Цели:
- закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;
- развивать познавательную активность, коммуникативность;
- донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде к жизненно важному для здоровья человека ресурсу и драгоценному дару природы России.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Определение темы и задачей урока
Послушайте загадки и попробуйте
самостоятельно определить тему урока
Загадки читают ученики:
1 ученик:
На свете нет её сильнее.
На сете нет её буйнее,
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.
2 ученик: Что бежит без прогону?
Учитель выслушивает ответы учащихся (они самостоятельно определяют тему урока), затем обобщает ответы детей.
III. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим о воде. Тема урока звучит так «Урок Чистой воды».
3 ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Ни наесться, и напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Учитель быстро раскручивает глобус.
Учитель: Какого цвета больше на
глобусе, каким кажется глобус? (Голубым.)
Это потому, что синей краски на нем больше, чем
желтой, белой, зеленой, коричневой.
Голубой краской изображена на глобусе вода – все
моря и океаны на нашей планете. Они занимают в
два раза больше места, чем суша. На нашей планете
четыре океана. Самый большой – Тихий, затем
Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Но кроме этого, и участки суши пронизаны
множеством голубых нитей. Это большие реки и
маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера –
это все водные запасы Земли. Но, несмотря на
большие запасы воды на земле, всего лишь
небольшая ее часть пригодна для питья, т. к.
человек может пить только пресную воду. А пресная
вода есть только в реках и озерах, ее совсем
немного на Земле.
70% земной поверхности покрыто водой и лишь 3% от
общего количества массы Земли составляет
пресная вода.
– Где мы используем воду? (Далее используются
слайды № 2, 3, 4, 5) Составить рассказ «Где и как
человек использует воду?»
Название предмета | Масса предмета | Содержание воды |
Ель | 100 кг | 80 кг |
Нарцисс | 100 кг | 85 кг |
Лосось | 2 г | 1,5 кг |
Учитель: Где может содержаться вода?
Задание учащимся: по таблице составить рассказ «Где содержится вода?»
Учитель: Чистой воды на Земле
становится все меньше, а потребность в ней все
возрастает. К этому привело бурное развитее
промышленности в начале XX века.
С одной стороны – воды на Земле очень много, а
с другой – очень мало. Как такое может быть?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая
вода непригодна для питья, а также для
промышленности и сельского хозяйства. Пресной
воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения
Земли испытывает в ней недостаток. Основные
запасы пресной воды сосредоточены в полярных
льдах на Юном и Северном полюсах земли. Из-за
постоянного загрязнения запасы пресной воды все
быстрее сокращаются.
В последнее время особенно остро встала проблема
ухудшения качества питьевой воды. Так в России не
отвечают санитарным нормам около 40 %
поверхностных и 17% подземных источников питьевой
воды.
В природные водоемы нередко сливаются отходы
промышленного производства, нефтесодержащие
вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую
угрозу, так как при разложении выделяют крайне
опасное вещество – диоксин. В воду попадают
болезнетворные микробы, возбудители различных
заболеваний. Устаревшее коммунальное
оборудование (трубы) тоже влияет на качество
питьевой воды.
Все это отрицательно сказывается на здоровье
россиян: и взрослых, и детей.
В связи с этим Президент РФ Д.А. Медведев назвал
экологию одним из главных направлений
российской политики. По инициативе партии
«Единая Россия» разработан проект
государственной программы «Чистая вода». 24
ноября 2009г. Проводился Международный форум с
таким же названием «Чистая вода».
Во всех школах в знак солидарности с идеями
форума проводится урок «Чистой воды»
Вы тоже можете внести свой маленький вклад в
большое общее дело охраны водных ресурсов.
Дискуссия по теме урока
– Назовите основные источники загрязнения
воды.
– Чем опасно загрязнение воды?
– Почему нужно беречь воду?
IV.Чтение учителем сказки-загадки «Вода и воздух»
Сказка-загадка «Вода и воздух»
Жили-были океан (у него было очень-очень
много воды) и атмосфера – это очень большое
количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В
океане никто не жил, ничего не росло, ни одного
растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил
воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась
его приходу. Стали они дружить. Через некоторое
время океан заметил, что у него в воде появились
растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались
красивые раковины. Океан очень обрадовался и
рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был
очень радостный, он рассказал своему другу
океану о том, что, проснувшись утром, услышал
пение птиц, увидел летающих разноцветных
бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.
Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и
в воздухе никто не жил?
Ответ: Для жизни нужны и воздух, и вода.
Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без
воздуха не проживешь, как и без воды.
Учитель: Почему так много внимания воде?
А потому, что дороже воды ничего нет на свете!
Если иссякнут запасы угля, газа или нефти,
человечество приложив усилия, найдет им замену. А
воды не будет на земле! Как говорил русский
ученый-гидролог Н.Н.Горский: «Человечеству не
угрожает недостаток воды. Ему грозит худшее –
недостаток чистой воды»
– Как же используем воду, которую берем взаймы у
природы?
Прием душа в течение 5 минут | 100 л |
Наполнение ванны | 200 л |
Стирка в стиральной машине | 150 л |
Разовый слив в туалете | 8-10 л |
Средний расход водопроводного крана | 15 л в минуту |
Учитель: Вот как много мы тратим воды, а еще загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Учащиеся: (примерные варианты ответов)
– в квартирах и домах не забывать закрывать
кран
– на отдыхе – не засорять водоемы
– а в промышленности человек должен делать
очистные сооружения
V. Показ видеоролика на тему «Водные богатства России»
VI. Подведение итогов
– Какой проблеме был посвящен наш урок?
– Над какими вопросами вы задумались?
– О чем вы расскажите свои близким: друзьям,
родителям, знакомым?