Программа дополнительного образования по правовому просвещению детей и подростков "Ты + я + закон"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Воспитание правовой культуры является одной из составляющих в процессе формирования всесторонне развитой личности.

Подростковый возраст можно назвать правозначимым. 12-13 летний ребёнок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него развивается потребность в общественном признании, происходит усвоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе. Часто ребёнок произносит: "Я тоже имею право". Параллельно начинает формироваться стремление ко взрослости "Я могу", "Я должен". Появляется стремление проявить свои возможности, которое ведёт к осознанию своей социальной приобщённости, обостряется потребность в самоопределении, самореализации. Формируется новый, более высокий уровень осознания своего участия в общественной жизни с позиции ответственного человека, выполняющего серьёзную социальную роль. Вступая во взрослую жизнь, подростки зачастую не в состоянии защитить свои права, понять уровень свободы и её грани. Конфликтные ситуации с законом происходят по причине незнания закона. Задача педагога заключается в том, чтобы не только найти информацию о правах и обязанностях, но и донести эту информацию до каждого ребёнка наиболее эффективным способом.

Эффективное использование современных образовательных технологий предполагает изменения в понимании подростком личного правового статуса.

Данная программа ориентирована на педагогов, осуществляющих деятельность по правовому просвещению. В программу включены игры, упражнения, направленные на развитие знаний и представлений детей и подростков о своих правах и возможностях их применения. В реализации программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 год и реализуется в форме практических занятий с элементами тренинга.

 Цель:

  • Воспитание гражданской ответственности.
  • Повышение уровня знаний социально-правовых норм.
  • Развитие умений применять полученные знания.

Основные задачи:

- воспитывать гражданскую позицию, социальную ответственность;

- формировать правовую культуру;

- обогащать знаниями в области права и вопросов безопасности жизнедеятельности;

- развивать навыки участия в процесс выработки и принятия решений в социально-правовых ситуациях.

Этапы программы:

1 этап - диагностический, мотивационный

На данном этапе проходит анкетирование, с целью выяснения уровня компетентности участников. Создаётся мотивации к обучению.

2 этап - теоретический

На данном этапе проводится работа по расширению знаний и представлений подростков о правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав. Формируется гражданская позиция, правовая культура, толерантность.

3 этап - мониторинг

На данном этапе подводятся итоги проведения программы, проводиться анкетирование, викторина на определение уровня знаний.

Направления в работе:

- психолого-педагогическое.

- формирование навыков ненасильственного поведения, толерантности, коммуникации;

- социально-правовое;

Привитие правовой культуры, расширение знаний и представлений о правах и принципах их реализации, воспитание гражданской ответсвенности.

Структура и формы работы

  • Программа рассчитана на 7 занятий с интервалом 1 раз в месяц. Продолжительность занятия 1 час;
  • Количество участников в группе не более 10-12 человек;
  • Основная форма занятия - тренинг. Форма работы варьируется в зависимости от степени готовности группы, уровня её мотивации, возраста детей и конкретных образовательных задач.

Методы работы: мини-лекция, игра, дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Наглядные пособия: раздаточный материал, демонстрационный материал, видео, фотоматериалы, ИНТЕРНЕТ, мультимедиа.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Повышение уровня правовой компетентности учащихся;
  • Развитие навыков самозащиты, коммуникабельности, толерантности;
  • Воспитание гражданской позиции;
  • Воспитание самоуважения, умения уважать права и свободы других;
  • Профилактика правонарушений.

Основные требования к реализации программы

Формирование правовой культуры в обществе процесс многогранный и длительный и требует от педагога определённой подготовки как образовательной, так и психоэмоциональной. Специалист, работающий в данном направлении должен владеть общепедагогическими, социально-правовыми знаниями, знаниями ИКТ. Для повышения эффективности тренингов необходимо использование видео, фотоматериалов, необходимо наличие ТСО, компьютера. Для успешной организации обучения необходимо творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Формы подведения итогов реализации программ

- викторина для детей, содержащая вопросы по группам прав; по решению социально-правовых ситуаций.

- анкетирование специалистов.

- аналитический отчёт по итогам проведения.

Содержание программы (приложение 1)

1. Занятие 1. "Что такое "Право"

1. Знакомство группы. Правила группы.

2. Мозговой штурм "Новая планета".

3. Анкетирование "Право -это:"

4. Разминка "Я шёл по улице:"

5. Настольная игра "Желания и потребности". Понятие "право". (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3)

6. Разминка "Бревно". (Рисунок 4)

7. Просмотр видеоролика "Детская Конституция". Беседа.

8. Заключение. Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

Занятие 2. Права. Категории прав.

1. Приветствие "Эхо"

2. Просмотр видеоролика "Детская Конституция". Беседа.

3. Разминка "Выстроиться в шеренгу по..."

4. Мини-лекция "Категории прав". (Презентация 1)

5. Мозговой штурм "Различия между детьми и взрослыми"

6. Разминка "Люди к людям...".

7. Работа с литературой (Конвенция ООН о правах ребёнка) "Категории прав"

8. Просмотр видеоролика "Детская конституция". Беседа.

9. Заключение.Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

3. Занятие 3. Права на жизнь, имя, жильё, медицинское обслуживание, питание, право на личную жизнь

1. Приветствие группы "Ласковое имя"

2. Просмотр видеоролика " Детская Конституция". Беседа.

3. Разминка "Рассмеши соседа"

4. Мозговой штурм "Нарушенные права сказочных героев" (Рисунок 5)

5. Разминка "Моё"

6. Просмотр видеоролика "Детская Конституция". Беседа.

7. Ролевая игра "Выход из контакта"

8. Заключение.Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

Занятие 4. Права на обеспечение развития: права на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание. Дискриминация.

1. Приветствие "Моё настроение"

2. Просмотр видеоролика "Детская Конституция". Беседа.

3. Упражнение "Диктант". Мини-лекция "Дискриминация"

4. Разминка "Ядовитая Лиана"

5. Мозговой штурм "Право на вероисповедание". Работа в Интернет. (Рисунок 6)

6. Разминка "Слепой и поводырь"

7. Игра "Не верю - проверю"

8. Заключение. Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

Права на защиту: права, защищающие детей от насилия и эксплуатации. Права и обязанности.

1. Приветствие "Сегодня я похож:"

2. Просмотр видео ролика "Детская конституция". Беседа о правах на защиту.

3. Самостоятельная работа с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

4. Разминка "Падение на руки в паре"

5. Кластер "Ты + Я+ Закон".

6. Разминка "Атомы"

7. Мозговой штурм "Что такое насилие"

8. Разминка "Кино"

9. Мозговой штурм "Права и обязанности". Дискуссия

10. Заключение.Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

Права на участие: участие детей в жизни общества, выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития.

1. Приветствие "Привет"

2. Просмотр видео ролика "Детская Конституция". Беседа.

3. Мозговой штурм "Реализация права на участие". Дискуссия

4. Разминка "Пересядьте те, у кого:"

5. Минилекция "Лестница участия Р.Харта".(Презентация 2)

6. Разминка "Собери открытку"

7. Ролевая игра "Юные корреспонденты"

8. Заключение.Рефлексия занятия. "Солнце интересов"

Викторина по правам ребёнка.

1. Приветствие "Верно - не верно"

2. Правовая викторина (Рисунок 7, Презентация 3)

3. Упражнение "Нахал"

4. Просмотр видеоролика "Детская Конституция". Беседа.

5. Разминка "Бревно"

6. Блиц-турнир. (Рисунок 8, Презентация 4)

7. Разминка "Постройтесь по росту"

8. Завершение работы.

(приложение 2)

Литература.

  1. Азбука преподавания прав человека в начальной и средней школе; Женева, май 2003г.
  2. Методика преподавания прав ребёнка; ГОУ ВПО ДГПУ, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); Махачкала, 2007г.
  3. Н.Козлов "Лучшие психологические игры и упражнения"; АРД ЛТД; Екатеринбург, 1997г.
  4. В.Г. Пузиков "Технология ведения тренинга"; Речь; Санкт-Петербург, 2005г.
  5. Г.И. Марасанов "Социально-психологический тренинг"; Изд. "Совершенство"; Москва, 1998г.
  6. Сборник материалов семинара "Учусь-обучая!" 1,2 уровень; НО Мурманский областной благотворительный фонд "Новое начало"; Мурманск, 2009г.
  7. Сборник материалов по работе со старшими школьниками в сфере профилактики ВИЧ/СПИДА и потребления ПАВ; НО Мурманский областной благотворительный фонд "Новое начало"; 2007г.
  8. Е.В. Пчелинцева "Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие"; Москва, 2000г.
  9. А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых "Психология сиротства"; Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; изд. Питер; Москва, 2007г.
  10. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  11. РОО "Карельский союз защиты детей", проект "Ресурсный центр профилактики безнадзорности несовершеннолетних" ("У меня есть право на защиту"). Учебно-методическое пособие для учителя; Россия, Республика Карелия, 2007г.
  12. "Психология подростка", полное руководство под ред. А.А. Реана; изд."Прайм-Еврознак"; Санкт-Петербург, 2008г.