Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
В Философском словаре (2 слайд), “патриотизм” определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, гордость за его прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” — край, где родился, но и свою большую Родину - Россию.
В.А. Сухомлинский советовал взрослым особенно тщательно и осмотрительно готовить ребенка к тому моменту, когда тот впервые услышит слова о нашей стране. Он говорил, что прежде надо засеять семенами красоты поле детского сознания — научить школьников чувствовать красоту родной земли, красоту человека, поступка. Любовь к Родине вбирает в себя любовь к родной природе, к семье, школе, любовь к друзьям, к книгам и полотнам художников, любовь к своему делу, ко всему прекрасному и великому, чем живет наш народ.
В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав чувство любви к людям, окружающим ребенка,— к сверстникам и взрослым. Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги, непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни? Есть ли у него очень дорогие ему люди, ради которых он способен жертвовать своими интересами? Или же всё внимание ребенка сосредоточено на удовлетворении собственных прихотей и желаний?
Все это очень важно в воспитании патриотизма. Без умения остро ощущать красоту родной земли, красоту человеческого поступка нет гражданственности.
Воспитание молодого поколения – всегда нелегкий процесс, и сегодня тем более. Усложняется сам процесс воспитания. Утверждения психологов и педагогов о том, что в настоящее время многие люди страдают душевным сиротством, особенно молодёжь и дети, подтверждаются поведением и поступками подрастающего поколения. Поэтому перед нами учителями стоит серьёзная задача раскрыть души наших воспитанников, помочь им выйти из сложившейся ситуации.
Опять обратимся к словам из книги В.А.Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”:
“Чувствование прекрасного вносит в юную душу утонченную способность откликаться на призыв, быть мужественным и великодушным, добрым и сердечным. Человек не может стать воспитуемым, если в годы детства он не восторгается красотой духа человеческого. Изумление человеком — вот что должно стать основой школьного воспитания. Я считаю, что школа лишь тогда школа, когда в ней познание мира начинается с познания человеческой души и на основе этого познания формируются убеждения и, самое главное, воспитывается способность любить и ненавидеть. В сущности, воспитание настоящего человека есть одухотворение красотой человеческого духа — столь глубокое одухотворение, что маленький человек задумывается: кто я? Для чего я живу на свете? Великое это искусство и великая педагогическая мудрость: уметь говорить маленьким своим питомцам, а потом подросткам, юношам и девушкам о красоте человеческого духа. Воспитывайте своих питомцев так, чтобы с малых лет их сердца озарялись ярким светом духовной красоты, и тогда их сердца будут чистыми и тонкими, чуткими и восприимчивыми к этическому поучению, на страже поступков ваших питомцев всегда будет стоять чуткий часовой — совесть. Совестливые, совестные люди (к сожалению, почему-то избегают этих слов) вырастают там, где царит дух изумления перед красотой героизма, мужества, верности убеждениям, готовности отдать жизнь во имя идеалов и идей. Этот дух изумления создает ту утонченность сердца, благодаря которой слово становится могучим средством воспитания”. (3 слайд) “Человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека”, “рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность”.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине.
Каковы же пути совершенствования процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы? Это, прежде всего:
- продолжение и расширение работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов по гражданско-патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;
- усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;
- участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к гражданско-патриотическому воспитанию;
- организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;
- изучение и обобщение передового опыта работы в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.
(5 слайд) Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, совместная работа с учителями музыки и физкультуры.
Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.
Развитию гражданственности и патриотизма, формированию у детей общечеловеческих ценностей помогают и уроки окружающего мира, литературного чтения.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа.
Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют необходимую деятельность школьников.
Так, изучая предмет “Окружающий мир”, в первом-втором классах на уроках больше проводим очные экскурсии “Вот и осень пришла”, “Как из зерна получилась булка”, “Ноябрь - зиме родной брат” и заочные, используя презентации, “Наша страна-Россия”, “Жизнь животных зимой”, “День космонавтики” и другие. Знакомясь (6 слайд) с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны, проводим игру: “Имею право”
В третьем – четвёртых классах изучая предлагаемый материал, мы с ребятами так же проводим экскурсии и уделяем большое внимание проектной деятельности. Изучая историю нашего государства и края, (7 слайд) на уроках окружающего мира и во внеурочное время, совместно с библиотекой, районным и школьным музеями, мы говорим о том, как трудились наши предки, как нашу страну называли в разные времена, кто правил нашим государством, какой вклад внесли наши правители и народ в развитие и процветание государства, нашего края.
Посещая районный историко-краеведческий и этнографический музей “Родная сторонка” села Заплавное (8 слайд), мы ближе знакомимся с историей нашего края, с трудом крестьянина, узнаём какую помощь оказывали дети.
Экскурсовод нашего районного музея (9 слайд) знакомит нас с ремеслами нашей местности, интересно и познавательно проводит беседу с играми, посвященную Дню Космонавтики (10 слайд), рассказывая нам и о Самаре космической.
Изучая природу нашего края, мы понимаем, что только человек может сохранить наши лесные богатства (11 слайд), поэтому этой теме мы уделяем особое внимание. Кроме диспутов и бесед, мы готовим проекты: “Деревья нашего края”, “Помоги птицам зимой!”, “Все о Красной книге”, “Береги природу!”
Для участия в конкурсе экологических агитбригад, ребята серьёзно готовятся. Они понимают: с какой целью это всё проводится. “Берегите матушку Природу!” призыв учеников начальной школы.
“Хлеб – святая пища. Отношение к хлебу было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар”. Это слова из подготовленного ребятами проекта “Цена хлеба”, в котором большую помощь оказали родители, бабушки и дедушки.
Наш край богат природой и патриотами своей Родины. Это (12 слайд) наши герои-земляки: Вавилов Сергей Васильевич, Патрин Алексей Федорович,
Карякин Василий Георгиевич – выпускники нашей школы, герои Великой Отечественной войны. Ребята самостоятельно готовят материал о героях-земляках и в рамках проектной деятельности знакомят с ним одноклассников.
Каждый год мы чтим память Героя России – Павла Немцова (13 слайд) и гордимся его подвигом в Чеченской войне. Девочки готовили проект “Герой России нашей школы”, пригласили нас в школьный музей, где с трепетом в душе рассказывали нам о жизни и подвиге молодого героя.
9 мая весь народ отмечает великий праздник - День Победы, победу советского народа в Великой Отечественной войне (14 слайд). Мы не забываем об этой дате, узнаем об ужасах этой кровавой и жестокой войны, чтим память погибшим, проводим встречи с участниками Великой Отечественной войны.
Проект “Великая слава защитникам!” завершился уроком мужества в 3 классе
(15 слайд), а в 4 классе был подготовлен проект “Эхо войны в сердце каждой семьи”, который собрал информацию не только о своих родственниках, но и соседях живущих рядом. С чувством гордости и глубокого уважения к ним ребята занимались данным проектом. Перед праздником посетили каждого ветерана и участника Великой Отечественной Войны, детей блокадного Ленинграда, и вручили им цветы. Потом долго делились впечатлениями о встречи с ними и увиденной благодарности со слезами в их глазах.
Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Только человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину.
Уроки литературного чтения так же помогают воспитать гражданина, патриота своей Родины. Уже с первых уроков чтения учитель стремится привить любовь к книге – великому чуду, вобравшему в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.
Мы часто говорим: “Книга - это открытие мира”. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и поступки ребёнка.
“Красота спасёт мир”, - сказал мудрейший писатель России Фёдор Михайлович Достоевский, спасёт от духовной нищеты, невежества, жестокости насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлёстывающей всё вокруг. Как “напоить” душу ребёнка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест листвы, всем тем, что повседневно, буднично нас окружает?
Это ежедневная задача учителя. Через сказки, через произведения русских классиков и современных писателей, через детскую литературу – высокое искусство, имеющее свою специфику, историю, свои вершинные достижения.
Борская земля связана с именем Пушкина. (16 слайд) 6 июня - Пушкинский день России. На открытом уроке, подготовленном совместно с учителями рисования и музыки, (17 слайд) “Любите Русь! Любите всей душой!”, который был посвящен Всемирному дню поэзии и юбилейной дате рождения Александра Сергеевича Пушкина, (18 слайд) ребята наших классов очень волновались, им доверили ответственное дело - выразить всю ту любовь к Родине и воспевание величия России, которое сложилось в стихах русских классиков и местных поэтов. И у них все получилось замечательно! (19 слайд)
Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.
Я убеждена, что гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.