Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результат которого — решение определенных жизненно важных, реальных проблем и получение осязаемых практических результатов, оформленных тем или иным способом. Однако в настоящее время часто происходит смешение понятий “проекта как результата деятельности” и “проекта как метода познавательной деятельности”.

Метод проектов обязательно предусматривает наличие проблемы, требующей исследования, и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного отрезка времени.

В основе метода проектов лежат развитие критического мышления учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы и принимать решения, а также навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Один из главных принципов применения метода проектов — обучение в сотрудничестве. При работе над проектом (если только это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом расстается с обычной для него функцией посредника. Он становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников, — необходимо поощрять их самостоятельность.

Проектный метод обучения является достаточно эффективным и если (в реалиях российского образования) не заменит, то может явиться удачным дополнением к классно-урочной системе.

К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность (выбор тем осуществляется с учетом ситуации и жизненного опыта), самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи и др.

Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование, исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом:

Этапы Содержание этапов
Подготовка Создание учителем проблемной ситуации. Формулирование темы проекта
Планирование Определение задач по теме проекта, распределение заданий для учащихся
Исследование Выполнение учащимися заданий по теме проекта (изучение различных источников, подбор информационных материалов)
Выводы Анализ проведенного исследования (на соответствие избранной теме, полноту его реализации), формулирование выводов
Отчет Выбор представления результатов работы над проектом, подготовка материалов для отчета по проекту, защита проекта
Оценка результатов и процесса Самооценка учащимися результатов проекта (полноты раскрытия темы, правильности распределения заданий отдельным учащимся при работе над коллективным проектом, качества выполнения заданий учащимися), анализ учителем процесса работы над проектом (эффективности работы группы и отдельных учащихся, представления итогов работы по проекту)

При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. В начале обучения в центре внимания ученика находится он сам. Ребенок осознает себя как личность. Поэтому можно предложить ученику первые творческие работы выполнить индивидуально, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например: “Мое имя”, “Любимая книга”, “Домашние животные”, “Моя семья”.

Далее в процессе обучения зона внимания ученика расширяется. Ребенок начинает соотносить себя с окружающими. Теперь можно предлагать как индивидуальные проекты, так и работу в небольших группах, и такие темы, как: “Мои друзья”, “Мой класс”, “Моя школа”, “Школьные праздники” или темы, которые заложены в учебных предметах: “Города России”, “Моя родословная”, “Профессии”.

На следующем этапе развития ребенка возрастает его внимание к окружающему коллективу, повышается интерес к тому, что думают о нем окружающие, проявляются лидерские качества. В этот период можно организовать выполнение коллективного проекта, например, в рамках школьно недели проектов к юбилею школы мои учащиеся выполнили творческий проект “Школа моей мечты”.

Количество проектов в течение года не должно быть большим. Однако если учащиеся с удовольствием принимают такой вид деятельности, то можно в течение учебного года выполнять и другие творческие работы: создавать поздравительные открытки к праздникам, альбом “Времена года”, рассказ о себе (автобиография, увлечения, интересы) и т.д.