Цель урока: сформировать представление обучающихся о русском деревянном зодчестве, как об одном из значительном проявлении строительной культуры русского народа. Определить особенности деревянной архитектуры Сибири.
Задачи:
- Информировать обучающихся о сохранившейся деревянной архитектуре городов России.
- Развить интерес к выбранной профессии.
- Способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного поиска знаний; умению обобщать и делать выводы.
- Развить коммуникативно-речевую компетенцию обучающихся.
- Способствовать развитию у обучающихся чувству прекрасного, стремление увидеть красоту.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Вид урока: урок - устный журнал.
Методы урока: устное изложение, наглядный, практический, репродуктивный, поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи:
- история России «Архитектура XVIIIв.»;
- материаловедение «Свойства древесины»;
- архитектура «Зодчество».
Комплексно-методическое обеспечение урока: журнал «Русское деревянное зодчество» - 1шт., ПК-1шт., диск- 1шт., проектор - 1шт., иллюстрации – 26 шт., альбом - 1шт., карточка-вопрос – 15шт., плакат-высказываний – 1шт., изделия из древесины – 4 шт.
Литература:
- Данилова, Л. И. Окно с затейливой резьбой [Текст]: книга для учащихся старших классов. / Л. И. Данилова – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
- Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки [Текст]: книга для учащихся. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 110с. с илл.
- Кижи. Памятники древнерусского зодчества [Фотоальбом] / ред. Я. Окунь – Л.: Искусство, 1970. – 67с. ил.
- Максимов, П. Н. Деревянная архитектура XVII века. История русского искусства, т. 4 [Текст] / П. Н. Максимов. – М.: Искусство, 1959. – 289с.
- Молодцова, Н. Без единого гвоздя. Деревянное зодчество [Текст] / Н. Молодцова. // Мастер по дереву. – 2010. - №1. – С. 90-95.
- Ополовников, А. В. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество [Текст] / А. В. Ополовников. – М.: Искусство, 1983. – 288с.: ил.
- Черняк, В. З. Строительные уроки русских мастеров: Из истории экономики строительного дела [Текст] / В. З. Черняк. – М.: Стройиздат, 1987. – 192с.: ил.
Список электронных ресурсов для обучающихся:
- http://www.petergid.ru/mesta/pamyatnik-petru-pervomu-plotniku-2882.html
- http://www.booksite.ru/fulltext/vas/ily/lad/
- http://letopisi.ru/
- http://www.srub.ru/
- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/TECHNICS/PLOTNIK/PLOTNIK.HTM
- http://www.fun4child.ru/1302-stikhi-o-professijakh.-plotnik.html
- http://zodchestvo-m.ru/
- http://kizhi.karelia.ru/
- http://www.art-con.ru/node/962
Проверка домашнего задания:
Опережающие задания по группам:
- 1 группа: найти и презентовать иллюстрации по русскому деревянному зодчеству;
- 2 группа: найти стихотворения о русской избе, мастерстве русских плотников;
- 3 группа: найти названия деталей деревянных строений и составить терминологический словарь.
Подготовить сообщения по темам (индивидуально):
а) Северная деревня;
б) заповедный наряд Томска;
в) Кижи;
г) искусство резных украшений;
д) деревянные кружева Тулы;
е) резное дерево Костромы.
Русское деревянное зодчество
Ход внеклассного мероприятия
№ п/п |
Основные этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
КМО |
1. |
Вводная часть урока |
|||
1.1 |
Организационный момент |
Проверяет у уч-ся наличие уч. принадлежностей и готовность д/з. |
Готовятся к уроку |
Доклады-сообщения, журнал, альбом |
1.2 |
Целевая установка урока |
Сообщает тему, цель и задачи, схему урока |
Слушают |
|
2. |
Основная часть урока |
|||
2.1 |
Вступление преподавателя |
Поясняет терминологию: - устного журнала, - деревянного зодчества |
Слушают |
Плакат-высказывание |
2.2 |
Карточка-вопрос |
Выдает задание |
Отвечают письменно в карточке по ходу урока |
Карточка-вопрос |
2.3 |
«Страна Зодчих» |
Зачитывает стихотворение |
Слушают |
Лист - стихотворение |
2.3.1 |
Доклад-сообщение |
Предлагает уч-ся выступить с докладами. Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
1 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Рефераты |
2.4 |
Доклад-сообщение |
Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
2 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Реферат |
2.5 |
«Царь-топор и плотник Нестер» |
Зачитывает стихотворение |
Слушают |
Лист - стихотворение |
2.5.1 |
Доклад-сообщение |
Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
3 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Реферат |
2.6 |
Доклад-сообщение |
Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
4 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Реферат |
2.7 |
Доклад-сообщение |
Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
5 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Реферат |
2.8 |
Доклад-сообщение |
Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1) |
6 уч-ся делает сообщение |
Слайды. Реферат |
2.9 |
Обратная связь - Пословицы |
Предлагает уч-ся прочитать пословицы о труде и сдать карточку-вопрос. |
3-5 уч-ся читают пословицы, все уч-ся сдают карточку-вопрос. |
Карточка-вопрос Карточка-задание |
3. |
Заключительная часть урока |
|||
3.1 |
Подведение итогов урока |
Подводит итоги: - выявляет лучший доклад; - отмечает качество выполнения д/з. |
Слушают |
Рефераты |
3.2 |
Рекомендуемая литература |
Предлагает и показывает литературу |
Слушают, смотрят |
Литература по архитектуре и зодчеству |
3.3 |
Рефлексия |
Предлагает уч-ся высказаться по проведению урока |
Высказывают свое мнение |
|
3.4 |
Форма вежливости |
Благодарит уч-ся за урок |
Слушают |
|
«Изба – богатырьница,
Кокошник вырезной,
Оконце, как глазница,
Подведено сурьмой»
Н. Клюев
Здравствуйте ребята и наши гости, посмотрите, что я держу в руках?
Издается много различных журналов, одни журналы для малышей, другие для школьников, третьи для взрослых. Есть журналы о животных, о растениях.
А какие журналы знаете вы?
Спасибо, да журналы есть на разный вкус.
А для чего выпускают журналы?
Да, читая журналы, работая на страницах ИТЕРНЕТА, мы узнаем много интересного, познавательного.
Сегодня мы познакомимся с новым видом журнала. Он совсем не похож на эти журналы. Мы его будем не читать, перелистывая страницы, а будем рассказывать.
Поэтому он и называется «Устный журнал».
А название нашего журнала «Русское деревянное зодчество Сибири».
(СЛАЙД, приложение 1)
Древние говорили: “Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное».
Сегодня мы с вами приоткроем дверь в область русского деревянного зодчества.
А для чего выпускают журналы?
Да, читая журналы, мы узнаем много интересного, познавательного.
А чтобы нам интересно было читать журнал, его надо сверстать.
В подготовке устного журнала участвовали редакционная коллегия:
Главный редактор – я, ваш преподаватель.
Художественный редактор – Кислякова Юлия, готовила оформление устного журнала, выставку и организовала выставку рисунков.
Спецкоры – Беркутова Александра, Алехина Ксения, Дунаева Ксения, Романова Вера, Сырцева Наталья.
Консультант – библиотекарь Кулешова Наталья Анатольевна, разрабатывала тему «ЗОДЧЕСТВО».
Заведующий компьютерным отделом – ЧЕПКАСОВА ЕВГЕНИЯ готовила презентацию.
И вся группа получила дополнительное задание для самостоятельной работы:
- используя различные источники информации,
- собрать материал о русском деревянном зодчестве и
- изобразить самим фрагменты этих работ.
Цель нашего внеклассного мероприятия: показать красоту, великую художественную ценность русского деревянного зодчества как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений строительной культуры русского народа. Подчеркнуть особенности деревянной архитектуры Сибири, которая является элементом общенациональной художественной культуры.
Замечательно и то, что журнал можно перечитывать не один раз. И он не потеряет своей актуальности.
У каждого народа, большого или малого, есть свои национальные святыни, произведения великой художественной ценности. В лучших творениях поэтов, музыкантов, зодчих народ утверждает свое национальное и государственное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе.
Человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находиться где-то за горами за долами, и не особенно вникает в то, что находиться у него под боком, чем владеет он сам.
Сегодня на уроке мы увидим красоту, оценим художественную ценность русского деревянного зодчества.
(Слова на доске).
Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древне, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себе духовное величие создавшего величие создавшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.
Рассказать про карточку-вопрос.
Карточка-вопрос
1. Какие вы знаете пословицы о труде? Напишите.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Для чего из древесины вырезали разнообразные орнаменты?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. С чего начинается строительство дома?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Почему до сих пор используют строительство деревянных мостов?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Понравился ли вам устный журнал?
Нужно ли продолжать работу над следующим журналом?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ведущий. Мы открываем наш журнал со слов про страну ЗОДЧИХ, пожалуйста Надежда.
Стихотворение «Страна Зодчих»
Ведущий. Зачитывается по очереди каждая страница журнала.
Спасибо большое за сообщения, я надеюсь что вам всем понравилось, и за работу докладчикам по технологии поставим 5.
Я предлагаю вам прочитать из ваших карточек пословицы о труде.
Спасибо всем за плодотворную работу и я надеюсь, что работа наша на этом не закончилась и продолжалась дальше.