Цель: ознакомить с пищевой ценностью овощей, способами их консервирования, технологией засолки овощей.
Задачи.
Образовательные: сформировать знания и умения по технологии заготовки овощей.
Воспитательные: воспитывать аккуратность; умение работать в группе.
Развивающие: развивать интерес к истории русских национальных блюд.
Межпредметные связи на уроке: русский язык и литература: пословицы и загадки об овощах
Оборудование: компьютер, проектор, электропечь, банки, крышки, закаточная машинка.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся и готовность их к уроку.
Урок 1 (теория)
1. О пользе овощей
На уроках кулинарии мы с вами готовили различные блюда. Какие? (Макароны, каши, оладьи)
Какие продукты мы не использовали с вами для приготовления этих блюд? (Овощи и фрукты)
Слово учителя: Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.
Испокон веков на Руси люди выращивали овощи, а какие пословицы и поговорки этому свидетельствуют.
Представление проекта “Пословицы об овощах” (Слайд 1-6). Презентация
(Девочки читают пословицы).
2. О заготовке овощей (лекция с элементами беседы с использованием ИКТ)
Сегодня мы поговорим о заготовке продуктов.
Действительно, “Каждому овощу – свое время”. (Слайд 7)
В свежем виде плоды и овощи сохраняются очень недолго. Их порчу вызывают попадающие из воздуха, воды и почвы живые существа, невидимые простым глазом, - микроорганизмы (бактерии, дрожжи, плесени).
Как сохранить вкус и пользу овощей (Слайд 8) (Ответы детей: заморозка, сушка)
А еще существуют такие способы сохранения овощей (плодов) как соление, квашение и мочение. (Слайд 9)
Соление, квашение и мочение (Слайд 10) (дети делают записи в тетради).
Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение.
Они основаны на молочнокислом брожении. Происходит оно, когда из сахара, содержащегося в продуктах (овощах), под воздействием молочнокислых бактерий образуется молочная кислота. Этот процесс ускоряется добавлением соли, которая способствует выделению сока, содержащего сахар.
Слово учителя. Консервирующие вещества - соль и молочная кислота.
Несколько слов о соли.
Использовать надо только пищевую соль крупного помола (соль препятствует образование плесени, развитию бактерий).
Йодированная для заготовок не годится.
Для засолки овощей традиционно используют укроп, чеснок, черный перец (горошком), листья и корни хрена, вишни, черной смородины, дуба, которые не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.
При “квашение” раствор не готовится заранее, а возникает в процессе квашения из сока овощей.
Мочение.
Для мочения пригодны плоды (яблоки, груши, сливы). Яблоки моют и укладывают в тару (не допуская ударов). Перекладывают листьями черной смородины, вишни и заливают суслом или сладкой водой.
Моченные яблоки на вкус кислосладкие, с упругой, но более мягкой, чем у свежих, мякотью.
В чем разница между этими тремя способами заготовки овощей? (Слайд 11)
Примерный ответ.
1. Разница между солениями и квашениями заключается в том, что в солениях соли в несколько раз больше, чем в квашениях, в то время как в квашениях больше молочной кислоты.
Молочная кислота образуется в рассоле из сахара, входящего в состав овощей – этот процесс называется молочнокислым брожением.
2. Использование разных продуктов (консервируемого сырья).
3. О засолке огурцов (помидор).
Есть ли загадки про овощи. Послушайте загадки, которые приготовили для вас девочки. (Слайд 12)
Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку
бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. Ответ.
(Огурцы)
Без окон без дверей Полна горница людей. Ответ. (Семена в огурце)
Привязан кустик к колышку,
На кустики - шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ. (Огурец)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
А теперь я вам загадаю загадку. (Слайд 13)
Слово учителя: так какова же тема сегодняшнего урока: “Засолка огурцов”.
Послушайте, как о соленых огурчиках пишет в своем рассказе Святослав Логинов: “Огурчики были небольшие, усеянные аккуратными пупырышками. Даже отсюда видно, какие они упруго хрусткие. И запах … шел несказанный. Ароматы укропа и тмина, горького перца, чеснока и листьев хрена, соединившись вместе, создавали сказочный эффект и вызывали настоятельную потребность встать в очередь и приобрести”.
Сегодня мы будем учиться солить огурцы (помидоры).
Прежде чем приступить к солению, необходимо вспомнить санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и электронагревательными (плитами) приборами.
С применением (Слайд 14–18) - учитель рассказывает о процессе засолки.
Урок 2. Практическое занятие (засолка огурцов (помидор)
1. Актуализация знаний: способы консервации, с каким способом познакомились подробнее.
2. Памятка (учащиеся в группах повторяют правила, указанные в памятке).
3. Засолка огурцов (помидор).
4. Определение готовности.
Готовые огурцы должны иметь плотную мякоть, хрустящую при раскусывании, вкус солоновато-кислый с приятным ароматом специй. Рассол – прозрачный с небольшим помутнеем.
5. Хранение.
Готовую продукцию хранят в погребах, холодильнике, соблюдая температурный режим.
Рефлексия.
Чему научились?
Что понравилось?
С каким настроением уходите с урока?
Что расскажите дома родителям о нашем уроке?
Домашние задание.
“Сервировка стола к ужину. Элементы этикета”. № 28
(Составить меню вашего ужина, разработать макет приглашения).
Немного истории. (При наличии свободного времени)
Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к ароматной селедочке и пряным помидорам. Мы помним, как наши бабушки стерилизовали, сушили и закручивали банки, распределяли равномерно в них огурцы, помидоры всевозможную зелень, чеснок, перец горошком и т.д. И как вкусно выглядела банка с соленьями, которую доставали к столу холодными зимними вечерами.
И о пользе квашеных продуктов известно очень давно. Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время. Не зря во многих флотах мира квашеные овощи и особенно капуста были постоянными в рационе моряков, чтобы избежать цингу. Джеймс Кук приписывает успех в открытии Гавайских островов кислой капусте, которая спасала моряков от этой болезни. Ещё во времена строительства Великой китайской стены для питания рабочих, чей труд был очень тяжелым физически, использовали квашеные овощи, и опять же капусту в частности.
О пользе употребления квашеных продуктов говорили многие учёные. Вот, например, что утверждал академик Борис Болотов в своей книге “Шаги к долголетию”: http://varimparim.ru/uploads/image/kvashenie.jpg
“Во время еды желательно употреблять преимущественно квашеные овощи и фрукты. Борщ лучше готовить из квашеной капусты, а не из свежей, с добавкой квашеной свеклы, квашеной моркови, квашеного лука”.
Загадки про огурцы (Приложение)