Предметные результаты: ученик, который: а) знает, что если в слове после согласного слышится [й’], то пишется разделительный знак; твердый разделительный знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласную и перед корнем, который начинается с гласных букв е, ё, ю, я; мягкий разделительный знак пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и; б) умеет выбирать нужный разделительный знак во время письма.
Метапредметные результаты: ученик, который умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умеет выбирать основания для классификации объектов и синтезировать; умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Личностные результаты: ученик, который осознает ценность умения правильно выбирать при письме нужный разделительный знак.
Цель: формировать целостное представление о разделительных знаках, их месте в словах, развивать умение правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками; содействовать всестороннему развитию личности, её творческой активности.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Готовы ли вы к уроку? Оцените свою готовность по алгоритму:
- Всё ли на парте?
- Всё ли в порядке?
– Ну, что ж. У нас порядок не только на рабочих местах, но и в душе.
Мы настроены, внимательны, у нас все получится.
2. Актуализация знаний.
– Прочитайте слова. (На доске записаны слова: отъезд, налью, йод, объём, зелёный, Илья, майка.)
– Какой звук слышится во всех этих словах? ([й’] ) Проверим.
– Разбейте слова на две группы.
(Дети самостоятельно разбивают слова на группы.)
– Добавьте по одному слову в каждую группу. (Задание для тех детей, которые быстро справились с заданием.)
– Проверим. ( Ученики объясняют деление на группы:
а) буква й обозначает звук [й’] в словах: йод, зелёный, майка;
б) гласная буква обозначает [ й’] в словах: отъезд, налью, объём, Илья.
– Чем интересны слова второй группы? (Во всех словах второй группы есть разделительные знаки.)
– Когда нужны разделительные знаки?
– Что показывают разделительные знаки?
3. Постановка проблемы.
– Что вы заметили? (Мягкий и твердый знаки выполняют одну и ту же работу, они показывают, что гласная буква обозначает два звука.)
– Какой вопрос возникает в связи с этим? (– Зачем два знака? Когда писать мягкий знак, когда писать твердый знак?)
4. Определение темы, цели урока.
– Сформулируйте тему урока.
– Давайте проверим нашу версию. (Открывается тема на доске: Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.)
– Какова цель нашего урока?
5. Новый материал.
а) – Разберите по составу слова второй группы. (Самостоятельная работа)
– Проверим.
– Что интересного заметили?
– Когда пишется твердый разделительный знак? Когда пишется мягкий разделительный знак? Обозначим орфограмму.
б) Письмо по памяти.
– Прочитайте предложение.
Брат_ я с_ ехали с г_ ры.
(Предложение записано на доске.)
– Какие буквы пропущены?
– Запомните предложение. (Учитель считает до пяти, дети запоминают предложение.)
– Проверьте!
– Найдите главные члены предложения, найдите второстепенные.
– Дополните предложение второстепенными членами.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление.
а) – Найдите в этом предложении глагол. На какой вопрос он отвечает? (что сделали?)
– Измените глагол, чтоб он отвечал на вопрос что сделать?
– Как образовано слово съехать?
– Образуйте новые слова от этого слова с помощью разных приставок.
Детям раздаются карточки. Карточка №1 для более успешных учеников, карточка №2 для слабоуспевающих. (Приложение №1)
– Проверим. (Ученики по очереди выходят к доске и составляют слова из карточек на наборном полотне. Приложение №2)
– Что увидели? (Где-то ставится твердый разделительный знак, где-то нет твердого знака.)
– На какие две группы разделили?
– Когда пишется твердый разделительный знак?
б) Диктант тройками слов.
(Учитель читает один раз 3 слова:
- зальёт, зашьёт, завьёт
- подъём, съёмка, объём.
Дети записывают, выделяют орфограммы.)
– Проверим.
– Чем похожи слова?
– Когда пишется разделительный мягкий знак, когда пишется разделительный твердый знак?
в) Игра.
Учитель называет слово, ученики встают, если в слове есть твердый разделительный знак:
-подъёмный |
|
-подошью |
|
-объединение |
|
-безъязыкий |
|
-ночью |
|
г) Работа по учебнику.
Упражнение №165 с.113 (самостоятельная работа)
8. Рефлексия.
– Что запомнилось? Что понравилось на уроке?
– Что нового узнали на уроке?