Все начинается с детства - истина, не требующая доказательств, поэтому педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой качества дошкольного образования, эффективного развития ребенка.
Как воспитывать, развивать и обучать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным и зарождающимся особенностям, индивидуальным склонностям и интересам, - центральная проблема дошкольной педагогики. В этом контексте основной идеей раскрываемой "Я-концепции" является содержательная досуговая деятельность, ориентированная на своеобразие интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Наш девиз: "Чувствуем - познаем - творим".
Я считаю, что досуг - сложное социальное явление, вид деятельности, где интегрируются отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество. Культура досуга начинает активно формироваться в период дошкольного детства. Однако традиционно в дошкольной педагогике досуг ребенка понимался весьма узко как его развлечение взрослыми. До последнего времени проблема организации досуговой деятельности в условиях детского сада не была исследована комплексно, с современных позиций понимания этого социально-культурного феномена. Мы остановили свой выбор на конструировании как виде досуговой деятельности дошкольников, так как детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игрой. В практике детского сада традиционно используется многообразие видов детского конструирования: из строительных материалов, из деталей конструкторов, из природного материала и дерева, из объемных бумажных форм, конструирование по типу оригами и "Танграм". В последние годы активно изучаются возможности в работе с дошкольниками компьютерного конструирования, все большее распространение получает конструирование из крупногабаритных модулей. Все названные виды детского конструирования, безусловно, могут быть использованы в досуговой деятельности старших дошкольников. Вместе с тем данная педагогическая технология организации детского досуга - конструирование из "бросового" материала - используется значительно реже в практике современных детских садов.
Актуальность включения содержательной досуговой деятельности, ориентированной на возраст и пол ребенка, в образовательный процесс дошкольного учреждения в условиях длительного пребывания (не менее 4-5 часов) ребенка в детском саду продиктована временем. Заорганизованность и превалирование обязательной учебной деятельности над самостоятельной приводят к нивелированию индивидуальных проявлений детей, к исчезновению их самостоятельной творческой деятельности, к чрезмерной перегрузке информационными потоками, также не соответствующими познавательным интересам и склонностям. Все это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье дошкольников.
Досуг как доступный и привлекательный для ребенка вид деятельности таит в себе далеко не востребованный полностью педагогический потенциал для реализации цели воспитания творческого и нравственного человека с развитыми потребностями и способному к разумному потреблению материальных ресурсов. Ведь на рубеже XX-XXI веков проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации. Необходимость их решения осознается как одна из глобальных задач образования, что связывается с воспитанием экологической культуры, гуманистического мышления. Поэтому мы поставили перед собой цель.
- формирование основ разумного использования материальных ресурсов, культуры утилизации отходов через освоение ребенком позиции субъекта в конструировании из "бросового" материала в содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, развлечение, игру, самообразование и творчество.
Для реализации поставленной цели послужило решение следующих задач.
- Воспитывать ценностное отношение к материалам и инструментам для конструирования, продуктам культуры и результатам творчества.
- Знакомить с эколого- и экономическими способами разумного поведения в детской деятельности.
- Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из "бросового" материала.
- Развивать детское творчество.
- Совершенствовать умение конструировать.
- Включать конструирование из "бросового" материала в различные повседневные события жизни детского сада и семьи.
Основой "Я-концепции" является желание продемонстрировать коллегам огромный воспитательный потенциал творческой деятельности с "бросовым" материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре в содержательной повседневной досуговой деятельности старших дошкольников.
Основным содержанием "Я-концепции" является техническое конструирование из бумажной упаковки, картонных ящиков и коробок, трубочек от бумажных полотенец мы сооружаем города и крепости; из разных вещей, вышедших из строя механизмов и бытовой техники - машины, танки, луноходы, фигурки рыцарей и роботов. Девочки, в свою очередь, более тяготеют к использованию лоскутков ткани, изготовлению кукол, благоустройству кукольных домиков, поделке мебели и пр. В связи с этим в техническом конструировании игрушек и поделок широко используется экспериментирование, деятельность с инструментами.
Ведущие идеи концепции:
- амплификация (обогащение) развития дошкольников за счет использования специфических детских видов деятельности, отношения к дошкольному детству как уникальному периоду, имеющему непреходящее значение в развитии человека;
- целостное развитие ребенка как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности;
- системный характер детских представлений о предметном мире, материалах и инструментах как компонентах деятельности человека.
У истоков отечественной системы дошкольного образования стояла Луиза Карловна Шлегер, именно она, пытаясь создать новую систему воспитания в детском саду, основанную на принципах детской самодеятельности, инициативы и свободы творчества, впервые обратила внимание дошкольных работников на "бросовый" материал. Педагогическую ценность "бросового материала" Л.К. Шлегер видела в его доступности. Данный материал настолько разнообразен, что, работая с ним, дети естественным образом развивают сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер.
В организации конструктивной досуговой деятельности дошкольников широко использую метод проектов, что позволяет в полной мере развивать и расширять познавательные интересы детей, активизируя опыт и побуждая детей фантазировать (это проекты: "Подарок маме" (приложение №3), "Забавный зверек" (приложение №4), "Кораблик мечты" (приложение №5) "Веселый зоопарк" (приложение №6), "Космическое путешествие" (приложение №7). Раскрою содержание проекта на примере "Космического путешествия". Сначала заинтересовала детей конструированием из "бросового" материала, познакомила с содержанием мини-мастерской "планеты Самоделкино" и игровым персонажем Умелкиным. Далее рассмотрели многообразие "бросового" материала, освоили правила его складирования и утилизации. Для этого организовала экспериментирование с материалами, изучили его качества и свойства, проводили игры на развитие воображения, позволяющие опредметить бросовый материал, мысленно увидеть в нем новый предмет. Затем, познакомились с новыми инструментами, правилами их использования в работе. С помощью игрового персонажа Умелкина провели тренинг "Скорая помощь" (как поступить, если поранил палец). Развивая творческую активность, использовали технологические карты, алгоритмы, учились "читать" простейшие чертежи и схемы. В результате, применяя технологию "паутинка" мы смастерили планеты Солнечной системы, а из одноразовых тарелок и дисков - летающие тарелки, из пластиковых стаканчиков - роботов. Дети, представляя себя в роли космонавтов, "летали" на своих космических спутниках и ракетах, осваивая Солнечную систему.
Так, в процессе работы с детьми формируются следующие умения:
- экспериментировать с "бросовым" материалом
- устанавливать связи и зависимости на основе детского экспериментирования, создавать замысел
- "читать" простейшие чертежи и схемы
- с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы познавательного характера
- экономно расходовать материал, бережно обращаться с инструментами, поддерживать порядок на рабочем месте и в мини-мастерской
- специальные трудовые умения и способы самоконтроля в техническом конструировании
А отношения и ценностные ориентации включают в себя:
- испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла;
- желание конструировать и делать поделки из "бросового" материала, как для своего удовольствия, так и в подарок;
- активное участие в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
- стремление к техническому конструированию из "бросового" материала как виду увлекательного досуга, побуждающего к поисково-познавательной и творческой деятельности;
- стремление к поддержанию порядка, общей чистоты, охотное участие в уборке групповой комнаты, мини-мастерской, территории детского сада;
- использование доступных дошкольнику разумных способов, характеризующих культуру потребления и утилизации отходов, в повседневном поведении ребенка.
Вся наша работа показывает, что дети старшего дошкольного возраста могут объективно оценить результат своей деятельности по конструированию из "бросового" материала и готовы к работе над его совершенствованием. Это является неоспоримым показателем субъективной позиции ребенка в деятельности.
Данный материал вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования и, что далеко не маловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, - предельно дешев, доступен, практически валяется под ногами и не требует материальных затрат на приобретение.
Педагогический потенциал "бросового" материала велик, но может быть и легко утрачен взрослыми: как педагогами-профессионалами, так и родителями дошкольников. Поэтому не торопитесь выбрасывать и превращать в мусор то, что еще может послужить для детского творчества, принести радость игры, пробудить познавательные интересы, сделать досуг ребенка содержательным. Все это может помочь дошкольнику приобрести опыт разумного потребления и сформировать у него основы культуры утилизации.
Утилизация и захоронение отходов, переработка мусора - одна из серьезнейших проблем нашего времени. Над ней бьются специалисты всего мира. В странах Европы в настоящее время ежегодно каждый человек производит 350 кг мусора. Мусор и "бросовый" материал - понятия не тождественные, но весьма близкие. "Бросовый" материал - не мусор. Мы не призываем захламлять детские сады и квартиры, использовать опасные и вредные для детского здоровья отходы, мы предлагаем педагогический вариант решения - сделать "бросовый" материал материалом детского творчества, средством воспитания основ экономической и экологической культуры. И самое главное - приучать с детства не мусорить.
И кто знает, может быть, наши дети, когда вырастут, придумают более оригинальный технологический подход к проблеме утилизации мусора, приобретя в дошкольные годы первый гуманистический опыт содержательного творческого досуга с "бросовым" материалом... Кто знает, ведь все начинается с детства.
Программное содержание:
1) Совершенствовать умение конструировать из "бросового" материала по простейшим алгоритмам.
2) Познакомить с эколого- и экономически целесообразными способами утилизации отходов, оставшихся после конструирования из "бросового" материала.
3) Развивать детское творчество при создании и реализации замысла работы.
4) Воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания.
5) Активизировать в речи слова: пенопласт, стружка от карандашей, холофайбер.
Материал
: заранее нарисованные портреты пап, клей, клеенки, салфетки, заготовки для галстуков из пенопласта, зубочистки деревянные, бросовый материал: стружка от карандашей, холофайбер, шерстяные нитки, лоскутки ткани.Оборудование: игровой персонаж У-2 (Умелкин-2), телефон, доска, магниты для доски, медали, космические часы (песочные на 5 минут).
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас.
- Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я хочу поделиться с вами хорошим настроением. Для этого мы будем передавать его по кругу. Для этого можно улыбнуться друг другу, обнять, пожать друг другу руку, погладить по голове.
- Теперь я вижу, что у нас горят глаза, улыбки на лице, и поэтому у нас настроение отличное.
- Ребята, а скажите, какой праздник скоро будет? (23 февраля. День Защитника Отечества.) А что это за праздник? А кого мы будем поздравлять?
- Я знаю, что вы уже нарисовали портреты своих любимых пап. Давайте их рассмотрим.
- Ребята, а я тоже нарисовала портрет папы и украсила его своими руками. Посмотрите (что я сделала, как украсила, из чего это я сделала).
- А вы хотите сделать портреты нарядными, красивыми, праздничными?
Дети: - Да.
Воспитатель: - У меня есть лучший друг, который сможет оказать нам помощь. Я сейчас ему позвоню, и он прилетит.
Входит робот Умелкин
Робот: - Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки. Я робот Умелкин с планеты Самоделкино.
Воспитатель: - Умелкин, а почему твоя планета так называется?
Робот: - На нашей планете все делают сами, своими руками. Поэтому планета так и называется Самоделкино.
Воспитатель: - А из чего вы делаете? Что делаете?
Робот: - Делаем мы из "бросового" материала: ненужных коробочек, баночек, всего такого, что в космосе летает-летает, да и прилетит на нашу планету. Так и в космосе чище становится, и мы нужные вещи приобретаем.
Воспитатель: - У нас на планете тоже много "бросового" материала - пластиковых бутылочек, трубочек, спичечных коробков, пробок и много другого можно найти. Из этого тоже можно сделать много чего интересного.
- Умелкин, интересно, а что у тебя в чемокосе, что ты интересного нам принес? Ребята, чемокос - это чемодан космический.
Дети открывают чемокос
- Ребята, давайте посмотрим, что тут есть! Доставайте, что вы там нашли? А что это? (пенопласт, клей, нитки, зубочистки деревянные, холофайбер, карандашные очистки).
- Замечательно! Это все нам очень пригодится.
- Ребята, возьмите каждый по основе для галстука и садитесь за столы.
- Чтобы сделать галстук, нам необходимо:
1. Взять основу галстука из пенопласта и приложить лоскуток ткани на основу галстука.
2. В центре протыкаем лоскуток ткани зубочисткой.
(Рассматриваются схемы для выполнения галстука. Приложение №1)
- Ребята, кто может прочитать план-схему? А ты как понял? А ты как будешь делать?
- А чтобы портрет был законченным, его необходимо украсить, то есть украсить рамку. Рамки можно сделать из ниток, из карандашных очисток, из холофайбера.
Для этого необходимо:
1. Взять клей и обработать рамку.
2. Насыпать на рамку нитки (карандашные очистки, холофайбер) и немного прижать салфеткой.
- Кто сможет повторить алгоритм? Вот наша рамка и готова. Затем остается приклеить галстук, и наш портрет украшен.
Робот: - Ребята, пип, пип! Я получил сигнал с планеты Самоделкино, и скоро надо лететь обратно. И чтобы мы с вами все успели, у меня есть космические часы. Когда песок пересыплется, вы должны закончить галстук. А когда часы пересыплются во второй раз, то должны закончить рамку.
Воспитатель: - Хорошо, Умелкин, ребята постараются. Теперь можно приступать к работе. Во время работы вы всегда можете обращаться ко мне за помощью.
- Когда работы будут готовы, их можете разместить на доске.
- Ребята, посмотрите, у нас получилась целая галерея портретов. Давайте их рассмотри. Посмотрите, ребята, какой красивый портрет.
Вот портрет очень нарядный,
Вот праздничный портрет,
А это портрет торжественный,
Вот этот оригинальный,
Этот очень интересный,
Этот неповторимый.
Этот портрет настоящего художника.
Звучит сигнал
Робот: - Ребята, мне пора возвращаться. Сегодня я рад, что вы научились делать такие красивые портреты из ненужного, то есть "бросового" материала. Пусть и на вашей планете будет чище и лучше. Берегите природу, не загрязняйте ее. А еще на нашей планете самые умелые получают космические медали. Сегодня вы были самые умелые (отдает медали воспитателю). До свидания! (уходит).
Воспитатель: - ребята, тут на медалях что-то интересное написано ("Самый аккуратный"). Ребята, как вы считаете, посмотрите на портреты, кто сегодня был самым аккуратным? (Награждается медалью ребёнок за аккуратный портрет). (Самый оригинальный, Самый трудолюбивый, Самый талантливый, Самый неповторимый, Самый интересный, Самый незабываемый, Самый хороший).
- Ребята, а сейчас, что нам еще осталось сделать, чтобы в группе было лучше, чище? Давайте все вместе наведем порядок на ваших рабочих местах.
- Дорогие дети, мне было с вами очень интересно. Мы сделали с вами очень интересные работы. Вы можете забрать с выставки портреты и подарить их вашим любимым папам, поздравив их с праздником. (Приложение №2).