексии, карточки с кроссвордом (приложение 2), отрывки из поэмы Лукреция Кара “О природе вещей” (Приложение 3).

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, приложение 1, приложение 2, приложение 3.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1. Давайте вспомним: “Что доказывают опыты, приведенные на этих слайдах?”

Ответы: тело состоит из молекул (Мельчайших частиц), молекулы находятся в движении (диффузия), взаимодействуют между собой.

- Молодцы, верно объяснили опыты. Смотрите, сколько мы с вами уже знаем о строении вещества.

Скажите, пожалуйста, можно ли сказать, что тело состоит из частиц, но при этом частицы не двигаются; частицы находятся в движении, но не взаимодействуют между собой; между частицами существует взаимное притяжение, но тело сплошное, а не состоит из молекул?

Нет, все должны рассматривать вместе, в системе.

Скажите, пожалуйста, какая цель нашего урока? Чтобы вам помочь, я приготовила несколько глаголов: узнать, применить, проверить, систематизировать. (Приложение 1)

Выберите, какой из этих глаголов подойдет к этому уроку.

Систематизировать.

Цель урока: Систематизировать знания по теме “Строение вещества”.

Этот урок я предлагаю вам провести в форме соревнования между командами.

Первая команда “ГАЗ”, вторая “ ЖИДКОСТЬ”, третья “Твердое тело”

Оценивать работу команд будет жюри:

Первый вопрос: “Кто первым предположил, что тело состоит из частиц?”

Ответить на этот вопрос я предлагаю капитанам команд.

Задание: прочитать отрывок из поэмы Лукреция Кара “О природе вещей” (Тит Лукреций Кар, римский поэт-философ I в. до н. э.) и выбрать 2 примера показывающих строение вещества. (Приложение 3)

(оценка 2 балла)

Пока капитаны готовятся, посмотрим представление команд.

  • Первая команда “Газ”. ( Мы по комнате летаем, весь объем мы занимаем.)
  • Вторая команда “Жидкость” ( Нету формы, есть объем, вот как весело живем.) Третья команда “ Твердое тело” (мы близки, мы дружны, нас попробуй, разорви.)

Ответы капитанов.

Итак, древние ученые предположили, что тело состоит из мельчайших частиц. Продолжил изучение этих предположений наш соотечественник М.В. Ломоносов.

Попросим ребят нам рассказать о Михаиле Васильевиче. Слайд 2-20

Оценивание 5 баллов.

Что же сегодня в 21 веке мы знаем о молекулах?

Чтобы проще было назвать все отличия различных состояний, предлагаю заполнить таблицу: (на партах есть бланки таблицы, каждая команда отвечает про свое состояние, таблички вклейте, пожалуйста, в тетради) (Приложение 2)

Заполнение таблицы:

Агрегатные состояния вещества газы Жидкости Твердые тела
Расстояния между молекулами большие Средние маленькие
Движение молекул Хаотичное, в любом направлении Медленное, между молекулами Колебательное около одной точки
Взаимодействие между молекулами Очень слабые Слабые сильные
Как протекает диффузия Быстро Медленно Очень медленно
Сохраняется ли форма Нет Нет Да
Сохраняется ли объем нет Да да

Каждая команда отвечает про свое состояние, объясняет, приводя примеры (6 баллов).

Слайд 21. Итак, у нас получилась сравнительная таблица, в которой собраны все наши знания о строении вещества, как вы думаете. Достигли ли мы цели урока? Да, достигли. Молодцы.

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, я предлагаю вам объяснить пословицы:

  • "Ложка дёгтя в бочке мёда" – русская;
  • "На мешке с солью и верёвка солёная" – корейская;
  • "Подо льдом тёплой воды не бывает" – осетинская;
  • "Готовь сено пока солнце сияет" – английская;
  • "Металл хорошо отлит если долго кипит" – русская;
  • "У воды гибкая спина" – финская.

Слово жюри: победила команда…. Победители получают оценку “5”.

Рефлексия: “Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше”. Б.Дизраэли.

Оцените свою работу на уроке, отметьте на лесенке, как вы представляете ваши знания после этого урока.

Домашнее задание. Слайд 22. Решите кроссворд. Желающие могут составить кроссворд по теме, используя пароль ЛОМОНОСОВ.

1. Сокращенная запись одной доли метра – 0,01 метра.

2. Самое удивительное на Земле вещество.

3. Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, и законы ее движения.

4. Мельчайшая частица данного вещества.

5. Физическое явление сцепления молекул жидкости и твердого тела.

6. Объясняется тем, что молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела.

7. Один из методов исследования – источник физических знаний.

8. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества.

9.Единица измерения температуры.

10.Частицы, из которых состоят молекулы.

11.Сокращенная запись 0,001 метра.

Ответы: