Знакомство учеников с историей праздника "День народного единства"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи: Познакомить учащихся с историей возрождённого праздника. Воспитывать познавательный интерес, чувство патриотизма.

День народного единства

(слайд 1)

В день единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России,
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

(слайд 2)

  • 4 ноября - это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроении.
  • 4 ноября - это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
  • 4 ноября - это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.
  • 4 ноября - это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Возвращение к старой традиции

(слайд 3)

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). (слайд 4)

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрирован образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века (8 мая по старому стилю) вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал "спасителем Отечества".

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что "День народного единства" совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Что празднуем?

(слайд 5)

4 ноября в этом году Россия впервые празднует День народного единства. Эго невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине ХVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

В начале ХVII столетия иезуиты затопили Русь "волной самозванцев и воровских людей". В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе "Смутным временем"

Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором "Сказания" о ней и Службы ей.

В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой.

Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и настроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".

Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Дbмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под свое покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство на штурм Москвы.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. Завоеватели разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Тогда большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят только потому, что каждый из нас грешит. Причина несчастья страны, беды государства - в грехе каждого. И тогда весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа. И вот после молебна пред чудотворным образом Казанской Божией Матери и трехдневного поста, которым постился весь народ, Господь изменил Свою волю о нашей стране. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции тяжелобольной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества, архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня - Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади, был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским.

Нас не сломить

(слайд 6)

О, Русь, любимая сторонка,
Как же могла ты допустить,
Чтобы иудова душонка
Смогла союз наш распустить?

Другой народ, другие страсти
Рулят и правят как пришлось,
У них права на жизнь и счастье,
Того ж народу не нашлось.

Давно известная интрига -
Варяг и немцев "ремесло",
Переживем и это иго
Всем нашим недругам назло.

Вернем мы путь добра и чести -
Путь мира, дружбы и побед,
Одной страной великой вместе
Предохраним весь мир от бед.

Бессмертна родина и вечна,
Единый дух кому убить?
Враги хоть топчат Русь беспечно,
Россия - есть, и будет жить!
М. Хозиев