Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цели:
- познакомить детей с тремя видами сказок: волшебными, бытовыми, сказками о животных;
- формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческие инициативы, активность;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Планируемые достижения обучающихся на уроке:
- увидеть многообразие русских народных сказок;
- иметь представление об отличительных особенностях трёх видов сказок: волшебных, бытовых, о животных.
Демонстрационный материал: рисунки с изображением трёх домиков к каждому виду сказок; сундучок с разными предметами из сказок; карточки с отрывками русских народных сказок.
Проект урока.
1. Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня, ребята, нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Бабушки, дедушки, родители сказывали детям, а когда те вырастали и становились взрослыми, начинали сказывать их уже своим детям. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
В русской деревне долгими вечерами любили рассказывать сказки. Сказки пришли к нам из глубины веков. Первые сказки родились задолго до того, как люди научились писать и издавать книги.
- Послушайте стихотворение Валентина Берестова "Сказка"
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
3. Работа с пословицей.
На доске (или экране) пословица: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". (А.С. Пушкин).
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете первую часть пословицы? (Сказка - это вымысел, в ней происходят невероятные и удивительные события)
- Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы ни было вымысла, сказка говорит о реальной жизни)
- Какой мудрости учит сказка? (Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других, учит состраданию, милосердию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, трудолюбию, смелости, выдержке, смекалке)
4. Деление сказок на авторские и народные. (работа в группах)
- Прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы?
(На карточках у каждой группы записаны названия следующих сказок:
- "Дюймовочка"
- "Конёк-Горбунок"
- "Три медведя"
- "Царевна-лягушка"
- "Лиса и волк"
- "Золушка"
- "Как мужик гусей делил"
- Все сказки можно разделить на авторские (у которых есть автор - конкретный человек) и народные (эти сказки относятся к устному народному творчеству, они созданы неизвестными сказочниками и передавались устно из поколения в поколение)
- Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Все дети очень любят сказки. Назовите свои любимые сказки (ответы детей).
- Но сказки мало любить, их надо ещё знать и помнить. Давайте проверим, как вы помните сказки. Мои помощники будут рассказывать (или читать) отрывки из русских народных сказок. Надо выслушать отрывок до конца, а потом попробовать угадать название сказки.
Отрывок из сказки "Иван-царевич и серый волк" (рассказывает подготовленный ученик)
[...Иван-царевич пошёл обратно путём-дорогой, а серый волк перемахнул через стену - да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину - и наутёк...]
Отрывок из сказки "Лисичка-сестричка и волк".
[... Наловил дед рыбу и везёт домой целый воз.
Увидела это лисичка, захотелось ей рыбки. И решила она деда перехитрить. Забежала лисичка вперёд, легла на дорогу и притворилась мёртвой.
Вот едет дед и видит: посреди дороги лежит лисичка. Дед слез с воза, подошёл к ней, а лисичка и не шевелится, лежит как мёртвая...]
Отрывок из сказки "Каша из топора"
[...У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет, - солдат говорит.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища.
- Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить...]
- Подумайте и скажите, что объединяет эти отрывки и чем они отличаются.
5. Деление сказок на три группы.
На доске - три домика, символизирующие три вида сказок. (рисунок)
- Посмотрите, какие домики! В каждом из них живут сказочные герои. Сейчас вы прочтёте отрывки из сказок, вспомните их названия и подумаете, в какой домик можно поселить главных героев (работа в группах).
У каждой группы - карточки с отрывками из сказок.
1. [...Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная...]
("Заюшкина избушка")
2. [...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...]
("Петушок - золотой гребешок")
3. [...Говорит однажды царь такое слово:
- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь...]
("Царевна-лягушка")
4.[...Принесла старуха котёл.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает. - Жаль, что вот соли нет...]
("Каша из топора")
5. [...В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка...]
("Три медведя")
6. [...Волку делать нечего. Пошёл он в кузнецу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст...]
("Волк и семеро козлят")
7. [...Кругом ночь чёрная, лес густой, ветер злой. Заплакала Василиса, вынула из кармана куколку:
- Куколка моя милая, посылают меня к Бабе -Яге за огнём...]
("Василиса - Прекрасная")
- Герои каких сказок будут жить в первом домике? (3, 7)
- Герои каких сказок будут жить во втором домике? (1,2,5,6)
- Герои каких сказок будут жить в третьем домике? (4)
- Почему же все наши сказочные герои живут в трёх разных домиках? (Первый дом похож на терем, там должны жить волшебные герои, например, Василиса Премудрая. Второй домик похож на лесную избушку, она больше подходит для лесных зверушек. Третий дом - для простых людей: мужика, бабы, солдата).
- В домике, похожем на терем, живут Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга. Этот домик волшебный. В волшебных сказках происходят чудеса, различные превращения. Эти выдуманные сказки с разными фантастическими событиями называются волшебными сказками.
- Там где персонажами сказок являются зверушки, это сказки о животных.
- И ещё есть бытовые сказки. В них представлены обычные простые люди: мужик, баба, солдат, и жили они в простой избе. Это сказки про простую жизнь, про быт, то есть повседневную жизнь.
- Раньше вы не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. С одной стороны, всё это сказки, с другой - они разные. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, какое там присутствует настроение?
- А для кого сочинялись сказки: для детей или для взрослых? (Про животных - для маленьких, бытовые - для взрослых, а волшебные - всем интересны).
6. Игра "Угадай, из какой сказки предмет"
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки,
Будь внимателен, дружок!
- В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (Кольцо, пёрышко, яблоко, ложка, стрела, клубок).
- Из каких домиков эти вещи?
- Мы с вами увидели, какие разные бывают сказки: для разных слушателей по возрасту, с разным настроением, с разными героями. И всё-таки все они называются сказками. Почему? Что их объединяет?
7. Инсценирование русской народной сказки (по выбору учителя)
(Показывают подготовленные дети)
8. Итог урока.
- Что нового открыли на уроке?
- С какими видами сказок познакомились?
Список литературы.
- Русские сказки о животных. М.: "Эксмо", 2004
- Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Сост. Т. А. Бутенко; Приволж. Изд-во "Детская книга", 2002.
- Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки. М.: ОНИКС 21 век, 2001.