Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа


Цель: Познакомить уч-ся с жизнью и деятельностью А.Д.Сахарова; формировать у учащихся уважение к ценностям демократического общества; формировать гражданскую активность и толерантность.

В ходе мероприятия выступают ученики 10 класса в роли биографов А.Д. Сахарова, политологов, литератора. В работе использованы фрагменты статей А.Д. Сахарова, материалы и фото из архива А.Д.Сахарова, стихотворение В. Алалыкина « Баллада о прозрении», стихотворение Александра Дыбина «Памяти Андрея Сахарова», песня Александра Градского « Памяти Андрея Сахарова».

Слайд 1, приложение.

Ход мероприятия.

 «Не из ложной скромности,
а из желания быть точным замечу,
что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность.
Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы».
 А.Д. Сахаров.

Учитель: Сегодня мы посвятим наше мероприятие судьбе выдающегося учёного, академика, лауреата Нобелевской премии Мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Наше обращение к нему не случайно. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Он наш современник, и вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение именно сейчас, в наше время.

1 Социолог: В этом году академику Андрею Дмитриевичу Сахарову исполнилось бы 90 лет, и мы решили познакомиться с его жизнью и деятельностью, узнать о его вкладе в науку и правозащитное движение. Начав работу над проблемой, почему Андрей Дмитриевич выбрал правозащитную деятельность, мы провели соцопрос, чтобы выяснить, а что вообще люди знают об этом человеке.

Результаты соцопроса:

Слайд 2, приложение.

2 Социолог: Знакомясь с жизнью и деятельностью этого человека, мы решили дать свою оценку: он жил во благо науки или во благо общества?

Учитель истории: Вот что говорил о своей жизни А.Д.Сахаров: (текст на слайде).

Мы предлагаем вам по ходу мероприятия отмечать те личностные и гражданские качества А.Д.Сахарова, которые сделали его такой заметной фигурой не только в России, но и в мире.

1 Биограф: Русский физик – ядерщик, общественный деятель, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве в семье преподавателя физики. Дед Андрея Дмитриевича был известным московским адвокатом, членом Комитета общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского университета, членом Московского общества грамотности, Комиссии о введении в России всеобщего обучения, секретарём Комиссии по устройству сельских библиотек. Прадед Сахарова и его предки на протяжении двух поколений были священниками.

Слайд 3, приложение.

2 Биограф: Отец Андрея Сахарова Дмитрий Иванович был известным преподавателем физики, автором учебников и научно – популярных книг, в том числе и «Сборника задач по физике для пединститутов», за которую был удостоен степени «кандидата педагогических наук», а затем по общей совокупности научно – методических работ, оказывающих значительное влияние на развитие советской методики физики, звания «Доктор педагогических наук».

Ученик в роли Сахарова: Физиком сделал меня папа, а то Бог знает, куда бы меня занесло! Мы с братом Георгием чрезвычайно любили и уважали отца, после его смерти старались продолжить его дело. Он был человеком высокой культуры, хорошо знал литературу, искусство, особенно глубоко любил музыку, не стал профессиональным музыкантом, но охотно играл для себя, для друзей, а в годы гражданской войны зарабатывал на жизнь, играя в немом кино.

1Биограф: Мама Андрея Сахарова получила образование в Дворянском институте в Москве. Окончив его, несколько лет преподавала гимнастику в одном из учебных заведений.

Ученик в роли Сахарова: Детство моё прошло в большой коммунальной квартире в духе большой крепкой семьи – постоянное деятельное трудолюбие и уважение к трудовому умению, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе, науке. Для меня влияние семьи было большим, так как я первую часть школьных лет учился дома.

Литератор: Мало, кто знает, что в тот период времени Сахаров был увлечён поэзией А.С.Пушкина. Казалось бы, чем же поэт, живший страстями, мог притягивать уравновешенного юношу, всего себя отдающего физике. До появления автобиографической книги Сахарова никто не знал о его привязанности к Пушкину. Не догадывались об этом и его товарищи по университету. За исключением одного – Михаила Левина. Кто мог бы предположить, что в 1967 году первые советские правозащитники соберутся на демонстрацию к памятнику Пушкину, и академик Сахаров прочтёт там вслух надпись на нём:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А ещё через десять лет, в горьковской ссылке, опальный физик и его жена перечитывали Пушкина, читали о нём всё, что могли найти. Сахаров написал там даже два эссе на литературно – философскую тему о стихотворениях Пушкина. Но для этого должна была пройти ещё целая жизнь.

Слайд 4, приложение.

2 Биограф: В 1938 году Андрей Сахаров с отличием окончил школу и поступил на физический факультет Московского университета. В 1942 году, находясь в эвакуации в Ашхабаде, с отличием окончил МГУ.

1 Биограф: Летом 1942 года работал на лесозаготовках. Потом был направлен на большой военный завод в Ульяновске, где работал инженером – изобретателем, в 1945 году Андрей Дмитриевич поступил в аспирантуру Физического института, в ноябре 1947 защитил диссертацию, в 1948 году был включен в научно – исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия, стал одним из инициаторов исследования термоядерной реакции. Слайд 5

 А когда в 1953 году состоялось первое испытание водородной бомбы, Андрей Дмитриевич был избран академиком Академии наук СССР

Слайды 6–9, приложение.

Общественный обвинитель: Как вы с вашим умом и талантом могли допустить такие испытания на территории своей страны, как могли решиться на такие изобретения?

1 Политолог: В 1958 году появились две статьи Сахарова о вредном действии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. По оценке ученого, каждый мегатонный взрыв приводит в будущем к 10 тысячам жертв онкологических заболеваний. В том же году Сахаров безуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы. Следующий мораторий был прерван в 1961 году испытанием сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы скорее политического, чем военного назначения, за создание которой Сахаров был награжден третьей медалью Героя Социалистического Труда. Эта противоречивая деятельность по разработке оружия и запрещению его испытаний, приведшая в 1962 году к острым конфликтам с коллегами и государственными властями, имела в 1963 и положительный результат — московский Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

 В 1953- 68 годах его общественно – политические взгляды претерпели большую эволюцию. Было очевидно, что участие в разработке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении термоядерных испытаний сопровождалось порождением этим моральных проблем

Ученик в роли Сахарова: Нельзя наложить принципиальный запрет на развитие науки и техники, но мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами и методами массовой психологии. Человек не должен превратиться в курицу или крысу в известных опытах, испытывающую электронное наслаждение от вделанных в мозг электродов.

Слайд 10, обсуждение высказывания о прогрессе, приложение.

Слайд 11, приложение.

2 Биограф: Андрей Дмитриевич Сахаров, считавшийся «отцом» водородной бомбы» активно выступает за прекращение испытаний ядерного оружия. Сахаров был одним из инициаторов заключения московского договора 1963 года о запрещении испытаний в трёх средах (в атмосфере, в воде и космосе), в 1967 году участвовал в Комитете по защите Байкала.

Учитель: Но деятельность Сахарова по защите прав человека и прогресса пока только ещё начиналась.

Чтец:

Твой гений, разбудив могучий Атом,
Планету страшной Бомбой ужаснул.
Сочтя себя безмерно виноватым,
Ты стал Борцом и Правде присягнул…

Ученик в роли Сахарова: « Я убеждён, что идеология защиты прав человека – это та единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе».

1 Политолог: Первые обращения А.Д. Сахарова в защиту репрессированных появились в 1966-67 годах, а в 1968 появилась статья «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе».

Ученик в роли Сахарова: Это выступление стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе. В советской прессе « Размышления» долго замалчивались, потом о них стали упоминать весьма неодобрительно. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моей статьи « Размышления» я отстранён от секретных работ и «отлучён» от привилегий советской «Номенклатуры».

2 Политолог: С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для Сахарова на первый план. Он стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах.

Слайд12, обсуждение проблемы отмены смертной казни, приложение.

Слайд 13, приложение.

1 Политолог: В 1975 году « за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира.

Ученик в роли Сахарова: Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.

2 Политолог: В декабре 1979 года, сразу после ввода советских войск в Афганистан, Сахаров неоднократно выступал с осуждением агрессии СССР. Сахаров не только осуждал действие правительства СССР, но и высказывался в поддержку бойкота Московской Олимпиады в связи с вторжением советских войск в Афганистан.

Ученик в роли Сахарова: Согласно древнему Олимпийскому статусу, во время Олимпиад войны прекращаются. Я считаю, что СССР должен вывести свои войска из Афганистана; это чрезвычайно важно для мира, для всего человечества. В противном случае Олимпийский комитет должен отказаться от проведения Олимпиады в стране, ведущей войну.

Слайд 14, приложение.

1 Биограф: 8 января 1980 года был принят Указ о лишении Андрея Дмитриевича Сахарова всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии) в связи с систематическим совершением Сахаровым А.Д. действий, порочащих его как награждённого, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности».

Слайд 15-16, приложение.

2 Биограф: Сахарову объявили об этом 22 января и выслали в город Горький. В Горьком он находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. В знак протеста против незаконных действий властей по отношению к его родным Сахаров дважды объявлял голодовку

Слайд 17-18, приложение.

1 Биограф: В декабре 1986 года, по распоряжению М.С. Горбачёва, А.Д. Сахаров был возвращён в Москву. Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью

Слайд 19 (зачитывает учитель), приложение.

Слайд 20, приложение.

2 Биограф: Умер Сахаров 14 декабря 1989 года в Москве

Среди работ Сахарова Андрея Дмитриевича – работы по физике элементарных частиц, магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике

Слайд 21, приложение.

1 Политолог: Но для нас он остаётся ещё и учёным, затронувшим и отстаивавшим человеческие права, прогресс, свободу.

Слайд 22, приложение.

Ребята, так какие же качества этого человека вы можете отметить как самые яркие и значительные? Записать их на доске.

Учитель: Закончить урок я хочу строками из стихотворения, написанного к 20 -летию смерти академика и правозащитника Андрея Сахарова поэтом Валерием Алалыкиным:

1 Социолог: Подводя итог сегодняшнего мероприятия, больше узнав о жизни и деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова, мы хотели бы узнать ещё и ваше мнение: как вы думаете, деятельность этого человека была направлена на благо или во вред человечеству. Перед вами листки для голосования. Красный цвет – положительная оценка его деятельности, жёлтый – отрицательная. Я попрошу вас наклеить ваши листки для голосования на доску.

(Голосование).

Итог мероприятия.

Учитель истории: Весь мир знает А. Д. Сахарова, как выдающегося общественного деятеля, крупнейшего ученого- физика, бесстрашного борца за права человека. Многое из того, о чём в своё время говорил Андрей Дмитриевич, к чему призывал, уже воплотилось в нашу жизнь, но многое ещё предстоит сделать, тем, кто не побоится пойти дорогой Андрея Дмитриевича Сахарова.

Слайды 23-26 на фоне песни А.Градского, приложение.

Слова учителя на приглушенном фоне музыки.

Учитель литературы: « Чему учит нас эта нелёгкая судьба? Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности. Ответственности каждого за само течение Истории. Способности видеть своё конкретное дело в целостном сплаве всего движения цивилизации, оценивать его критериями высшей человеческой значимости. Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума. И мужеству бороться, порой в одиночку, порой с наивной распахнутостью, но упрямо и бескорыстно, за справедливость обретённой истины, что и движет вперёд человека и человечность»

Источники:

  1. А.Д. Сахаров, «Воспоминания».
  2. А.Д.Сахаров «Автобиография».
  3. «Летопись жизни, научной и общественной деятельности А.Д.Сахарова (1921-1989). В3-х ч. Фонд А.Сахарова; Сост.: Е.Г. Боннэр, В.Х.Коваль, Г.Ю.Авербух.М., Изд.»Права человека»,2002.
  4. Афоризмы и цитаты А.Д.Сахарова
  5. Цитаты из статьи А.Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», июнь, 1968.
  6. Левин М.Л., Воспоминания о Сахарове, М., 1996.
  7. Архив А.Д.Сахарова.