Цель: Научить различать согласные звуки [с], [з] и [с'], [з'], обозначать их буквами "с", "з".
Задачи:
- Образовательные: закрепление знаний об артикуляторных и акустических особенностях звуков [с], [с'], [з], [з']; закрепление зрительного образа букв "с", "з".
- Коррекционно-развивающие: развитие артикуляторной моторики; закрепление правильного произношения звуков [с], [с'], [з], [з']; развитие слухоречевого восприятия звукового анализа; развитие речи (обогащение словаря детей по теме "Зима", умение составлять рассказы, загадки); развитие мышления.
- Воспитательные: формирование навыков совместной деятельности, самоконтроля, анализа собственной деятельности; воспитание любви к природе.
Оборудование:
- Компьютерная программа "Игры для Тигры",
- Кроссворд,
- Картинки с изображением птиц,
- Картинки для составления рассказа,
- Распечатанные тексты.
План занятия:
I.Артикуляторная гимнастика. Упражнения для мелкой моторики пальцев.
1. Введение в тему.
Логопед. Послушайте стихотворение, какие звуки в нем произносятся чаще всего.
Снег мешками валит с неба,
И кругом сугробы снега!
По ночам мороз силен,
Да и днем резвится он!
- Какие звуки чаще всего встречались?
- Произнесем звуки [c], [c']. Положим руку на горлышко. Мы услышали, что горлышко "не поёт". Правильно, звуки глухие. Звук [c] - глухой твердый, звук [c'] - глухой мягкий.
- Какой буквой обозначаются звуки [c], [c']? На что похожа эта буква? Давайте напишем ее в воздухе.
- А теперь произнесем звуки [з], [з']. Что это за звуки? Положим руку на горлышко. Мы услышали, что горлышко "поет". Правильно, это звонкие звуки. Звук [з] - глухой твердый, звук [з'] - глухой мягкий.
- Какой буквой обозначаются звуки [з], [з']? На что похожа эта буква? Давайте напишем ее в воздухе.
2. Уточнение зрительного образа букв "с", "з"
- Подчеркните букву "с" одной чертой, букву "з" двумя чертами.
Ж Х Е Г Р С Р П З Х П В Е Н Э З С М Т В С Ш Н Х З Ц В С П Т Л Д З З Ш Г В Н У Э С З Е Р П Ф Ц З С В К Н З П М С З М Е Э З Т Ч Ж Г С Н К Ж Г М Р
У з э о в с р з л п о з х щ з с т а щ з в з ы с т г с з т а ы с н г з р п ы к ь с щ з и
II. Основная часть
3. Постановка проблемы.
- Синичка нам принесла письмо, но я ничего в нем не поняла. Давайте разберемся, что она написала.
У каждого ученика на парте лежит текст. На доске написан тот же текст.
Белый знег пушизтый в восдухе кружится и на семлю тихо падает, ложится.
Зтали дни короче. Золнце зветит мало. Вот пришли моросы - и сима назтала.
Ученик, выполнивший задание первым, исправляет текст на доске. Проверка написанного.
- Когда мы исправляли ошибки, мы проговаривали слова и слушали себя. Как вы думаете, какая цель у нашего занятия? Чему мы должны научиться? Правильно, мы должны научиться различать на слух звуки [с], [з] и [с'], [з'] и обозначать их на письме буквами "с", "з".
4. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']
Сейчас мы проведем соревнование между командами "Снеговиков" и "Снежинок". Используем программу "Игры для Тигры".
Игра "4-й лишний": определите в названии какой картинки нет звуков [c], [c']? Определите в названии какой картинки нет звуков [з], [з']? Правильные ответы игроков суммируются.
5. Звуковой анализ слов
Игра "Поезд". Определить место звуков [c], [c'] в слове (начало, середина). Определить место звуков [з], [з'] в слове (начало, середина).
6. Обогащение словарного запаса слов
- Посмотрите на доску. К нам прилетели птицы. Это зимующие птицы. Назовем их (голубь, сорока, синица, ворона, снегирь, клёст, воробей, дятел).
- В названии каких птиц есть звуки [c], [c']?
- Эти птицы принесли подарки - загадки.
1. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
2. Висит сито - не руками свито. Без рук, без топоренка построена избенка. Вот на ветках чудо-дом. Как уютно птицам в нем. (Гнездо) 3. Запорошила дорожки. Разукрасила дорожки. Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
5. Днем спит, ночью летает. Всех, кто есть в лесу, пугает. (Сова)
6. Жил я посреди двора, где гуляла детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)
7. Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось, прямо на землю свалилось. (Снег) 8 . Чьи малыши в лесной глуши, в холод лютый раздеты, разуты? (Клест) 9. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
10. Прямо с неба, прямо в сад мухи белые летят. На окно мое садятся, молча в комнату глядят. (Снежинки)
Дети отгадывают загадки и вписывают слова в кроссворд.
Буквы [с] и [з] вписывают синим или зеленым цветом. Сначала загадки отгадывает команда "Снеговиков", потом "Снежинок".
Подведение итогов соревнования команд. Награждение.
Физкультминутка. Подвижная игра под музыку.
7. Развитие связной речи, мышления
- Давайте сами придумаем загадки и загадаем их друг другу. В отгадках должны быть звуки [c], [c'], [з], [з']. Текст загадки запишите в таблицу.
Название предмета Главные отличительные признаки На что предмет похож Запишите свою загадку, используя слова связки "как", ":, но не".
Дети загадывают загадки.
8. Развитие связной речи
- Посмотрите на картинки. Составьте рассказ.
Дети устно составляют рассказ, дополняя друг друга.
- Что случится, если погибнут все птицы? Чем мы можем помочь птицам зимой? Чем можно покормить птиц?
9. Работа с текстом, дифференциация букв "с", "з"
- Прочитайте текст и вставьте буквы "с", "з".
Была . има. . тояли моро . ы. Дети в парке нашли . амерзшего воробышка. Дети отогрели воробышка и поне. ли домой. Дома воробышек . огрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка . емечками и хлебными крошками. Когда кончились . ильные моро. ы, дети выпу. тили птичку на волю. Дети пове. или в парке кормушку, чтобы помочь птицам пережить холодную . иму.
- Поменяйтесь листочками, проверьте работу товарища.
III. Итоги занятия
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Какие звуки мы научились различать?
- Какими буквами они обозначались.
Самоанализ. Если вы все поняли, то рисуем улыбку. Если не все было понятно, рисуем губы одной черточкой. А если ничего не было понятно, уголки губ будут смотреть вниз.
- Как вы считаете, как вы сегодня занимались?
- Нарисуйте себя на лестнице успешности. Если вы считаете, что занимались на отлично, нарисуйте себя на самой верхней ступеньке. Если считаете, что занимались хорошо, нарисуйте себя на средней ступеньке. А если вы считаете, что занимались сегодня не очень хорошо, нарисуйте себя на самой нижней ступеньке.