Формирование у учащихся знаний о русском деревянном зодчестве, развитие навыков самостоятельной работы, учебно-познавательной деятельности и мотивации к познанию профессиональных компетенций

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель урока: сформировать представление обучающихся о русском деревянном зодчестве, как об одном из значительном проявлении строительной культуры русского народа. Определить особенности деревянной архитектуры Сибири.

Задачи:

  1. Информировать обучающихся о сохранившейся деревянной архитектуре городов России.
  2. Развить интерес к выбранной профессии.
  3. Способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного поиска знаний; умению обобщать и делать выводы.
  4. Развить коммуникативно-речевую компетенцию обучающихся.
  5. Способствовать развитию у обучающихся чувству прекрасного, стремление увидеть красоту.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок - устный журнал.

Методы урока: устное изложение, наглядный, практический, репродуктивный, поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи:

  • история России «Архитектура XVIIIв.»;
  • материаловедение «Свойства древесины»;
  • архитектура «Зодчество».

Комплексно-методическое обеспечение урока: журнал «Русское деревянное зодчество» - 1шт., ПК-1шт., диск- 1шт., проектор - 1шт., иллюстрации – 26 шт., альбом - 1шт., карточка-вопрос – 15шт., плакат-высказываний – 1шт., изделия из древесины – 4 шт.

Литература:

  1. Данилова, Л. И. Окно с затейливой резьбой [Текст]: книга для учащихся старших классов. / Л. И. Данилова – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  2. Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки [Текст]: книга для учащихся. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 110с. с илл.
  3. Кижи. Памятники древнерусского зодчества [Фотоальбом] / ред. Я. Окунь – Л.: Искусство, 1970. – 67с. ил.
  4. Максимов, П. Н. Деревянная архитектура XVII века. История русского искусства, т. 4 [Текст] / П. Н. Максимов. – М.: Искусство, 1959. – 289с.
  5. Молодцова, Н. Без единого гвоздя. Деревянное зодчество [Текст] / Н. Молодцова. // Мастер по дереву. – 2010. - №1. – С. 90-95.
  6. Ополовников, А. В. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество [Текст] / А. В. Ополовников. – М.: Искусство, 1983. – 288с.: ил.
  7. Черняк, В. З. Строительные уроки русских мастеров: Из истории экономики строительного дела [Текст] / В. З. Черняк. – М.: Стройиздат, 1987. – 192с.: ил.

Список электронных ресурсов для обучающихся:

  1. http://www.petergid.ru/mesta/pamyatnik-petru-pervomu-plotniku-2882.html
  2. http://www.booksite.ru/fulltext/vas/ily/lad/
  3. http://letopisi.ru/
  4. http://www.srub.ru/
  5. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/TECHNICS/PLOTNIK/PLOTNIK.HTM
  6. http://www.fun4child.ru/1302-stikhi-o-professijakh.-plotnik.html
  7. http://zodchestvo-m.ru/
  8. http://kizhi.karelia.ru/
  9. http://www.art-con.ru/node/962

Проверка домашнего задания:

Опережающие задания по группам:

  • 1 группа: найти и презентовать иллюстрации по русскому деревянному зодчеству;
  • 2 группа: найти стихотворения о русской избе, мастерстве русских плотников;
  • 3 группа: найти названия деталей деревянных строений и составить терминологический словарь.

Подготовить сообщения по темам (индивидуально):

а) Северная деревня;
б) заповедный наряд Томска;
в) Кижи;
г) искусство резных украшений;
д) деревянные кружева Тулы;
е) резное дерево Костромы.

Русское деревянное зодчество

Ход внеклассного мероприятия

№ п/п

Основные этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

КМО

1.

Вводная часть урока

1.1

Организационный момент

Проверяет у уч-ся наличие уч. принадлежностей и готовность д/з.

Готовятся к уроку

Доклады-сообщения, журнал, альбом

1.2

Целевая установка урока

Сообщает тему, цель и задачи, схему урока

Слушают

 

2.

Основная часть урока

2.1

Вступление преподавателя

Поясняет терминологию:

- устного журнала,

- деревянного зодчества

Слушают

Плакат-высказывание

2.2

Карточка-вопрос

Выдает задание

Отвечают письменно в карточке по ходу урока

Карточка-вопрос

2.3

«Страна Зодчих»

Зачитывает стихотворение

Слушают

Лист - стихотворение

2.3.1

Доклад-сообщение
«Искусство резных украшений»

Предлагает уч-ся выступить с докладами. Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

1 уч-ся делает сообщение

Слайды. Рефераты

2.4

Доклад-сообщение
«Северная деревня»

Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

2 уч-ся делает сообщение

Слайды. Реферат

2.5

«Царь-топор и плотник Нестер»

Зачитывает стихотворение

Слушают

Лист - стихотворение

2.5.1

Доклад-сообщение
«Кижи»

Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

3 уч-ся делает сообщение

Слайды. Реферат

2.6

Доклад-сообщение
«Резное дерево Костромы»

Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

4 уч-ся делает сообщение

Слайды. Реферат

2.7

Доклад-сообщение
«Заповедный наряд Томска»

Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

5 уч-ся делает сообщение

Слайды. Реферат

2.8

Доклад-сообщение
«Деревянные кружева Тулы»

Слушает. Сопровождает доклады уч-ся показом слайдов (Приложение 1)

6 уч-ся делает сообщение

Слайды. Реферат

2.9

Обратная связь

- Пословицы

Предлагает уч-ся прочитать пословицы о труде и сдать карточку-вопрос.

3-5 уч-ся читают пословицы, все уч-ся сдают карточку-вопрос.

Карточка-вопрос

Карточка-задание

3.

Заключительная часть урока

3.1

Подведение итогов урока

Подводит итоги:

- выявляет лучший доклад;

- отмечает качество выполнения д/з.

Слушают

Рефераты

3.2

Рекомендуемая литература

Предлагает и показывает литературу

Слушают, смотрят

Литература по архитектуре и зодчеству

3.3

Рефлексия

Предлагает уч-ся высказаться по проведению урока

Высказывают свое мнение

 

3.4

Форма вежливости

Благодарит уч-ся за урок

Слушают

 

 «Изба – богатырьница,
Кокошник вырезной,
Оконце, как глазница,
Подведено сурьмой»
Н. Клюев

Здравствуйте ребята и наши гости, посмотрите, что я держу в руках?

Издается много различных журналов, одни журналы для малышей, другие для школьников, третьи для взрослых. Есть журналы о животных, о растениях.

А какие журналы знаете вы?

Спасибо, да журналы есть на разный вкус.

А для чего выпускают журналы?

Да, читая журналы, работая на страницах ИТЕРНЕТА, мы узнаем много интересного, познавательного.

Сегодня мы познакомимся с новым видом журнала. Он совсем не похож на эти журналы. Мы его будем не читать, перелистывая страницы, а будем рассказывать.

Поэтому он и называется «Устный журнал».

А название нашего журнала «Русское деревянное зодчество Сибири».

(СЛАЙД, приложение 1)

Древние говорили: “Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное».

Сегодня мы с вами приоткроем дверь в область русского деревянного зодчества.

А для чего выпускают журналы?

Да, читая журналы, мы узнаем много интересного, познавательного.

А чтобы нам интересно было читать журнал, его надо сверстать.

В подготовке устного журнала участвовали редакционная коллегия:

Главный редактор – я, ваш преподаватель.

Художественный редактор – Кислякова Юлия, готовила оформление устного журнала, выставку и организовала выставку рисунков.

Спецкоры – Беркутова Александра, Алехина Ксения, Дунаева Ксения, Романова Вера, Сырцева Наталья.

Консультант – библиотекарь Кулешова Наталья Анатольевна, разрабатывала тему «ЗОДЧЕСТВО».

Заведующий компьютерным отделом – ЧЕПКАСОВА ЕВГЕНИЯ готовила презентацию.

И вся группа получила дополнительное задание для самостоятельной работы:

  • используя различные источники информации,
  • собрать материал о русском деревянном зодчестве и
  • изобразить самим фрагменты этих работ.

Цель нашего внеклассного мероприятия: показать красоту, великую художественную ценность русского деревянного зодчества как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений строительной культуры русского народа. Подчеркнуть особенности деревянной архитектуры Сибири, которая является элементом общенациональной художественной культуры.

Замечательно и то, что журнал можно перечитывать не один раз. И он не потеряет своей актуальности.

У каждого народа, большого или малого, есть свои национальные святыни, произведения великой художественной ценности. В лучших творениях поэтов, музыкантов, зодчих народ утверждает свое национальное и государственное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе.

Человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находиться где-то за горами за долами, и не особенно вникает в то, что находиться у него под боком, чем владеет он сам.

Сегодня на уроке мы увидим красоту, оценим художественную ценность русского деревянного зодчества.

(Слова на доске).

Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древне, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себе духовное величие создавшего величие создавшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

Рассказать про карточку-вопрос.

Карточка-вопрос

1. Какие вы знаете пословицы о труде? Напишите.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. Для чего из древесины вырезали разнообразные орнаменты?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

3. С чего начинается строительство дома?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

4. Почему до сих пор используют строительство деревянных мостов?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5. Понравился ли вам устный журнал?

Нужно ли продолжать работу над следующим журналом?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ведущий. Мы открываем наш журнал со слов про страну ЗОДЧИХ, пожалуйста Надежда.

Стихотворение «Страна Зодчих»

Ведущий.  Зачитывается по очереди каждая страница журнала.

Спасибо большое за сообщения, я надеюсь что вам всем понравилось, и за работу докладчикам по технологии поставим 5.

Я предлагаю вам прочитать из ваших карточек пословицы о труде.

Спасибо всем за плодотворную работу и я надеюсь, что работа наша на этом не закончилась и продолжалась дальше.

Приложение 2