Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе, в детском саду компенсирующего вида, по теме: “Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей с нарушением речи”. Уровень развития речи у наших детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, способствующих развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной интеграции. Все занятие построено в игровой форме, что создает доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес.
Цели и задачи.
Лексические
- Углублять знания детей о природе.
- Закреплять представления о признаках зимы.
Грамматические
- Развивать навык связного высказывания.
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Коррекционные
- Учить выполнять речевые упражнения с имитацией движений.
- Развиваем речевое дыхание, общую и мелкую моторику рук.
Развивающие
- Развивать воображение и логическое мышление.
Воспитательные
- Воспитывать творческую инициативу.
- Умение действовать сообща и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование: магнитофон, музыка П.И. Чайковского “Времена года”, готовые трафареты ладошек, еловые шишки, на подносах вата, пенопласт, мишура, синтепон, клей, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент: Дети стоят полукругом к гостям.
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями, не просто словом, а улыбками и жестами (дети приветствуют). А сейчас закройте глаза и подставьте мне свои ладоши (воспитатель насыпает “снежинки”). Откройте глаза. Что вы видите?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: А какие бывают снежинки?
Дети: Воздушные, легкие, пушистые, резные, разноцветные, холодные, ледяные и т.д.
Воспитатель: Молодцы. Если мы видим снежинки, то о каком времени года мы говорим?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Давайте сейчас подуем на снежинки, и увидим, какие они легкие и воздушные. А как нужно дуть правильно? (Воспитатель показывает, что нужно дуть не надувая щек, сложив губы трубочкой, при этом звучит музыка)
Воспитатель:
Ой, летят, летят снежинки,
На дома и на тропинки
На луга и на поля
Вся белым-бела земля.
Вот прилетела снежинка, а вместе с ней загадка:
Меня всегда в лесу найдешь
Пойдешь гулять и встретишь;
Стою колючая, как еж, зимою
В платье летнем. (Елка)
Дети: Елка.
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите к столу. Что Вы здесь видите? (На столе лежит ватман, с наклеенной елкой, сделанной из трафаретов “ладошек”)
Дети: Елку.
Воспитатель: А какая это елка? (Непростая)
Дети: Она из наших ладошек.
Воспитатель: Правильно, на прошлом занятии мы обводили по контуру свои ладошки и вырезали, затем полученные трафареты раскрашивали зеленым цветом, и вот ваши “ладошки” стали ветками - лапами ели.
Какую пользу приносят ели? (Украшают наши улицы, парки, очищают воздух, задерживают снег вдоль дорог)
Сбрасывают ли елки свои иголки? (Сбрасывают, их можно видеть на земле под елкой)
А как они опадают? (Иголки опадают постепенно, каждые 5-7 лет и поэтому голых веток мы не видим)
У ели есть семена? (Да)
А знаете, где они находятся?
Дети: В шишках. (Воспитатель демонстрирует еловую шишку и показывает семена)
А как вы, думаете, кому нужны шишки и для чего? (Нужны для птиц и для животных, они поедают семена, особенно любит синица, клест и своих птенцов кормит только еловыми семенами, любит шишки белка)
Это дерево помогает выжить зимующим птицам и животным в зимнее время.
Как вы думаете чего может бояться елка зимой? (Опасается, что ее срубят перед Новым годом)
Мы с вами рубить елку не будем, а сделаем сами своими руками.
Теперь ее нужно украсить к Новому году, чтобы она стала пушистой и зимней.
Чтобы стала пушистой – доклеить ветки лапы.
Чтобы стала зимней – наклеить снег.
Из чего можно сделать снег? (Из ваты, бумаги, пенопласта, мишуры, синтепона)
Правильно, когда мы украсим нашу елку, то она станет украшением группы к Новому году и поздравлением для наших родителей.
(Дети распределяют, что будет клеить каждый из них: снег на ветвях, снег под елкой, ветки- лапы, перелив снега – мишурой. Под музыку дети выполняют работу. По окончании работы воспитатель хвалит детей и вместе с ними любуются елкой.)
Воспитатель: Мы с вами отлично потрудились, а сейчас давайте отдохнем.
Стихотворение “Елка” с движениями (К. Чуковский)
Были бы у елки ножки | (дети качают головой вправо-влево, подняв руки вверх и соединив их над головой) |
Побежала бы она по дорожке | (переступают с ноги на ногу, руки на поясе) |
Заплясала бы она вместе с нами | (поочередно выставляют ноги на пятку) |
Застучала бы она каблучками | (поднимаются на носки и опускаются на всю ступню) |
Закружились бы на елке игрушки | (кружатся) |
Разноцветные фонарики, хлопушки | (делают фонарики, тарелочки) |
Воспитатель: Молодцы ребята. Какая прекрасная получилась поделка. Скажите, какая у нас теперь елка?
Дети: Пушистая, зимняя, снежная, красивая, зеленая, волшебная, загадочная.
Итог: Как много слов красивых о елке мы сказали. Мы ее еще и елочными игрушками украсим, и будет она украшать нашу группу весь Новый год. А еще волшебная, зимняя елка для вас приготовила подарки.
Литература
Тарабарина, Т.И. Оригами для начинающих / Т.И Тарабарина // Обручь. – 2004 - №6.