Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • Познакомить с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающиеся нулями.
  • Формировать вычислительные навыки.
  • Продолжить работу над развитием наблюдательности, сообразительности и внимания.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок математики. Посмотрите всё в порядке: книги, ручки и тетрадки. (Слайд 1)

Презентация

- Прочитайте высказывание. (Слайд 2)

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука -
Это математика!

- Вы согласны с этим высказыванием? Почему? (высказывания учащихся)

2. Устный счёт.

- Успех работы на уроке зависит от быстроты и точности вашего устного счёта, и поэтому начнём урок с устных вычислений.

1) Проверка домашнего задания (Слайд 3).

- В домашнем задании №54 вам нужно было определить сколько на чертеже треугольников, разбить их на группы. Проверим, сколько треугольников у вас получилось? Какие треугольники называются тупоугольные? Прямоугольные? Остроугольные? (ответы учащихся) (Слайд 4).

2) Задание на смекалку:

- На уроке понадобится наблюдательность, сообразительность и внимание. Потренируемся в этом. Послушайте задачу.

Рассеянный мальчик вышел из дома и пошёл к своему другу Андрею. Расстояние между их домами два километра. Когда он прошёл половину пути и сел отдохнуть. То вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошёл к Андрею. Когда он подошёл к дому Андрея, то вспомнил, что на месте отдыха забыл сумку. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришёл к Андрею, то понял, что вместо двух километров, прошёл гораздо больше. Сколько километров прошёл мальчик? (ответ 6 км)

2) Цепочка. (Слайд 5)

36 * 10 * 100: 9 - 50 : 10 =395

3) Сравни выражения: (Слайд 6)

  • 54*3*10...54*30
  • 32*10+32*5...32*50
  • 16*10+16*4...16*14
  • 41*2*10...41*12

Микроитог.

- Какова роль устного счёта в математике?

3. Работа в тетрадях. Минутка чистописания. (Слайд 7)

- Запишите число и классную работу в тетрадях. На уроке нужны нам будут и многозначные числа. Потренируемся в их записи.

- Запишите, сколько всего десятков в числе 70032.

- Запишите число 3 тысячи.

- Запишите число 54 десятка.

Микроитог.

- Выполнив эту работу, мы повторили нумерацию многозначных чисел.

4. Физминутка. Коррекция зрения. (Слайд 8 - 19).

5. Работа над новым материалом.

- На доске записаны числовые выражения, разбейте их на группы.

- Что у вас получилось?

543 * 4, 160 * 9, 149 * 8, 320 * 40, 222 * 50, 670 * 5, 436 * 20. (Слайд 20)

(Слайд 21)

- Как же его решить? (рассматриваются ответы детей, признаки группирования)

- Какова же тема нашего урока?

"Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями".

Работа в группах.

- Предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа получает числовое выражение и пробует его решить. (Защита результатов)

4200 * 90 =

7810 * 700=

6290 * 800=

43 400 * 200=

23480 * 30=

- Ребята, какой можно сделать вывод? (Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях). (Слайд 22).

- Откройте учебники стр.11 и проверяем наши предложения.

6. Работа над задачей №57.

- Прочитайте задачу. К какому типу относится эта задача? Как оформить краткую запись? Выбираем чертёж. (Слайд 23)

- Что нам известно? (время, скорость одного теплохода, направление движения)

- Покажем это на чертеже.

- Какое расстояние прошёл второй теплоход нам известно? Но что сказано? Как изобразить это на чертеже, на сколько частей разбить путь первого теплохода?

- Какой поставим вопрос? Как на него ответить?

- Составим алгоритм решения задачи?

1) найдём расстояние первого теплохода;

2) найдём расстояние второго теплохода;

Проверка решения задачи. (Слайд 24).

7. Самостоятельная работа. (Слайд 25).

- №60, прочитайте задание. Оцените свои возможности по параметрам: легко, затрудняюсь (помощь друга), трудно.

Проверка. (Слайд 26)

Х * 9 = 120 - 66 у : 8 = 320 +80
Х=6 у=3200

- №56 (3столбик), работа в парах. Разберём по действиям эти примеры. Первое действие умножение, второе действие - деление, третье действие - вычитание. Чья пара будет "звёздной" зависит от того, как вы послушаете алгоритм работы.

1) записываете примеры на листочках;

2) начинаете выполнять 1 действие;

3) обмениваетесь листочками и выполняете второе действие;

4) опять обмениваетесь и выполняете третье действие.

Проверка. (Слайд 27)

250 * 200 - 7 020 : 4=48 245 500 000 1755
160 * 500 -17 412 : 3=74 196 800 000 5804

8. Итог урока. (Слайд 28).

- Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги.

- Как записать умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями?

- Как прошёл наш урок мы узнаем из плаката "Успеха", который у нас получится.

Если вы считаете:

  • Мне было интересно - зелёную фигуру;
  • Мне было скучно - голубую фигуру;
  • Я узнал что-то новое - красную фигуру.

9.Домашнее задание. (Слайд 28).

№52, 61.