Урок Чистой воды (окружающей мир)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;
  • развивать  познавательную активность,  коммуникативность;
  • донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде к   жизненно важному  для здоровья человека ресурсу и драгоценному дару природы России.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

II. Определение темы и задачей урока

Послушайте загадки и попробуйте самостоятельно определить тему  урока
Загадки  читают ученики:

1 ученик: 

На свете нет её сильнее.
На сете нет её буйнее,
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.

2 ученик: Что бежит без прогону?

Учитель выслушивает ответы учащихся (они самостоятельно определяют тему урока), затем  обобщает ответы детей.

III. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим о воде.  Тема урока звучит так «Урок Чистой воды».

3 ученик:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море,  в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Ни наесться, и напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Учитель быстро раскручи­вает глобус.

Учитель: Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым.)
Это потому, что синей краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой.
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океа­ны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На нашей планете четыре океана. Самый большой – Тихий, затем Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая ее часть при­годна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на Земле.
70% земной поверхности покрыто водой и лишь 3% от общего количества массы Земли составляет пресная вода.
– Где мы используем воду? (Далее используются слайды № 2, 3, 4, 5) Составить рассказ «Где и как человек использует воду?»

Название предмета Масса предмета Содержание воды
Ель 100 кг 80 кг
Нарцисс 100 кг 85 кг
Лосось 2 г 1,5 кг

Учитель: Где может содержаться вода?

Задание учащимся: по таблице составить рассказ  «Где содержится вода?»

Учитель: Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней все возрастает. К этому привело бурное развитее промышленности в начале XX века.
С одной стороны – воды на Земле очень  много, а с другой – очень мало. Как такое может быть?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Пресной воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах на Юном и Северном полюсах земли. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.
В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. Так в России не отвечают санитарным нормам около 40 % поверхностных и 17% подземных источников питьевой воды.
В природные водоемы нередко сливаются отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество – диоксин. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Устаревшее коммунальное оборудование (трубы) тоже влияет на качество питьевой воды.
Все это отрицательно сказывается на здоровье россиян: и взрослых, и детей.
В связи с этим Президент РФ Д.А. Медведев назвал экологию одним из главных направлений российской политики. По инициативе партии «Единая Россия» разработан проект государственной программы «Чистая вода». 24 ноября 2009г. Проводился Международный форум с таким же названием «Чистая вода».
Во всех школах в знак солидарности с идеями форума  проводится урок «Чистой воды»
Вы тоже можете внести свой маленький вклад в большое общее дело охраны водных ресурсов.

Дискуссия по теме урока

– Назовите основные источники загрязнения воды.
– Чем опасно загрязнение воды?
– Почему нужно беречь воду?

IV.Чтение учителем сказки-загадки «Вода и воздух»

Сказка-загадка «Вода и воздух»

Жили-были океан  (у него было очень-очень много воды) и ат­мосфера  – это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного рас­тения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились расте­ния – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летаю­щих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.
Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе ни­кто не жил?
Ответ: Для жизни нужны и воздух, и вода. Без воды не про­живешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды.
Учитель: Почему так много внимания воде? А потому, что дороже воды ничего нет на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество приложив усилия, найдет им замену. А воды не будет на земле! Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н.Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит худшее – недостаток чистой воды»
– Как же используем воду, которую берем взаймы у природы?

Прием душа в течение 5 минут

100 л

Наполнение ванны

200 л

Стирка в стиральной машине

150 л

Разовый слив в туалете

8-10 л

Средний расход водопроводного крана

15 л в минуту

Учитель: Вот как много мы тратим воды, а еще загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Учащиеся: (примерные варианты ответов)

– в квартирах и домах не забывать закрывать кран
– на отдыхе – не засорять водоемы
– а в промышленности человек должен делать очистные сооружения

V. Показ видеоролика на тему «Водные богатства России»

VI. Подведение итогов

– Какой проблеме был посвящен наш урок?
– Над какими вопросами вы задумались?
– О чем вы расскажите свои близким: друзьям, родителям, знакомым?