Сегодня очень много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. Конечно, чтобы заинтересовать детей, сделать обучение результативным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятии в группе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области образовании как адаптивные и индивидуализированные средства обучения.
В той ситуации, когда специализированные компьютерные игры не всегда доступны логопедам дошкольных учреждений, а среди массовых игр трудно выбрать те, которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики, альтернативой может стать создание собственных слайд- фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учетом особенностей развития их воспитанников.
Технология создания презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint не требует особых знаний и навыков программирования, а их применения на логопедических занятиях интересны большинству детей и, что немало важно, самому педагогу.
Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Таким образом, применение мультимедийных технологий, ставших обычным в среднем образовании, оправданы и в обучении дошкольников. Однако создание учебной презентации для дошкольников с нарушением речи имеет ряд особенностей.
Согласно действующим санитарно-эпидеологическим нормам (СанПин 2.2.2 542-96 1988 г) занятия с применением компьютера проводятся индивидуально 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Следует отметить, что не допустимо, чтобы за компьютером занималось одновременно более одного ребенка, следовательно, использование презентаций на подгрупповых занятиях можно только при наличии специального мультимедийного оборудования. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья составляет 10 минут. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения и имеющих повышенную судорожную возбудимость, нагрузку дозируют индивидуально.
Поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз. Фон презентации лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрения цветов. Его можно менять несколько раз в течение презентации, что позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Не допустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения способные вызывать у детей испуг и неприязнь. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов позволяет удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой.
В нашем детском саду для детей с нарушением зрения мультимедийные презентации применяются на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми с ФФН и ОНР. У детей, с нарушением зрения, помимо прочих нарушений, часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточное представление об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность.
Учитывая все нормы и правила использования презентаций, мною были разработаны дидактические пособия в электронном виде с целью формирования фонематических представлений ребенка на материале гласных звуков А, У, О, И, Ы, Э. Для систематизации и легкости управления все презентации были объединены в одну игру "Радуга гласных звуков".
Компьютерная игра "Радуга гласных звуков" позволяет решать коррекционные задачи:
- Введение в пассивный и активный словарь ребенка понятия "гласный звук".
- Развития умения слышать и различать гласные звуки.
- Выделение гласных звуков в ударной позиции в начале и в конце слова.
- Определение первого гласного звука в словах, придумывание слов на данный звук.
- Выделение гласных звуков при слиянии с согласными в сильной позиции слова.
- Выделение двух и более гласных из любых позиций в слове. Определение порядка гласных звуков как рисунка слова.
- Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
- Знакомство с гласными буквами.
- Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря.
- Развитие мелкой моторики руки, и зрительно-моторной координации.
- Развитие основ межличностной коммуникации посредством вымышленных героев.
Игра состоит из нескольких презентаций. Стартовая презентация "Игра "Радуга гласных звуков и букв" "представляет собой главное меню игры.
1 слайд содержит разделы:
- Главное меню
- Описание
- Ссылки
- Автор
Главное меню игры представляет собой набор различных игр:
- Знакомство
- Найди лишний
- Кому что?
- Прятки
- Двойняшки
- Игры с буквами
- Живые ребусы
Для каждой игры можно выбрать нужный звук: А, У, О, И, Ы, Э.
На опыте выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких игр, чем одну длинную. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной теме. Из меню игры с помощью гиперссылок вы попадаете в отдельную презентацию. Таких презентаций 6:
- Игры с гласным звуком А.
- Игры с гласным звуком У.
- Игры с гласным звуком О.
- Игры с гласными звуками И, Ы.
- Игры с гласным звуком Э.
- Живые ребусы.
При начальном ознакомлении с гласными можно использовать каждую презентацию отдельно. А на этапе дифференциации можно переключаться с одной презентации на другую по усмотрению педагога.
Логопед, пользуясь систематизированным меню, может включать в конспекты своих занятий любой слайд из игры "Радуга гласных звуков". Игра логически выстроена, поэтому понятна и легка в управлении, как педагогу, так и родителю. Ребенок сам легко управляется с игрой, но присутствие взрослого необходимо, т. к. он контролирует и стимулирует речевую деятельность во время игры.
Игра дала свои положительные результаты.
Помимо основных целей игра способствовала развитию мотивации достижения цели, создания ситуации успешности, когда дети помогали вымышленным персонажам, дарили им подарки.
Литература.
- Агранович З.Е. "Сборник домашних заданий ля преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников" С-П., Детство-Пресс, 2006
- Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
- Леонова Л.А,.Макарова Л.В "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
- Лизунова Л.Р."Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
- Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во "Союз", 2001. 191 с.
- Никитина М."Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
- Рау Е.Ф. и. Синяк В.А. Логопедия. М.: П. 1969.
- Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: П. 1989.