Применение дифференцированного обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Одним из ключевых направлений развития общего образования является обновление образовательных стандартов, которые предполагают, что уже в школе дети должны получить возможность раскрывать свои способности.

Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает обращение методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника, так как наблюдается различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Для этого определяю «зону ближайшего развития». И прежде всего, учитываю учебные возможности обучающихся. С целью определения учебных возможностей учащиеся проведены наблюдения, диагностика.

ЗБР – понятие, введённое Л.С Выготским, характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые человек может решить с помощью другого человека(например учителя), но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Для подтверждения теоретических основ дифференцированного обучения разработала программу внедрения в образовательный процесс.

Во-первых, изучила индивидуальные особенности учащихся.

Если не учитывать индивидуальные особенности детей, мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Это не касается слабых ребят, задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущения неполноценности, боязнь высказывать свои суждениях в ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.

Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию внутри класса. Для этого провожу диагностирующую работу, обычно начинаю её проводить в пятом классе в начале учебного года. Провожу исследование знаний путём бесед, входящих контрольных работ, математических диктантов, проверкой таблицы умножения, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.

Во-вторых, классифицирую учащихся по типологическим группам

Учитывая уровень знаний, в классе определяю три типологические группы. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Ко второй группе относятся ребята, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. Моя задача – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения материала, увеличение темпа работы, формирование навыков учебного труда, умение работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

К третьей группе относятся ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.

В-третьих, учу выполнять различные учебные задания.

Планируя урок важно продумать, как ученики разно уровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь.

На уроках большое внимание уделяю работе с учебником. Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы.

Например, ученикам первой группы даю задание с элементами исследования (7класс. Тема: «Треугольники»). «Может ли периметр треугольника равняться 217 см, если одна сторона равна 38 см, а вторая на 16 см больше? Подумайте, существует ли такой треугольник? Ученикам второй и третьей группы даю три стержня с соответствующими длинами сторон – модели отрезков, и предлагаю из этих отрезков построить треугольник. Как они не старались, но поострить не смогли.

 Делаем вывод, почему не можем построить треугольник с такими длинами сторон. Ребята увидели, что одна сторона треугольника больше суммы двух других сторон, т.е 125> 38+54. Затем первая и вторая группы выполняют работу по индивидуальным карточкам, а третья группа работает с учебником, отвечает на вопросы. Для развития интереса к учению я предлагаю учащимся разно уровневые домашние задания, задания на выбор, задания творческого характера, например, придумать примеры своему соседу.

Зачёты провожу на спаренных уроках. Во время зачёта мне помогают ученики – консультанты – учащиеся первой группы. У них зачёт принимаю сама, а затем они помогают принимать зачёт ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения позволяет учащимся «раскрыться», сравнивать и оценить свои знания и знания одноклассников. Немаловажную роль я отвожу на своих уроках в 8, 9 классах работе по тестам.

При выполнении тестов ученики выполняют различные виды работ: выбор ответа, краткое решение, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка. Работу по тестам провожу дифференцированно, с целью подготовки к экзаменам. Задавая домашнее задание для учащихся третьей группы, я даю консультацию. При составлении самостоятельных и контрольных работ учитываю степень сложности заданий. Обычно все варианты по трудности одинаковы, но внутри варианта задачи распределены по нарастанию сложности решения задач. Такие задания ставят учеников в равные условия.

Формированию положительного отношения к учению способствуют разнообразные дидактически игры, которые применяю на уроке. Конечно, нельзя сказать, что работа в разно уровневых группах достаточна во всех отношениях, однако, в ней виден смысл. Появляется ответственное отношение к учёбе, повышается интерес к предмету.

С целью углубления, расширение программного материала в 6-9 классах использую дополнительный материал из литературы (для ребят первой группы). Например, при изучении теоремы о сумме углов треугольника, кроме традиционного (доказательства в учебниках), предлагаю рассмотреть новые способы доказательства этой теоремы.

У детей с разными учебными способностями переход от одного этапа к другому проходит не одновременно. Самое главное при этом не формализировать этот переход, так как индивидуализация учения – основное правило деятельности.

Каждому учащемуся даётся возможность переходить из группы в группу на различных этапах урока. Важным условием считаю то, что на любом этапе учебной деятельности каждый ученик создаёт свою индивидуальную модель.

В дальнейшем хочу продолжить работу по данной теме, внедряя парацентрическую технологию, которая позволяет реализовать дифференциацию образовательного процесса.

В результате применения дифференцированного обучения повысилось качество знаний; ученикам стало легче учиться: они понимают предмет; могут самостоятельно работать с информацией, в том числе и дополнительной литературой. А это доказывает эффективность использования дифференцированного обучения при формировании учебных возможностей учащихся, познавательной мотивации, знаний, умений и навыков.