Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Предметные результаты: ученик, который: а) знает, что если в слове после согласного слышится [й’], то пишется разделительный знак; твердый разделительный знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласную и перед корнем, который начинается с гласных букв е, ё, ю, я; мягкий разделительный знак пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и; б) умеет выбирать нужный разделительный знак во время письма.

Метапредметные результаты: ученик, который умеет слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умеет выбирать основания для классификации объектов и синтезировать; умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Личностные результаты: ученик, который осознает ценность умения правильно выбирать при письме нужный разделительный знак.

Цель: формировать целостное представление о разделительных знаках, их месте в словах, развивать умение правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками; содействовать всестороннему развитию личности, её творческой активности.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Готовы ли вы к уроку? Оцените свою готовность по алгоритму:

  1. Всё ли на парте?
  2. Всё ли в порядке?

– Ну, что ж. У нас порядок не только на рабочих местах, но и в душе.

Мы настроены, внимательны, у нас все получится.

2. Актуализация знаний.

– Прочитайте слова. (На доске записаны слова: отъезд, налью, йод, объём, зелёный, Илья, майка.)

– Какой звук слышится во всех этих словах? ([й’] ) Проверим.

– Разбейте слова на две группы.

(Дети самостоятельно разбивают слова на группы.)

– Добавьте по одному слову в каждую группу. (Задание для тех детей, которые быстро справились с заданием.)

– Проверим. ( Ученики объясняют деление на группы:

а) буква й обозначает звук [й’] в словах: йод, зелёный, майка;

б) гласная буква обозначает [ й’] в словах: отъезд, налью, объём, Илья.

– Чем интересны слова второй группы? (Во всех словах второй группы есть разделительные знаки.)

– Когда нужны разделительные знаки?

– Что показывают разделительные знаки?

3. Постановка проблемы.

– Что вы заметили? (Мягкий и твердый знаки выполняют одну и ту же работу, они показывают, что гласная буква обозначает два звука.)

– Какой вопрос возникает в связи с этим? (– Зачем два знака? Когда писать мягкий знак, когда писать твердый знак?)

4. Определение темы, цели урока.

– Сформулируйте тему урока.

– Давайте проверим нашу версию. (Открывается тема на доске: Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.)

– Какова цель нашего урока?

5. Новый материал.

а) – Разберите по составу слова второй группы. (Самостоятельная работа)

– Проверим.

– Что интересного заметили?

– Когда пишется твердый разделительный знак? Когда пишется мягкий разделительный знак? Обозначим орфограмму.

б) Письмо по памяти.

– Прочитайте предложение.

Брат_ я с_ ехали с г_ ры.

(Предложение записано на доске.)

– Какие буквы пропущены?

– Запомните предложение. (Учитель считает до пяти, дети запоминают предложение.)

– Проверьте!

– Найдите главные члены предложения, найдите второстепенные.

– Дополните предложение второстепенными членами.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление.

а) – Найдите в этом предложении глагол. На какой вопрос он отвечает? (что сделали?)

– Измените глагол, чтоб он отвечал на вопрос что сделать?

– Как образовано слово съехать?

– Образуйте новые слова от этого слова с помощью разных приставок.

Детям раздаются карточки. Карточка №1 для более успешных учеников, карточка №2 для слабоуспевающих. (Приложение №1)

– Проверим. (Ученики по очереди выходят к доске и составляют слова из карточек на наборном полотне. Приложение №2)

– Что увидели? (Где-то ставится твердый разделительный знак, где-то нет твердого знака.)

– На какие две группы разделили?

– Когда пишется твердый разделительный знак?

б) Диктант тройками слов.

(Учитель читает один раз 3 слова:

  • зальёт, зашьёт, завьёт
  • подъём, съёмка, объём.

Дети записывают, выделяют орфограммы.)

– Проверим.

– Чем похожи слова?

– Когда пишется разделительный мягкий знак, когда пишется разделительный твердый знак?

в) Игра.

Учитель называет слово, ученики встают, если в слове есть твердый разделительный знак:

-подъёмный

 -обезьяна

-подошью

 -подъём

-объединение

 -подъезд

-безъязыкий

 -разовьётся

-ночью

 -съестной

г) Работа по учебнику.

Упражнение №165 с.113 (самостоятельная работа)

8. Рефлексия.

– Что запомнилось? Что понравилось на уроке?

– Что нового узнали на уроке?