Цель урока:
- Познакомить с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями.
- Формировать вычислительные навыки.
- Продолжить работу над развитием наблюдательности, сообразительности и внимания.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок математики. Посмотрите всё в порядке: книги, ручки и тетрадки. (Слайд 1)
- Прочитайте высказывание. (Слайд 2)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука -
Это математика!
- Вы согласны с этим высказыванием? Почему? (высказывания учащихся)
2. Устный счёт.
- Успех работы на уроке зависит от быстроты и точности вашего устного счёта, и поэтому начнём урок с устных вычислений.
1) Проверка домашнего задания (Слайд 3).
- В домашнем задании №54 вам нужно было определить сколько на чертеже треугольников, разбить их на группы. Проверим, сколько треугольников у вас получилось? Какие треугольники называются тупоугольные? Прямоугольные? Остроугольные? (ответы учащихся) (Слайд 4).
2) Задание на смекалку:
- На уроке понадобится наблюдательность, сообразительность и внимание. Потренируемся в этом. Послушайте задачу.
Рассеянный мальчик вышел из дома и пошёл к своему другу Андрею. Расстояние между их домами два километра. Когда он прошёл половину пути и сел отдохнуть. То вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошёл к Андрею. Когда он подошёл к дому Андрея, то вспомнил, что на месте отдыха забыл сумку. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришёл к Андрею, то понял, что вместо двух километров, прошёл гораздо больше. Сколько километров прошёл мальчик? (ответ 6 км)
2) Цепочка. (Слайд 5)
36 * 10 * 100: 9 - 50 : 10 =395
3) Сравни выражения: (Слайд 6)
- 54*3*10...54*30
- 32*10+32*5...32*50
- 16*10+16*4...16*14
- 41*2*10...41*12
Микроитог.
- Какова роль устного счёта в математике?
3. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. (Слайд 7)
- Запишите число и классную работу в тетрадях. На уроке нужны нам будут и многозначные числа. Потренируемся в их записи.
- Запишите, сколько всего десятков в числе 70032.
- Запишите число 3 тысячи.
- Запишите число 54 десятка.
Микроитог.
- Выполнив эту работу, мы повторили нумерацию многозначных чисел.
4. Физминутка. Коррекция зрения. (Слайд 8 - 19).
5. Работа над новым материалом.
- На доске записаны числовые выражения, разбейте их на группы.
- Что у вас получилось?
543 * 4, 160 * 9, 149 * 8, 320 * 40, 222 * 50, 670 * 5, 436 * 20. (Слайд 20)
(Слайд 21)
- Как же его решить? (рассматриваются ответы детей, признаки группирования)
- Какова же тема нашего урока?
"Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями".
Работа в группах.
- Предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа получает числовое выражение и пробует его решить. (Защита результатов)
4200 * 90 =
7810 * 700=
6290 * 800=
43 400 * 200=
23480 * 30=
- Ребята, какой можно сделать вывод? (Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях). (Слайд 22).
- Откройте учебники стр.11 и проверяем наши предложения.
6. Работа над задачей №57.
- Прочитайте задачу. К какому типу относится эта задача? Как оформить краткую запись? Выбираем чертёж. (Слайд 23)
- Что нам известно? (время, скорость одного теплохода, направление движения)
- Покажем это на чертеже.
- Какое расстояние прошёл второй теплоход нам известно? Но что сказано? Как изобразить это на чертеже, на сколько частей разбить путь первого теплохода?
- Какой поставим вопрос? Как на него ответить?
- Составим алгоритм решения задачи?
1) найдём расстояние первого теплохода;
2) найдём расстояние второго теплохода;
Проверка решения задачи. (Слайд 24).
7. Самостоятельная работа. (Слайд 25).
- №60, прочитайте задание. Оцените свои возможности по параметрам: легко, затрудняюсь (помощь друга), трудно.
Проверка. (Слайд 26)
Х * 9 = 120 - 66 у : 8 = 320 +80 Х=6 у=3200
- №56 (3столбик), работа в парах. Разберём по действиям эти примеры. Первое действие умножение, второе действие - деление, третье действие - вычитание. Чья пара будет "звёздной" зависит от того, как вы послушаете алгоритм работы.
1) записываете примеры на листочках;
2) начинаете выполнять 1 действие;
3) обмениваетесь листочками и выполняете второе действие;
4) опять обмениваетесь и выполняете третье действие.
Проверка. (Слайд 27)
250 * 200 - 7 020 : 4=48 245 500 000 1755 160 * 500 -17 412 : 3=74 196 800 000 5804
8. Итог урока. (Слайд 28).
- Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги.
- Как записать умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями?
- Как прошёл наш урок мы узнаем из плаката "Успеха", который у нас получится.
Если вы считаете:
- Мне было интересно - зелёную фигуру;
- Мне было скучно - голубую фигуру;
- Я узнал что-то новое - красную фигуру.
9.Домашнее задание. (Слайд 28).
№52, 61.