Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В 1994 году, когда пришла работать в Юговскую среднюю школу, даже не подозревала, что мне придется работать с такими детьми. В нашей школе детей С(к)К 8 вида было мало, и с ними работал отдельный педагог. Он вел почти все предметы у учащихся, в том числе природоведение и географию.
В 2005-06 учебном году в классах С(к)К 8 вида различные уроки стали вести учителя-предметники. Связано это с тем, что таких учащихся с каждым годом становилось больше (смотри таблицу ниже). Для ребят этих классов так же, как и учащихся классов нормы, действует кабинетная система. Считаю это хорошим способом адаптации и социализации учащихся С(к)К 8 вида и воспитания толерантного отношения друг к другу всех ребят нашей школы. Мне впервые пришлось работать с учащимися, имеющими отклонения в развитии. Начиная работать, столкнулась с серьезными проблемами:
- Отсутствие учебно-методической базы в школе. Учебники были очень старыми (60 - 70-х годов издания), и даже их не хватало. Образовательные программы и учебники не соответствовали друг другу.
- Проведение урока одновременно в нескольких классах. Одновременно на урок приходят ребята из нескольких классов, так как наполняемость класса очень невелика: от 1 до 6 человек.
- Отсутствие опыта работы с детьми С(к)К 8 вида. Оказалось, что необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания.
Для начала познакомилась с особенностями таких детей. Для этого обратилась к изучению специальной литературы, консультировалась с психологом школы, вела собственные психолого-педагогические наблюдения. Выяснила, что учащиеся С(к)К 8 вида:
- имеют проблемы как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);
- легче воспринимают (запоминают) яркие и красочные образы;
- неусидчивы, не могут долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);
- характеризуются слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимают материал, который опирается на практику, личный опыт;
- имеют слабую память, особенно долгосрочную;
- характеризуются также обедненной речью (неохотно отвечают устно);
Для таких учащихся свойственна также осенне-весенняя двигательная активность и апатичность к учебе, подверженность сменам погоды (хуже учатся в ясную, теплую погоду).
Опираясь на полученную информацию и основываясь на письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2000 г.), определила основные направления работы:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Следующим шагом стало решение проблемы учебно-методического обеспечения. Для этого было проработано несколько учебников по географии для учащихся С(к)К 8 вида. Хочется отметить, что учебно-методической литературы мало, а учебники очень дорогостоящие (от 250 рублей и выше). Приоритет был отдан линии учебников с 6 по 9 класс под редакцией Т.М.Лифановой. Данные учебники, разработанные одними авторами, выстроены в логической последовательности и соответствуют программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 класс (Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина) (см. приложение 1). Так выстраивается определённая система: в 6 классе - начальный курс, в 7 классе - изучение географических особенностей России, в 8 - география материков и океанов, в 9 – география стран Евразии и изучение своего края. Таким образом, материал усложняется и «абстрагируется», что позволяет учитывать особенности учащихся: вначале изучение окружающего мира, а затем более отдаленного. Все учебники дополнены приложениями (своеобразный атлас). К учебнику 6 класса есть программированные задания Т.М.Лифановой, Н.Б. Пшеничной «Знаешь ли ты географию? 6 класс», в котором по всем темам имеются разнообразные задания.
Являясь методистом РУМИЦ, рекомендовала данную линию учебников для приобретения в других школах. В настоящее время обеспеченность учебниками и методической литературой по географии для учащихся и учителя является наиболее высокой в нашей школе (и во многих школах тоже) (см. приложение 1).
При обучении учащихся 6 класса хорошим подспорьем в работе является методическое пособие Т.М.Лифановой, Н.Б. Пшеничной «Знаешь ли ты географию? 6 класс». В данном пособии представлены различные задания с учетом особенностей детей, с опорой на программированное обучение, что дает возможность организации самостоятельной работы и экономит время на опрос учащихся. К каждой из тем предлагаются следующие виды заданий:
- Сигнальные круги (см. приложение 2).
- Буквенные и цифровые задания.
Примеры заданий:
Выпишите цифры по порядку, начиная с наименьшей, вместе с буквами и прочитайте слово.
4 |
8 |
1 |
6 |
2 |
10 |
5 |
7 |
9 |
3 |
А |
Н |
М |
Е |
У |
К |
В |
Й |
И |
Р |
Или:
На листочке записаны ответы (можно по вариантам):
А - Равнины
В - Холмы
Д - Овраги
О - Горы
Ниже вопросы. Отвечая на вопрос, ребенок записывает соответствующую букву. Проверить себя он может с помощью ключевого слова (вода).
- Перфокарты. Примером такого вида заданий является задание по теме «План и карта». В таблице ребенок должен поставить «+» в клеточке с правильным ответом
Вопросы |
План |
Карта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Перфоконверты (см. приложение 2).
Из всего перечисленного чаще использую перфокарты, буквенные и цифровые задания. Применяю данные задания (а также сама составляю подобные) на различных этапах урока: в начале урока для повторения материала или для определения темы урока (как загадку), при объяснении нового материала (если он не сложный и класс готов к этому), в конце урока для закрепления пройденного и проверки усвоения материала.
Следующим этапом стала работа над тематическим планированием. Проблема для меня как учителя заключалась в том, что одновременно на урок приходит четыре класса, в которых от 1 до 6 учащихся. Особенности детей таковы, что необходим индивидуальный подход к учащимся, так как сложно организовать самостоятельную (или групповую) работу. Несмотря на то, что линия учебников и программа разработаны одними авторами, темы курсов не совпадают в разных классах. Необходимо было для удобства при объяснении материала и эффективности его усвоения учащимися по возможности совместить темы (см. приложение 3). Программа 6 и 7 класса более соотносится по темам, поэтому при составлении поурочно-тематического планирования есть возможности совмещения тем. Это позволило сэкономить время на объяснение и повторение материала в различных классах. Например, при объяснении темы «Разнообразие рельефа России» в 7 классе и «Рельеф местности и его форма» в 6 классе учащиеся 7 класса, повторяя материал, рассказывают 6-классникам, что такое рельеф, какие формы рельефа бывают. После чего учащиеся 6 класса могут самостоятельно выполнять задания (читают текст или задания на карточках), а учащиеся 7 класса с учителем расширяют знания по теме (отвечая самостоятельно на вопросы к тексту учебника, пользуясь атласами, вписывают примеры в схему «Рельеф России» или работают с контурными картами). К сожалению, практически не нашлось таких возможностей в 8 и 9 классе, но к этому времени у ребят уже формируется навык самостоятельной работы, что значительно облегчает работу учителя.
Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в 3-4 классах, столкнулась с проблемой: как организовать учебную деятельность так, чтобы объяснить новый материал, закрепить и повторить его в различных классах за 45 минут урока? Пришлось поработать с методической и психологической литературой (в данных источниках не встретила методики преподавания географии в разновозрастных С(к)К 8 вида, поэтому пользовалась опытом работы педагогов малокомплектных школ в преподавании в классах нормы (хотя и такого опыта достаточно немного), проанализировать различные технологии и методы преподавания, выбрать оптимальное сочетание форм и приемов на уроке, рассмотреть возможности совместного и взаимного обучения, подобрать задания, которые были бы не только интересны детям, но и позволяли бы продуктивно организовать работу на уроке, с учетом особенностей учащихся. В итоге были сформулированы основные требования, с учетом которых планирую урок:
- постановка чёткой цели, последовательность и завершённость этапов урока;
- смена видов деятельности, опора на различные анализаторы;
- наличие наглядности;
- развитие речемыслительной деятельности;
- чёткие законченные инструкции;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- использование словесного поощрения.
Остановлюсь на аспектах организации учебной деятельности на уроках географии в С(к)К 8 вида. В преподавании природоведения и географии в данных классах использую в основном элементы технологии развивающего обучения, личностно-ориентированые технологии и ИКТ. Это позволяет делать уроки наглядными, разнообразными и привлекательными, учитывая особенности в восприятии и усвоении материала учащимися.
Считаю, что основными навыками, которые необходимо развивать для организации эффективной работы в разных классах одновременно, являются самостоятельность и работа по инструкции. Именно над формированием данных умений и навыков стараюсь работать в 5 и 6 классе. Особенно в 5 классе, так как ребята этого класса обучаются отдельно (один час в неделю), поэтому возможностей больше.
Учитывая изложенное выше, необходимо отметить, что за время работы в С(к)К 8 вида сложилась определенная система. В основном урок - это беседа с элементами самостоятельной работы. Для 5 и 6 классов используется наглядность, не только подготовленная учителем, но и сделанная ребятами на уроке (рисунки, картинки, модели из пластилина, схемы). В 6 и 7 классах упор делается на фиксацию и оформление материала в тетрадях учащихся в виде схем и таблиц (заполнение схем и таблиц с доски, которые частично заполнены). Во всех классах предлагается задание подготовить небольшие выступления (пересказы) из 5-10 предложений. В 8 и 9 классах упор на самостоятельную и групповую работу, выполнение заданий по алгоритму. Например, в 8 классе - описание материка (в течение нескольких уроков), в 9 классе – описание страны по плану (обращаясь за помощью к тексту учебника или приложениям).
За несколько лет работы накопилось несколько презентаций по темам и видеофильмов (использую готовые презентации в Интернете и создаю свои). Это позволяет не только сделать урок интереснее, но и при сниженной мотивации к обучению (когда у ребят плохое настроение или упадок сил) «расслабить» детей.
Результатом такой работы является 100% успеваемость в классах 8 вида на протяжении всего времени работы. Качество знаний увеличилось и в текущем году составляет 67% (7 класс).
Количество обучающихся в специальных коррекционных классах и качество знаний по предмету
Учебный год |
Всего учащихся с 5 по 9 класс |
% обучающихся на 4 и 5 |
2005-06 |
10 |
33, 3 |
2006-07 |
13 |
23,1 |
2007-08 |
11 |
63,6 |
2008-09 |
15 |
40 |
2009-10 |
15 |
53 |
Но главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков географии без уважительных причин, несмотря на то, что по расписанию один раз в неделю урок стоит последним. В нынешнем году учащийся 7 класса изъявил желание попробовать свои силы в Молодежном географическом чемпионате. Это говорит о его уверенности в своих силах, об отсутствии комплекса неполноценности (относительно своего развития).
Несколько лет назад выступала на РМО учителей, работающих в С(к)К, с анализом учебно-методического обеспечения уроков географии. Готова представить опыт работы на РМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах.