В соответствии с моделью организации педагогического процесса каждый день начинается с "круга".
Назначение круга определено:
- презентацией путей (способов) познания объектов, явлений, событий;
- реализацией задач сенсорного, социального, эмоционально-образного, эмоционально-волевого, рефлексивного развития детей.
Утром педагог предлагает тему (определённое содержание знаний, способов его освоения и т.п.), в беседе определяет направление и некоторые рамки движения внутри темы. Затем ребёнок обращается к окружающей среде (самостоятельно выбирая для работы Монтессори - материалы, дидактические пособия, привлекательные виды деятельности).
Во второй половине дня из "обрывков", отрывочных фрагментарных знаний, представлений дети вместе с педагогом создают целостную картину, обобщающую разрозненные представления о теме.
Самостоятельно выбирая вид созидательно-творческой деятельности, ребенок отражает знания и выражает эмоционально-оценочное отношение к субъективно значимому содержанию средствами художественных образов, проводя огромную творческую работу по освоению мира, учится делать личные открытия.
Рисование в школе Монтессори служит одним из главных проводников к пониманию окружающего, отчетом умения "видеть", средством к запоминанию. Г.-Х. Андерсен: "Человек, умеющий рисовать, собирает мир вокруг себя". Большинство детей умеют собирать вокруг себя свой мир, полный смысла и значения.
Ранее на городском совещании руководителей изо-деятельности был представлен материал, раскрывающий геометрическое рисованиеМонтессори.
Рассмотрим технологию свободного рисования.
Свободное рисование предполагает тщательно подготовленную развивающую среду, созданную педагогом.
С трехлетнего возраста дети начинают изучать строение предметов. Яркий наглядный материал побуждает ребенка к многократному составлению целого из частей, а также ребенок выкладывает на контур части предмета, сопоставляет их, проговаривая названия. Упражнение способствует развитию речи, формированию целостного восприятия формы, способствует увеличению словарного запаса. Затем дети могут познакомиться с разнообразием вида, местом обитания, питания, приспособляемости. Альбомы с фотографиями всегда вызывают большой интерес у детей, расширяют представление об изучаемом предмете, явлении. Работа с определениями помогает выделять существенные признаки, развивает речь, технику чтения. Сказочный образ предмета или явления обыгрывается в театрализованном представлении.
Рассмотрим технику созданияобраза птицы.
- Тема блока: животный мир.
- Тема недели: птицы.
- Тема дня:
- Понедельник - Строение птиц
- Вторник - Место обитания, питание
- Среда - Разнообразие видов
- Четверг - Птичьи заботы
- Пятница - Сказочный образ
1) Круг "Перелетные и зимующие птицы". Лепка "Игрушки - свистульки". 2) Круг "Каждая птица свое гнездо защищает". Аппликация "Пусть летят они, летят". 3) Круг "Такие разные звуки". Рисование "Кони - птицы". 4) Круг "Вид с птичьего полета". Конструирование "Птицы прилетели". 5) Круг "Слово не воробей".
Альбом "Разнообразие птиц".
- Перелётные птицы: грачи, кряква (дикая утка), ласточка.
- Оседлые птицы: ворона, воробей.
- Кочующие птицы: снегирь, синица.
Каждая картинка сопровождается текстом.
Снегири.
Зимой можно увидеть такое чудо: на снежном дереве красные яблоки. Это прилетели красногрудые снегири. Снегири - северные жители. Прилетают к нам, когда на их родине начинаются трескучие морозы. Перелетают с места на место в поисках корма. Питаются семенами, плодами. Весной возвращаются в родные края.
Альбом "Фотографии птиц".
Работа с карточками "Определение птиц":
- Дети читают определение птицы и соотносят его с картинкой.
- Дети читают определение птицы и находят ее название.
- Дети составляют текст из его частей.
Птица в славянской мифологии занимает особое и
очень значимое место.
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень
разнообразны, что объясняется огромными
территориями, заселяемыми славянскими народами.Феникс
- мифологическая птица, обладающая способностью
сжигать себя. Считалось, что феникс имеет внешний
вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя
смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из
пепла появляется птенец. По другим версиям мифа
- возрождается из пепла.
Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Сирин - темная птица, темная сила. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, причем нет сил, чтобы заставить не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Стратим - птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю.
Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет.
Жар-птица - это сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Царевна-лебедь - образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.
У творящего должен быть запас накопленного извне материала, на основании которого вырастает творение. М.Монтессори: "То, что дает помощь рисованию - это занятия естественными науками". Рисование - познание.
Рассмотрим свободное рисование детей в группе.
Две девочки уединились за отдельным столом. Они срисовывают птицу. К ним подошел мальчик, заинтересовался работой. Места за столом не хватает, но желание нарисовать так велико, что он стал рисовать на полке, стоя. Оказалось, что дети рисовали одну птицу, но образ получился разный, так как дети разного возраста, разного жизненного опыта. Первый рисунок - мальчика. По его рисунку видно, в каких условиях он рисовал. Во второй половине дня на выставке творческих работ появились две работы: снегири на тарелочках. Оказалось, что интерес был так велик, что эти дети попросили у воспитателя бумажные тарелочки и слепили снегирей по памяти.
Дети могут сделать сами игры с птицами, игрушки.
Изучение темы заканчивается проведением тематического праздника. Педагог должен позаботиться о тех средствах, которые помогают детям для будущего возможного для каждого из них творчества.