Цель:
- Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
- Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
- Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
- воспитывать добрые чувства.
Задачи:
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
- развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- проявлять готовность к литературному творчеству,
- рассуждать о прочитанном,
- свободно делиться своими мыслями,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
- отстаивать личную позицию.
Знать
- произведения писателей,
- позицию автора при характеристике героев.
Оборудование:
- ТСО: проектор, комьпьютер, экран;
- комьютерная презентация к уроку;
- учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1;
- выставка книг А.П.Чехова;
- портрет А.П.Чехова;
- карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока.
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
а)
«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» Алексеев)
- Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
- В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
- Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)
Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)
3. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.
(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)
4. Подготовительная работа.
а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.
(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)
- Многим этот писатель уже знаком. Алина и Женя подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.
(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
б) Выставка книг А.П.Чехова.
(Носит ознакомительно-рекомендательный характер.)
- Младшие школьники читают рассказы о детях: «Детвора», «Ванька», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» - две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.
5. Первичное восприятие текста.
- Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)
6. Проверка первичного восприятия текста.
а)
- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
- Какие чувства испытали?
- Что взволновало?
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
- Докажите.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
б) Моделирование обложки (магнитная доска).
- Какое произведение прочитали? Покажите.
- Кто автор этого рассказа?
- Как озаглавлен рассказ?
7. Чтение и анализ произведения.
- Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?
а) Словарная работа.
- Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.
(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)
- заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
- образ – икона;
- шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
- людская – помещение для слуг в барском доме;
- дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
- подмастерье – помощник мастера;
- клирос – место певчих (хора) в церкви;
- сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
- восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
- судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
- почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
- ночь под рождество – церковный праздник;
- кадриль – пляска в четыре пары;
- кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
б) Выборочное чтение по вопросам учителя.
- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
- Как звали главного героя?
- Сколько ему лет?
- К кому он был отдан в ученье?
- Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
- Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
- Почему же Ванька не ложился спать?
- Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
Физкультминутка.
в) Работа в парах.
- Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.
«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».
г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».
- А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?
Прочитайте задание.
- Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.
8. Знакомство с шедеврами мировой культуры
- Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
- Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
- Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
- Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?
Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.
9. Обобщающая беседа.
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.)
- Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.
- А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
- Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
- Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
Давайте и мы представим такой поворот событий!
(Сценка двух почтальонов.)
1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
10. Итог урока
- С творчеством, какого писателя мы познакомились?
- Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
- Назовите произведение, с которым познакомились.
- Что понравилось вам на уроке?
11. Выставление отметок. Похвала.
12. Домашнее задание (по выбору).
1 группа- стр.140 -145 выразительное чтение, кроссворд.
2 группа - стр. 140-145 выр.чт.; Согласишься ли ты, с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажи это, обращаясь к тексту.
3 группа - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 146
Приложение. Самоанализ урока