Повторительно-обобщающий урок. Тема: "Что мы знаем о нашей родине?" 3-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок проводится в начальной школе (3 класс) после изучения тем: "Наша Родина - Россия", "Символика России", "Географическое положение Магаданской области", "Символика Магаданской области"

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: командная игра "Знатоки истории".

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме "Что мы знаем о нашей Родине".

Задачи урока: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал, основные термины, понятия, умения работать с картой. Продолжить формирование навыков группового взаимодействия. Воспитывать уважение к истории России, к истории нашей малой Родины (город Магадан).

Оборудование: ПК, мультимедиа - проектор, экран, мультимедиа-презентация, форма регистрации команд, иллюстрации государственных символов России и Магаданской области, краеведческая литература, карта России и Магаданской области, кроссворд по теме урока, карточки с заданиями.

Ход урока

Слайд 1

Учитель называет тему и цель урока, сообщает, что в игре участвуют 2-3 команды, которые сами себе придумали названия и заполнили регистрационные карточки (Дети пишут название команды и состав команды, это делается для того, чтобы члены жюри знали, кто в какой команде участвует). Пример регистрационных карточек см. Приложение 1.

Первый этап игры "Знатоки истории".

Слайд 2

Текст с ошибками (см. Приложение 2).

Каждая команда получает текст, находит и исправляет ошибки. Команда, закончившая работу первой, озвучивает вслух выполнение задания. Остальным очки начисляются по количеству выполненного задания к моменту проверки. Всего за это задание можно получить 7 баллов. Текст путаницы: Российская Федерация (Россия) - государство в восточной части Европы и в северной части Азии. Площадь 17 075,4 тыс. км2. (третье место в мире). Протяжённость сухопутных границ 20 322 км, морских - около 38 000 км. Население 144,2 млн. человек (седьмое место в мире). В стране проживает свыше 150 народов. В составе Российской Федерации - 89 субъектов федерации. Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - китайский. Принятый в 1991 флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - желтого и нижней - черного цвета. Государственный флаг России поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Гербом Российской Федерации является одноглавый орел. Впервые герб появляется в Московском государстве после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула "Государя Всея Руси". Серьезная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покоренных царства - Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орел стал изображаться с распростертыми крыльями. Третьим символом России является государственный гимн. Он исполняется при официальных церемониях внутриполитического и международного характера, во время спортивных игр и награждений и в других случаях. Первый конкурс за музыку и слова государственного гимна был объявлен в 1733 году императором Николаем I. Победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся "Молитва русского народа". Гимн понравился императору, поскольку обладал простой и запоминающейся мелодией и текстом, подобным европейским образцам. Магаданская область расположена в северо-восточной части России на берегу Балтийского моря. Территория её площадью 462,4 тыс. кв. км протянулась на 930 км с севера на юг и на 960 км с запада на восток. Столицей области является город Сусуман, расположенный на берегу Охотского моря.

Ошибки: 1. Россия занимает первое место в мире по площади. 2. Государственный язык на территории России - русский. 3. Основными цветами на флаге России являются белый, синий и красный. 4. Гербом РФ является двуглавый орёл.5. Первый конкурс на слова и музыку гимна был объявлен в 1833 году. 6. Магаданская область расположена на берегу Охотского моря. 7. Столица Магаданской области - город Магадан.

Второй этап игры "Знатоки истории".

Слайд 3

Командам предлагается решить кроссворд (см. Приложение 3). За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Вопросы кроссворда:

1. Император, который был инициатором создания собственного гимна России. Ответ Николай I.

2. Название страны, в которой мы живём. Ответ: Россия.

3. Совокупность символов. Ответ: символика.

4. Торжественная песня, принятая, как символ государственного или социального единства. Ответ: гимн.

5. Птица - древнейший символ власти, верховенства, силы и мудрости. Ответ: орёл.

6. Отечество, родная страна. Ответ: Родина.

7. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. Ответ: флаг.

8. Город, в котором мы живём. Ответ: Магадан

9. Эмблема государства. Ответ: герб.

10. Преданность, любовь к своему Отечеству, к своему народу. Ответ: патриотизм.

Третий этап игры "Знатоки истории".

Слайд 4

Историческая викторина. Командам поочерёдно предлагается ответить на вопросы учителя, номер вопроса выбирает отвечающий. За правильный ответ команда получает 2 очка, за дополнение - 1 очко. На вопросы команды отвечают по очереди. На Слайде 4 представлен порядок цифр, каждой цифре соответствует определённый вопрос нашей викторины. Ассистент учителя, который управляет презентацией в зависимости от того, какой номер вопроса был выбран, показывает сам вопрос и потом ответ на него. (Слайды с 6 по 35). Значок Солнышко на слайде с вопросом ведёт гиперссылкой на Слайд с соответствующим ответом. Значок Цветок на Слайде с ответом ведёт обратно на Слайд 4 и так далее.

Вопросы исторической викторины:

1. Что можно отнести к символам РФ. Ответ: герб, флаг, гимн.

2. Назовите композитора и поэта, создавших первый национальный духовный гимн Дореволюционной России. Ответ: композитор Алексей Фёдорович Львов и поэт Василий Андреевич Жуковский.

3. Когда была образована Магаданская область. Ответ: 3 декабря 1953.

4. Какие вы знаете варианты толкования слова Магадан. Ответ: от эвенского "монгодан" - морские наносы.

5. Сколько в нашей области городов. Ответ: два - Магадан и Сусуман.

6. Какая река протекает на территории нашей области. Ответ: Магаданка.

7. Какая наука изучает флаги. Ответ: вексиллология.

8. Какая наука изучает гербы. Ответ: геральдика.

9. Назовите самую популярную в мире русскую игрушку. Ответ: матрёшка.

10. Что означает красный цвет на флаге РФ. Ответ: огонь, отвага, любовь.

11. Что означает синий цвет на флаге РФ. Ответ: верность, правда, небо.

12. Что означает белый цвет на флаге РФ. Ответ: Отечество, мир, чистота совести.

13. Как вы понимаете слово Родина. Ответ: Отечество, родная страна.

14. Кто определил и утвердил порядок расположения горизонтальных цветных полос на флаге России. Ответ: Пётр I.

15. Как вы понимаете слово патриотизм. Ответ: любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Слайд 5

Заключительное слово учителя. Учитель награждает детей грамотами, называет оценки и комментирует их.

Литература.

  1. Голованова М. П., Шергин В. С. Государственные символы России. - М.: Росмэн-Пресс, 2004. - 160 с.
  2. Калашников Г. В. Гербы и символы: История российского герба. Альбом демонстрационных картин. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2009. - 32 с.
  3. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / Науч. ред. Г. А. Меновщиков. - Магадан: Книжное изд-во, 1989. - 456 с.
  4. Нетрадиционные методы обучения истории: Книга для учителя: Из опыта работы / Науч. ред. Н. С. Цепляева. - Магадан: Кордис, 1999. - 75 с.
  5. Щербинин Б. Г., Леонтьев В. В. Там, где геологи прошли. - Магадан: Книжное изд-во, 1980. - 175 с.