Цель: открыть прекрасную страницу в огромной книге искусства, посвященную театру и всеми любимому Петрушке.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить с куклой Петрушка, как субъектом культуры и истории;
- обучить последовательности изготовления подвижной куклы;
- формировать навыки работы с пластичными массами;
- углубить и расширить знания и умения при работе с цветом.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к искусству театра;
- развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность;
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к культурным ценностям нашей страны;
- воспитывать любовь к искусству и красоте;
- воспитывать нравственные качества обучающихся.
Тип занятия: комбинированное.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательско-поисковый, игровой.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Технологический инструментарий:
- для педагога: образец изделия; технологическая карта на изготовление подвижной куклы; Петрушка, разные куклы;
- для обучающихся: тесто, емкости для воды, клей ПВА, кисти для клея и гуаши, гуашь, стеки, деревянные палочки, гвоздики, нитки, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть: приветствие; проверка рабочего места; повторение правил ТБ при работе с тестом и рабочими инструментами.
2. Теоретическая часть: беседа «Путешествие в прошлое куклы»
Педагог. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое куклы. Вспомнить, в гостях, у каких кукол мы уже побывали, и встретиться с новыми друзьями.
Педагог напевает старую песню.
Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шестка,
Одна липовая доска.
Ой, да, лебеда,
Одна липова доска.
Педагог. Ребята, о чём эта песня? (Дети
рассказывают о кукле-полено).
Какую куклу придумали потом? (Соломенную;
обучающиеся рассказывают об изготовлении
куклы). Прошло много лет, и человек придумал
другую куклу. (Тряпичную; обучающиеся
рассказывают о кукле).
Педагог. Ребята, а ведь не всегда куклами играют. Бывает, что сами куклы превращаются в настоящих артистов. Кто из вас был в кукольном театре? А в старину кукольники ходили по базарам, по дворам, нагруженные ширмой, куклами, балалайкой и обязательно шарманкой. А главным героем был…кто вы думаете?
Внести Петрушку. На звуковом диске звучит загадка от имени Петрушки:
Я весельчак и балагур,
Всем детям друг, подружка.
Бываю я по-русски мудр,
Зовут меня… (Петрушка)
– Ну, конечно, неунывающий хитрец и драчун
Петрушка!
Когда-то Петрушка был очень знаменит. Ни одна
ярмарка без него не обходилась. Толпы детей
ходили за ним, по всему городу, ждали его
представления. Настоящее имя Петрушки – Петр
Иванович Уксусов, и он считался самым древним
актером на Руси. Там где Петрушка, всегда весело,
он никому не дает скучать. Давайте попросим
самого Петра Ивановича показать свое искусство.
Просим … Просим!
На звуковом диске звучит в исполнении Петрушки «Небылицы в лицах».
3. Предметно-практическая часть.
Педагог. Спасибо, Петрушка, за представление. А это кто?
Из-за ширмы появляется подвижный человечек
Педагог. Давайте, ребята, сделаем ему друзей и вместе поиграем в театр. Из чего сделана эта забавная игрушка?
Демонстрация образца изделия, анализ конструкции: игрушка сделана из теста. Сначала вылепим из теста туловище. Плечи у туловища сделаем пошире, чтобы потом можно было привязать к ним руки. Вылепим голову, приклеим к туловищу. Из небольших кусочков теста сделаем детали лица – нос, глаза, уши. Вылепим отдельно руки, ноги. Игрушку можно оформить деталями: налепами. На голову фигурке можно надеть колпак. Когда все детали вылеплены, в плечах, в нижней части туловища, а также в верхних частях рук и ног гвоздиком сделаем дырочки. Аккуратно в нижней части в середине туловища сделаем палочкой отверстие, в которое потом вклеим деревянную палочку. Все детали куклы просушим.
«Школа лепки»: прежде чем мы начнем лепить, мы должны на минутку заглянуть в «Школу лепки» и провести лепилкину разминку и повторить «лепилкину азбуку».
Лепилкина азбука:
– Как получить шар, колбаску, жгутик, морковку,
полоску, лепешку?
– Какие способы объемной лепки вы знаете? (Конструктивный,
пластический, комбинированный)
Лепилкина разминка: игра «Веселые человечки».
– Вы любите играть в «жмурки»: закроете глаза и в темноте ищите друг друга, а потом на ощупь угадываете, кого поймали. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали на другую планету. Ночь. Не видно никого. А может, это не простая планета, а например, планета веселых и смешных человечков. Берём тесто и на ощупь лепим человечка.
Детям предложить рассмотреть технологическую карту на изготовление подвижной куклы <Приложение 1>
Чтение технологической карты:
- вылепить туловище;
- скатать голову – шар;
- колпак сделать из конуса, разрезать его посередине, пролепить «рожки», к ним приклеить бубенчики-шарики;
- вылепить детали лица: уши - из маленьких колбасок; согнуть колбаски и расплющить.; нос шарик, глаза овальной формы; приклеить детали лица, колпачок к голове;
- приклеить голову к туловищу;
- руки вылепить из колбасок, приклеить ладошки – сплющенные в блин шарики; пуговицы сделать тоже из сплющенных шариков, проколоть в них дырочки;
- раскатать жгутик, расплющить в полоску, собрать полоску в складки – воротник;
- ноги вылепить из колбасок;
- башмаки вылепить из овала, украсить их бубенчиками, приклеить к ногам;
- когда все детали вылеплены, в плечах, в нижней части туловища, а также в верхних частях рук и ног гвоздиком сделать дырочки;
- поставить заготовки на просушку;
- когда туловище и детали просохнут, их можно промазать для грунтовки клеем ПВА, чтобы краска лучше ложилась; после этого нужно привязать руки и ноги к туловищу нитками.
Педагог. Ну, а теперь за дело! Театр ждет своих актеров!
Самостоятельная работа детей:
- лепка подвижной куклы, лепка мелких деталей, создание фактуры поверхности;
- слепленное туловище и детали нужно просушить;
Заготовка из теста готова для декора. Прежде чем приступить к раскрашиванию, обучающиеся определяются с цветовой гаммой будущего изделия и решают:
- какие основные цвета будут участвовать в работе;
- какова их насыщенность и светлота;
- какой цвет будет главным;
- какой цвет, в небольшом количестве станет акцентом в общей гамме.
4. Заключительная часть: подведение итогов (мини-выставка), самоанализ проделанной работы, комментарии обучающихся, анализ работ педагогом.
Рефлексия: упражнение «Плюс-минус-интересно». Предложить заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать; вопросы к педагогу.