Задания для отработки навыка чтения и его совершенствования

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (669 кБ)


Слайд 1.

Слайд 2. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

Перед учителем начальной школы встаёт вопрос: как сделать, чтобы учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие ребёнка, как человека.

Слайд 3. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Какие же упражнения мы используем в работе по совершенствованию навыков чтения?

Слайд 4. Все наверно согласятся со мной, что в период обучения грамоте каждый учитель сталкивается со следующими трудностями:

  • разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита.
  • учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам.
  • отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.

Слайд 5. Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из   главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.В книге Зайцева Вячеслава Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

Слайд 6.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно). Слайд 7. Следует выделить определенные группы упражнений, способствующие обучению чтению и направленные на:

  • развитие речевого аппарата и развивающие четкость произношения;
  • расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания;
  • развитие правильности безошибочности восприятия текста;
  • развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях ;
  • развитие внимания к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения
  • развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

Слайд 8. 1 Развитие речевого аппарата.

  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Фонетическая зарядка

Слайд 9. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “ Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”.

Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений: Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи, которое, в свою очередь, невозможно без достаточного развития тонких, координированных движений речевого аппарата. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний.

Пропевание гласных.
АОУЫЭ,  ЯЁЮИЕ,  АЯОЁУЮЭЕЫИ…
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…

Пропевание согласных.
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…

Пропевание слогов.
Ба-бя   бо-бё   бу-бю   бэ-бе    бы-би
За-зя    зо-зё    зу-зю     зэ-зе    зы-зи
Тра-тро-тру-три;            бра-бро-бру-бри

Слад 10.Чтение чистоговорок.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молока кому?
Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.

Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.

Слайд 11. Фонетическая зарядка. Цель: формирование умения слышать звук, что дает возможность абсолютно грамотно писать под диктовку.Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком-либо действии. Дети произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а – а...) Как дрожат от холода? (В – в – в...).Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж.Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Помоги слову найти последнюю букву. Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В

Слайд 12. А так же упражнения на развитие речевого аппарата, активизации органов речи. Игра “Кто больше?”. Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.

Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь, грач, книга, игрушка, грабли.

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

Слайд 13-14. Развитие зрительной памяти и восприятия.

Одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению заключается в развитии у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения. Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве, поскольку в это время ему требуются значительные усилия для её распознания, соотнесения с соответствующими звуками. По мере того, как увеличивается количество упражнения в чтении, восприятие букв автоматизируется, взгляд ученика начинает схватывать 2-3 буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако для ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа, содержанием которой являются специальные упражнения по развитию зрительного восприятия с тем, чтобы дети мгновенно распознавали графический облик слогов и слов и тем самым приближались к чтению, характерному для опытного читателя.

Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. 

  •  Найди букву, расположенную в ряду букв.
  • Соедини точки. Какие буквы получились?
  • Соедини точки. Какие буквы получились?
  • Прочитай слова, написанные большими буквами.
  • Прочитай заштрихованные слова.
  • Допиши буквы.
  • Найди среди букв слова.
  • Соотнеси слово и изображение.

Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка – посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся – определить, что изменилось.

Слайд 15. Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтения

Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр.
На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

Игра “Заполним квадраты” Учитель чертит на доске квадрат, 3-4 клетках которого размещены буквы:

    У
А    
  Н  

Приём “фотографирования” картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.

Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв. В  Л О  Н

Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.

Затем переходим к запоминанию слогов. Мо-ро-ли-со;  ту-не-му-ду…

Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.

Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрыватся. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.

Слайд 16. Поймай выделенное слово. Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком. Например:

  • ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
  • ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
  • ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

Игра “Буква-хозяйка” Учитель пишет на доске несколько строчек по 3-5 слов в каждой. Дети получают задание найти букву-хозяйку каждой строки, т.е. букву, которая чаще других встречается в словах данной строки.Например: рама раки каша Саша Маша

Игра “Сосчитай буквы”Каждый ученик получает карточку с текстом. По сигналу учителя дети, не читая текст, отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько раз она встречается в каждой строке.

Слайд 17. Расширения поля зрения.

  • Смотри на цифру. Читай слоги.
  • Соедини слоги. Прочитай слова.

Слайд 18. Развитие правильности, безошибочности восприятия текста .

Что изменилось?Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?

.. лесень ..вёкла
.. лакат ..калка
.. ровод ..колько
..рятки ..мелость

Подбери слова. Оборудование: карточки слов.

Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

БАНТ ВЫСОКОЕ

РЕКА СИНИЙ

КНИГА ГЛУБОКАЯ

ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ

Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

Найдём ошибку. Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: “Корова лает”, “Собака мяукает”, “Кот кукарекает”, “Петух мычит” и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель “молния”. Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.Слайд 19. Исправь букву в словах. Соедини начало и конец слова. Чем различаются слова в каждом столбике?

Слайд 20. Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях

Прочитай слова наоборот.

Занимательные модели.

_ е _ (мел, сел, лес)

Е_ _ (еда, ели, ела)

Е_ _ _(енот, езда, ерши)

_ е_ _ (леса, села, пела)

Слова - невидимки.

Я толстоногий и большой. С_ _ _.

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.

На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .

А я – конечный результат. _ _ _ _.

(Ответ: слон, стон, стог, итог).

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

Превращение слов - волшебная цепочка.Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб - куб - дуб - душ; Зина - Рина - рана - рама, дама - лама - мама - Маша - каша - Даша; коса (коза); дверь (зверь).

Слайд 21. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.

Чтение слов на карточке за короткое время. Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть “узнать” слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее – более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.

Тренировка  в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дело в том, что неопытные чтецы часто “теряют” окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.

Родина, родной, родимый, родитель, родить.

Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.

При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.

Чтение слов, записанных пирамидкой.

Например:

бури снег
ветры весна
ураганы ручьи
разыграйся побежали
заморозить зазеленела

По такому принципу вы можете сами составить пирамиды для тренировки, каждый раз используя новую. Ребенку необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Также можно предлагать прочитать пирамидки за определенное время. Задача – правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся. В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

Для читающих детей предлагается целая серия игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.

Например:

1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: ДОВА (вода).

3. Замени гласную, чтобы согласный стал мягким: МАЛ-МЯЛ, ВЫЛ-ВИЛ, ВАЛ-ВЯЛ и др.

Замечательная книга ГА. Бакулиной “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” дает прекрасную возможность использовать описанные учебные задания как дифференцированный материал для младших школьников, в период обучения грамоте. В эту работу активно включаются и ученики, овладевшие приемом чтения.

Слайд 22,23,24. Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча .

Чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв. (Первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

Не ни но ну по ра ре си су та те

То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!

Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов. (Вторая группа блоков).

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Ему Зея сею уже зал

Ива тик хил зим лиф

Тих бия кар лих люк

Ляп миф мул мыс мер

Нас нет нищ нот гну

Бой лом сон ост лот

Мох бош пол Юра рек

Оси суп эта тел тот

Эту тыл ТЮЗ ума муж

Кум рус дух Уфа Уфу

Уха ухе чек чуб шаг

Щит эхо юга ТЮЗ ю

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

Непр порт корт пунш Рижт

Факт финт фунт шурф щедр и др.

Фразы для чтения.

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков).

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

Блок блох барк взор ВГИК вжик

Влип враз врач вред ВТУЗ

Где глуп граф грач гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения:

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов. (Пятая группа блоков).

Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм

Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

Чтение двуслоговых слов. (Шестая группа блоков).

При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

  • Я вверх вёз хлеб.
  • Жнец ждал.
  • Плох дом.
  • На наш дом грач сел.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными. ( Седьмая группа блоков).

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.

Далее для чтения предлагаются пары слов:

сели-съели
приём – объём
Сёмка – съёмка
веду – въеду
приезд – съезд
взял - изъял

Фразы для чтения.

Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

быт – быть
ест – есть
вонь – вон
гость – ГОСТ
мел – мель
даль – дал
ел – ель
пусть – пуст
кровь – кров
плот – плоть
тронь – трон
рис - рысь

Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.

Бабе – бабье

семя – семья

Коля - колья

чего – чьего

дарю – Дарья

браня - вранья

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов. ( Восьмая группа блоков).

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний
Акция деньжата артистка
Амплуа дибазол ассорти
Знание водная вольница
Горячка заморозь епископ
Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

(Девятая группа блоков).

Апрельская

Ломоносов

полширины

Базальтовый

обыкновенная

эссенция

Зеркальный

падчерица

фамилия

Диапозитивы

революция

Слайд 25.

Заключение: Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив: "У меня получается, поэтому я хочу!". При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловую догадку), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой. Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании.

Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно-значимым для него, эмоционально насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставить ученику право выбора материала для чтения зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия.