Алгоритм ведения учебной дискуссии и диалога

Разделы: Иностранные языки


В ходе обучения иностранному языку учащиеся должны быть подготовлены к общению на этом языке в различных жизненных обстоятельствах. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации (ЕРС), а основным средством – упражнения, закрепляющие необходимый речевой материал (конструкции, слова, выражения), и учебные речевые ситуации (УРС), т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства.

Говорение как средство общения служит средством осуществления устной формы общения. «Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя». [1,с.5]

Среди современных дидактических поисков одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии.

В современной школе многих стран дискуссия хорошо известна, но степень ее распространенности и ориентиры учителей по ее применению различны.

Каксделать дискуссию инструментом построения развивающего учебного процесса, как стимулировать самостоятельность в поиске сведений, умение подбирать и излагать аргументацию, готовиться к участию в дискуссии и т.д.? В поисках ответов на эти важные вопросы мы обращаемся к разработкам, которые на протяжении многих лет делают дискуссию устойчивой составной частью как массового школьного обучения, так и педагогических исследований.

Модели учебной дискуссии

1.Проблемная дискуссия с выдвижением проектов

Постановка проблемы исходит от учителя. При всех возможных вариантах данный способ организации занятия ориентирован прежде всего на выдвижение творческих идей и их последующую разработку. Важная организационная черта: последовательное сочетание индивидуальной работы (первичное выдвижение идеи), работы в малых группах и, наконец, общеклассного обсуждения.

2.Дискуссия в сочетании с игровым моделированием

Широкие возможности дает сочетание дискуссии с элементами игрового имитационного моделирования, которое позволяет приблизить обсуждение к изучаемым сторонам реальных явлений.

3.Направляемая (структурированная) дискуссия как учебный спор-диалог.

Простейший вариант анализа и оценки дискуссии связан с совместным обсуждением следующего круга вопросов:

  1. Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
  2. В каких отношениях мы не достигли успеха?
  3. Отклонялись ли мы от темы?
  4. Принимал ли каждый участие в обсуждении?
  5. Были ли случаи монополизации обсуждения?

Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать все обсуждение на магнитофон и прослушать запись. Вопросы о ходе дискуссии могут быть предложены учащимся в форме опросника. Устные или письменные ответы могут обобщаться учителем или самими учащимися, после чего класс может обсуждать и анализировать их более подробно.

Итак, еще раз подчеркнем, дискуссия связана с развитием мышления и коммуникативных умений учащихся. [2]

Чтобы диалог или дискуссия состоялись как формы общения необходимо соблюдать шаги следующего алгоритма:

Практические шаги: Дискуссия на уроке

1. Вхождение в дискуссионную тему

а) Методические указания

Текст, на который опирается обсуждение, введён заранее. Приобретённые сведения воспроизводятся уже на первом этапе урока.

Для проведения беседы необходим текст с противоречивым содержанием. В случае если такого текста не дано, следует обратить внимание на то, чтобы в ходе дискуссии не предъявлять к учащимся чрезмерных языковых требований.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель предъявляет уже известный текст.
  2. Учащиеся читают текст вслух.
  3. Учитель выясняет тему.
  4. Учитель записывает вопрос темы на доске.

в) Методические варианты

- Учитель напоминает о заранее введённом тексте (на прошлом уроке или в домашней работе) и восстанавливает вопрос темы.

- Вхождение в тему может произойти не по тексту, а по какому-либо другому актуальному поводу, провоцирующему тезису и т.д. Этот шаг рекомендуется для продвинутых учащихся, от которых можно ожидать, что они справятся с темой на языковом уровне.

2. Разработка и систематизация аргументов

а) Методические указания

На этом этапе учащиеся должны собрать аргументы. Так как ученики хотят, чтобы мнение каждого было принято серьёзно, они стараются найти только те аргументы, которые действительно помогут им обосновать своё мнение («за» или «против»).

При академической формулировке заданий, когда один и тот же учащийся должен подобрать аргументы к двум разным точкам зрения, с самого начала теряется сам процесс дискуссии.

Во время сбора аргументов уже может возникнуть первоначальная дискуссия. Учитель не должен ей препятствовать языковыми поправками или совсем прерывать. Он должен оказать действенную помощь, где нужно, а предъявленные комментарии зафиксировать на доске.

б) Отдельные шаги

  1. После того, как был выставлен вопрос темы, проводится короткая спонтанная дискуссия в группе.
  2. Затем группа делится на две группы (можно и больше) – «за» и «против».
  3. Учащиеся приглашаются в групповой работе собрать соответствующие аргументы и записать их через ключевые слова.
  4. Собранные аргументы обсуждаются в пленуме.
  5. Учитель распределяет аргументы «за» и «против» и помечает их в упрощённой форме на доске.

в) Методические варианты

- На последнем уроке был установлен обсуждаемый вопрос темы (проблема): учащиеся уже дома пометили аргументы для разных точек зрения; на занятиях эти аргументы обобщаются.

- В слабых группах учащихся учитель может использовать рабочие листы с перепутанными аргументами. Эти аргументы учащиеся должны упорядочить «за» и «против».

- Дискуссия может подготавливаться по строго определённым упражнениям по аудированию и говорению, в которых должно точно отработаться прослушивание и усвоение высказываний.

  1. Учащимся нужно озвучить соседу по парте своё мнение по проблеме.
  2. Сосед может задать встречные вопросы (но не занимать противоположную позицию).
  3. Сосед помечает в ключевых словах выясненные аргументы.
  4. Сосед повторяет услышанное и фиксирует аргументы.
  5. При неправильном обобщении партнёр его исправляет.

3. Преддискуссионная работа

а) Методические указания

Чтобы наполнить дискуссию языковыми средствами, часто предъявляются минитексты, которые содержат различные аргументы.

Так как такие тексты ориентируются на реальный разговор, при обсуждении используются не аргументы «за» и «против», а «утверждения», «оценки», «предположения».

Если в учебнике отсутствуют тексты с аргументами, то учитель может сам составить текст или диалог к различным точкам зрения. Важно при этом, чтобы текст содержал готовые средства речи, типичные для определённых прагматических категорий.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель предъявляет ранее известный дискуссионный текст (желательно с аудиозаписи). Книга при этом закрыта.
  2. Учитель задаёт вопросы для выяснения общего понимания содержания.
  3. Текст должен прозвучать ещё раз по частям.
  4. Учащиеся в парах продолжают искать аргументы «за» и «против» в предъявленном тексте.
  5. Они выносят эти аргументы на доску.

в) Методические варианты

- После третьего шага учитель может направить работу на раскрытие содержания. Он задаёт простые вопросы по тексту. Учащиеся передают простыми словами информацию из текста.

- В шаге 4 учащиеся определяют, какую позицию, «за» или «против», занимает автор статьи.

- В шаге 5 учитель может добавить новые аргументы к «за» или «против» через ключевые слова.

4. Разработка средств речи

а) Методические указания

В современных учебниках, как правило, уже имеются готовые альтернативные речевые обороты. Если таковые отсутствуют, то учитель сам должен их приготовить наглядно (на слайде или на рабочих листах). Эта наглядность может использоваться в различных дискуссионных упражнениях, постепенно увеличиваясь. Так как у учащихся возникает потребность постоянного использования этих выражений, целесообразно иметь их всегда перед глазами на слайде. Это позволяет учителю управлять применением средств речи: объяснять, закрывать, открывать, помечать и т.д.

б) Отдельные шаги

  1. Учащиеся читают материал для дискуссии вслух.
  2. Они помечают в тексте аргументы, приводимые с помощью средств речи: «Это верно, но…», «У меня другое мнение…».
  3. Учащиеся читают ещё раз вслух, заменяя подчёркнутые выражения альтернативными средствами речи (размещёнными на слайде или рабочих листах).
  4. Учитель останавливает после каждого отрывка, чтобы заменить выражения.
  5. Учитель выделяет более чётко выражения / аргументы.
  6. Учащиеся повторяют по отдельности / группой сказанное учителем, сохраняя интонацию.
  7. Учащиеся читают текст ещё раз без прерывания, обращая внимание на интонацию.
  8. Средства речи представлены на слайде по категориям: «согласие», «отклонение», «предположение» и т.д. Например: Таблица 1 (Приложение)

в) Методические варианты

- Шаги 4-7 можно опустить.

- В 3 шаге учащиеся могут заменять подчёркнутые средства речи знакомыми выражениями; подсказки на слайде при этом закрыты.

- После шага 7 учащиеся могут дополнить выражения на слайде другими известными средствами речи.

5. Проведение дискуссии

а) Методические указания

На этом этапе урока учащийся может взять на себя роль руководителя проведения дискуссии. Он обращает внимание на очерёдность выступлений и напоминает участникам дискуссии по-возможности обращаться к собеседникам.

В продвинутой группе ему можно поручить обобщать мнения.

Языковые ошибки не должны основательно исправляться. Учитель только лишь помогает. Но учитель может сам взять на себя роль ведущего дискуссии, если нет подходящего ученика. В каждом случае важно, чтобы учащиеся не отклонились от темы и содержания.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель ставит ещё раз вопрос темы.
  2. Учащиеся ведут свободную дискуссию. Они используют при этом проработанные содержание и средства речи на предъявленном слайде.
  3. Учитель/ведущий дискуссии может при случае по возникшим вопросам придать дискуссии новые импульсы по содержанию.

в) Методические варианты

- Проработанный текст закрыт. Учитель постепенно сокращает использование средств речи во время дискуссии и в конце концов закрывает их.

- Дискуссия записывается на магнитофон и позже вместе с учащимися анализируется применение аргументационных выражений. [3]

Практические шаги: Диалог на уроке

1. Вхождение в диалоговую ситуацию

а) Методические указания

Для проведения /подготовки/ диалога как правило необходимы ситуативные картины для дальнейших ролевых игр. Можно использовать для этого проектор. Во время работы с ситуативной картиной в учебнике диалог и альтернативные средства речи должны быть при этом закрыты.

При первичном описании ситуации должны выстраиваться предполагаемые действия, которые помогают ученикам лучше понять предстоящий диалог.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель предъявляет ситуативную картинку.
  2. Учащиеся описывают ситуативные компоненты. Например:
  • повод, место, время
  • участники
  • намерения
  1. Учитель может с помощью вопросов помочь учащимся разобраться в ситуации:
  • Что ты видишь?
  • Кто здесь разговаривает?
  • Где находятся эти персонажи?
  • Что делают люди?
  • Что хотят они сделать?

в) Методические варианты

Если при ролевой игре отсутствует соответствующая сюжетная картинка, учитель перед презентацией диалога может устно описать ситуативные компоненты. При этом он может привлечь к этому учащихся через соответствующие вопросы.

2. Преддиалоговая работа

а) Методические указания

При более сложном варианте ролевой игры учащимся сложно после описания ситуативных компонентов сразу составить диалог и свободно его воспроизвести. Для разгрузки задания учитель может посоветовать сначала подобрать возможные вопросы только для одного говорящего. Пока учащийся активизирует известную лексику, учитель вводит новые средства речи, которые могут быть добавлены на слайд.

б) Отдельные шаги

  1. Учащиеся размышляют о намерениях говорящих: z.B.: „Die Frau will neue Kleidung kaufen“.
  2. Учащиеся должны сформировать возможные вопросы собеседнику. z.B.:
    Haben Sie eine Jacke oder einen Mantel? Welche Farben?
    Können Sie mir bitte das zeigen?
    Was kostet das?
  3. Один учащийся и учитель импровизируют диалог с заранее подобранными вопросами. Можно заранее подобрать реквизиты.

в) Методические варианты:

- При более лёгком варианты ролевой игры, когда идёт закрепление уже известных средств речи, шаг №2 можно опустить. Ученик и учитель или два учащихся могут сразу импровизировать диалог, используя известные средства речи.

- Используя уже известные средства речи, учащиеся составляют письменно в парах диалог. При его подготовке в их распоряжении находится информационный носитель со средствами речи (слайд, рабочий лист). Диалог может быть проигран перед группой.

3. Презентация диалога

а) Методические указания

В случае если ролевая игра содержит новые средства речи, то они могут быть освоены и сымитированы учащимися по аналогии. Понимание учащимися значения лексических единиц должно быть достигнуто через переспрос.

б) Отдельные шаги

  1. Диалог вводится через магнитофон (кассета) или компьютер (СD). Текст к диалогу закрыт и не должен читаться учащимися.
  2. Вниманию учащихся представлена в это время ситуативная картинка.
  3. Диалог прослушивается ещё раз.
  4. Учитель задаёт простые вопросы для общего понимания.
  5. Учитель объясняет при необходимости новые слова и записывает их на доске.

в) Методические варианты

- В том случае, если отсутствует магнитофон или компьютер, учитель может сам или, возможно, с одним из учеников прочитать текст вслух.

- Текст диалога читается в третьем шаге, а потом снова закрывается.

4. Имитация диалога

а) Методические указания

Целенаправленное разучивание интонации на уроке иностранного языка иногда пренебрегается. Но именно ролевые игры особенно хорошо подходят для этого. Существует множество возможностей осознанно интонировать предложения. Учитель может их представить разными вариантами: говорить тихо и громко, прошептать предложения и т.д., чтобы заставить окружающих прислушаться к точности интонации. При этом учащиеся должны понять, что в реальных коммуникативных ситуациях такие преувеличения отсутствуют. Но проигрывание диалога это, конечно, не только словесное воспроизведение текста.

б) Отдельные шаги

  1. Диалог предъявляется с кассеты или СD. Текст диалога одновременно не читается учащимися.
  2. Два учащихся или учитель и учащийся проигрывают диалог со слуха.
  3. Учитель проговаривает диалог в отдельных предложениях, более чётко выделяет интонацию, не замедляя при этом разговорный темп речи.
  4. Отдельные учащиеся или группа повторяют предложения с интонацией, подражая учителю.
  5. Два учащихся проигрывают диалог ещё раз, особо обращая внимание на интонацию.

в) Методические варианты

- Второй пункт из отдельных шагов может быть пропущен.

- Отдельные предложения с диалога проигрываются с кассеты или СD.Учащиеся проигрывают каждое отдельное предложение.

5. Чтение и высказывание диалога

а) Методические указания

Так как большинство диалогов для ролевых игр относительно короткие, учащиеся на этой стадии часто могут их рассказывать наизусть. И, хотя этот навык не является выраженной целого обучения на занятии, он всё же помогает кое-что сократить на отдельных этапах урока. Опыт показывает, что наизусть рассказанный текст значительно лучше интонируется, чем прочитанный.

Все учащиеся могут прорабатывать диалог одновременно в парной работе.

б) Отдельные шаги

  1. Диалог проигрывается ещё раз.
  2. Учащиеся прочитывают его одновременно в книге.
  3. Два учащихся читают диалог вслух.
  4. Учащиеся работают над диалогом в паре.
  5. Два учащихся проговаривают диалог перед группой.

в) Методические варианты

При простых диалогах шаги 1 и 2 можно опустить.

6. Введение альтернативных средств речи

а) Методические указания

Альтернативные средства речи должны быть, как и ранее предполагалось, спроектированы на слайд перед учащимися.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель предъявляет альтернативные средства речи на слайд.
  2. Учащиеся читают альтернативные средства вслух.
  3. Учитель корректирует произношение и разъясняет новые слова.

в) Методические варианты

- Учитель читает громко вслух диалог, используя альтернативные средства речи, и учащиеся проговаривают вслух отдельно взятые предложения.

- При этом может уже возникнуть законченный вариант диалога.

- Можно построить и повторить отдельные предложения.

- Учащиеся прочитывают в полголоса альтернативные средства речи, расспрашивая при этом о незнакомых словах.

7. Ролевая игра с альтернативными средствами речи

a) Методические указания

Альтернативные средства речи и первоначальный источник информации проектируются на слайд одновременно.

Учащиеся должны иметь достаточно времени, чтобы применить альтернативные средства речи при работе в парах.

б) Отдельные шаги

  1. Учащиеся выбирают для парной работы альтернативные средства речи для ролевой игры.
  2. Они тренируются устно, взяв за основу представленный ранее диалог.
  3. Два учащихся проигрывают альтернативный диалог вслух.
  4. Другие учащиеся проигрывают диалог.

в) Методические варианты

При сложном содержании диалога разумнее предъявить альтернативные средства речи на рабочих карточках. Учащиеся могут в парной работе отметить те средства речи, которые они хотят использовать в ролевой игре, а отдельные предложения даже зафиксировать письменно.

8. Свободная ролевая игра

а) Методические указания

Подробные продвижения в работе с диалогом могут вызвать у сильной группы учащихся скуку и отсутствие интереса. Поэтому учитель может в зависимости от случая решить самостоятельно, какие фазы можно сократить или перешагнуть.

б) Отдельные шаги

  1. Учитель принимает роль активного участника диалога.
  2. Учитель и учащиеся проигрывают вариант диалога с альтернативными средствами речи.
  3. Предъявляемые альтернативные средства могут быть ограничены. Например, частично закрыты.
  4. Двум учащимся предлагается проиграть диалог с закрытыми альтернативными средствами речи.
  5. Учащиеся работают в парах с диалогом, используя закрытые альтернативные средства речи.
  6. Альтернативные средства речи, а также первоисточник диалога могут быть полностью закрыты.
  7. Учащиеся ведут в парах свободные разговор по ситуативной картинке.

в) Методические варианты

- Учитель вводит на последней фазе (можно на предпоследней) новую ситуацию с известными средствами речи.

- Учащиеся должны использовать новое содержание в своей ролевой игре. [3]

Алгоритм действия помогает учащимся выполнить задание с речевой стороны, а также сделать их участие в обсуждении более живым, доказательным и уместным.

Больше жизни и разнообразия можно внести в занятие, если чередовать работу в пленуме, в парах, в маленьких группах, а учащиеся получат возможность работать с разными партнёрами.

Библиография

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: «Просвещение», 1991– 230 с.

Электронные ресурсы

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/61206, свободный.- Загл. с экрана. – Яз.рус
  2. Weigmann Jürgen. Unterrichtsmodelle für Deutsch als Fremdsprache. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://books.google.ru, свободный.- Загл.с экрана. – Яз. нем.