Задачи:
1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке (Ш).
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- учить изменять силу голоса;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать умение соединять звуки в слова;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.
Оборудование: игрушки (Маша и Мишка), символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, осенние сухие листья или вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».
- Отправимся в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.
2. Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
Логопед достаёт игрушки (Мишку и Машу).
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш))
- Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).
3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.
- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
- Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).
- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
4. Произношение изолированного звука (Ш).
- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
5. Анализ артикуляции звука (Ш).
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
6. Характеристика звука (Ш).
- Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
- Звук (Ш) - согласный или гласный? (согласный);
- Какая преграда у звука (Ш)? (зубки, язык);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найдите на доске символ звука (Ш).
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (синий кружок с шапочкой).
7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.
- В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)
- Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):
ша – шо - ша – ша (шо)
аш – уш – уш – уш (аш)
- Назовите первый и последний слог:
ша – шо – шу – ши (ша, ши)
шта – шту – шты – што (шта, што)
- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
- А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.
Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:
ша – аша – ша – аша
уш – ушу - уш - ушу
- Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.
ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш - иш
8. Развитие фонематического слуха.
Различение правильного и неправильного произношения звука (Ш). Упражнение «Правильно - неправильно».
Пособие «Звуковая мозаика».
- На лесных полянках краснеет кислая ягода. Как она называется? (клюква)
- Выложим узор из ягод. Если услышите правильный звук (Ш) выкладываете красную фишку, если неправильный – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.
Логопед чередует правильное – неправильное произношение звука (Ш) в словах. Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.
- Что получилось из фишек красного цвета? (крестик)
9. Автоматизация звука (Ш) в словах.
На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку. Упражнение «Угадай, что за предмет».
- Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?
10. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
Дети выбирают и выкладывают картинки со словами:
- У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка, гуашь).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шило, шахматы).
11. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».
- Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.
12. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
- Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
Дети достают из лукошка шишки (орешки) и считают:
- Одна шишка, две шишки …
- Один орешек, два орешка …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
13. Физ. минутка.
Упражнение на внимание «Тик-так, Маша, проснись».
- Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.
Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.
14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».
- У Мишки много друзей. Давайте их найдём.
Дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами:
- Я шла, шла, шла и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку, мишутку) нашла.
- Как можно назвать одним словом всех друзей Мишки? (звери, животные)
- Звери хотят поиграть с вами в «Прятки». Посмотрите, они спрятались в мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).
Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто шумит в мешке?».
Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:
- В мешке шумит …
Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в мешке?».
Дети закрывают глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек. Открыв глаза, дети должны определить каких игрушек не стало:
- В мешке шалит …
15. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.
Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.
- Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать. (Да, очень). Но сначала ребята соберут чистоговорки.
Мнемотаблицы разрезаны на карточки (рис. № 4). Дети отбирают из перемешанных карточек картинки своей чистоговорки, составляют её и рассказывают (мнемотаблицы № 5,6).
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).
16. Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
17. Оценка речевой деятельности детей.
- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).
- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).
- Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка:
- ш, а, р, ы (шары).
Детям дарят воздушные шары.
Использованная литература:
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
- Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С. М., 2002.
- Школьник Ю.К. Логопедия. М., 2006.