Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результат которого — решение определенных жизненно важных, реальных проблем и получение осязаемых практических результатов, оформленных тем или иным способом. Однако в настоящее время часто происходит смешение понятий “проекта как результата деятельности” и “проекта как метода познавательной деятельности”.
Метод проектов обязательно предусматривает наличие проблемы, требующей исследования, и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежат развитие критического мышления учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы и принимать решения, а также навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Один из главных принципов применения метода проектов — обучение в сотрудничестве. При работе над проектом (если только это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом расстается с обычной для него функцией посредника. Он становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников, — необходимо поощрять их самостоятельность.
Проектный метод обучения является достаточно эффективным и если (в реалиях российского образования) не заменит, то может явиться удачным дополнением к классно-урочной системе.
К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность (выбор тем осуществляется с учетом ситуации и жизненного опыта), самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи и др.
Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование, исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом:
Этапы | Содержание этапов |
Подготовка | Создание учителем проблемной ситуации. Формулирование темы проекта |
Планирование | Определение задач по теме проекта, распределение заданий для учащихся |
Исследование | Выполнение учащимися заданий по теме проекта (изучение различных источников, подбор информационных материалов) |
Выводы | Анализ проведенного исследования (на соответствие избранной теме, полноту его реализации), формулирование выводов |
Отчет | Выбор представления результатов работы над проектом, подготовка материалов для отчета по проекту, защита проекта |
Оценка результатов и процесса | Самооценка учащимися результатов проекта (полноты раскрытия темы, правильности распределения заданий отдельным учащимся при работе над коллективным проектом, качества выполнения заданий учащимися), анализ учителем процесса работы над проектом (эффективности работы группы и отдельных учащихся, представления итогов работы по проекту) |
При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. В начале обучения в центре внимания ученика находится он сам. Ребенок осознает себя как личность. Поэтому можно предложить ученику первые творческие работы выполнить индивидуально, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например: “Мое имя”, “Любимая книга”, “Домашние животные”, “Моя семья”.
Далее в процессе обучения зона внимания ученика расширяется. Ребенок начинает соотносить себя с окружающими. Теперь можно предлагать как индивидуальные проекты, так и работу в небольших группах, и такие темы, как: “Мои друзья”, “Мой класс”, “Моя школа”, “Школьные праздники” или темы, которые заложены в учебных предметах: “Города России”, “Моя родословная”, “Профессии”.
На следующем этапе развития ребенка возрастает его внимание к окружающему коллективу, повышается интерес к тому, что думают о нем окружающие, проявляются лидерские качества. В этот период можно организовать выполнение коллективного проекта, например, в рамках школьно недели проектов к юбилею школы мои учащиеся выполнили творческий проект “Школа моей мечты”.
Количество проектов в течение года не должно быть большим. Однако если учащиеся с удовольствием принимают такой вид деятельности, то можно в течение учебного года выполнять и другие творческие работы: создавать поздравительные открытки к праздникам, альбом “Времена года”, рассказ о себе (автобиография, увлечения, интересы) и т.д.