При изучении математики много времени приходится тратить на отработку различных навыков. В этот период ученики теряют интерес к предмету. Чтобы поддержать этот интерес, учителя используют различные приемы активизации учащихся на уроке. Одним из таких приемов является дидактическая игра. Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке, помогает незаметно преодолевать трудности.
Класс делится на две команды с равным количеством участников. Команды придумывают название и выбирают капитана. В помощь учителю приглашаются консультанты- учащиеся старших классов или ученики этого класса, отлично разобравшиеся в текущей теме (достаточно двух консультантов).
Учитель вывешивает экран соревнования, который заполняется по ходу игры цветными маркерами.
№ |
Этапы |
Команда 1 |
Команда 2 |
1 |
Маршрут |
|
|
2 |
Равные дроби |
|
|
3 |
Знак |
|
|
4 |
Кто быстрей? |
|
|
5 |
Конкурс капитанов |
|
|
6 |
Цветные карточки |
|
|
7 |
Личное задание |
|
|
8 |
Дополнительное задание |
|
|
Общий счет |
|
|
1. Маршрут (10 баллов)
От каждой команды вызываются по 5 человек, которые будут прокладывать маршрут. Каждый изних получает карточку (задания дифференцированы: карточка №1- более простая, карточка №5 – более сложная). Во 2 слайде образец выполнения задания для каждой команды. Время выполнения задания – до 4 минут. Консультанты проверяют карточки: 1 балл за верно «проложенный маршрут» и еще 1 балл за верную цепочку неравенств. Итак, в этом конкурсе каждая команда может получить до 10 баллов (по 2 балла каждую карточку).
Образец (2 слайд, приложение 1):
Задание первой команде
Соедините числа стрелками последовательно в порядке возрастания. Запишите цепочку соответствующих неравенств.
Карточки:
Задание второй команде
Соедините числа стрелками последовательно в порядке убывания. Запишите цепочку соответствующих неравенств.
Карточки:
2. Равные дроби (1 балл)
К доске выходят по одному участнику каждой команды. На доске записано по строчке дробей. Требуется подчеркнуть равные дроби.
Задание первой команде
0,4 |
|
|
|
Задание второй команде
6,8 |
|
|
|
3. Знак (6 баллов)
По одному участнику от каждой команды выходят к доске, на которой записаны столбики из шести пар десятичных дробей.
Ребята должны поставить знак <, > или =.
Задание первой команде
6,006 |
|
0,07 |
|
4,78 |
|
54,80 |
|
0,8080 |
|
4,86 |
|
Задание второй команде
1,88 |
|
5,703 |
|
0,16 |
|
7,18 |
|
67,90 |
|
5,0505 |
|
4. Кто быстрей? (8 баллов)
На тренировке каждый бегун выполнил два забега на 100 м. Тренер занес результаты в таблицу (таблица в 3 слайде, приложение 1).
№ спортсмена |
1-й забег (с) |
2-й забег (с) |
1 |
14,9 |
15,1 |
2 |
15,0 |
14,6 |
3 |
14,5 |
14,6 |
4 |
14,6 |
14,3 |
5 |
15,2 |
14,8 |
6 |
14,6 |
14,8 |
7 |
14,9 |
14,7 |
8 |
14,8 |
14,6 |
У каждого спортсмена укажите лучший результат и определите, на сколько долей секунды этот его результат отличается от другого.
Первый участник первой команды отвечает по первому спортсмену. Если он отвечает правильно, то следующим отвечает первый участник второй команды по второму спортсмену, затем второй участник первой команды и т.д.
Если первый участник первой команды затрудняется с ответом или отвечает неверно, то на этот же вопрос отвечает первый участник второй команды и т.д. Таким образом, команда может получить наибольшее количество баллов - 8 (по 1 баллу за каждый верный ответ).
5. Конкурс капитанов (4 балла)
Среди результатов, показанных спортсмен на Олимпийских играх в Норвегии, определите лучший. Найдите, сколько долей секунды отделяют его от второго результата. (результаты 4 слайде, приложение 1)
Задание капитану первой команды
Слалом
Женщины |
мужчины |
1.56,68 |
2.02,53 |
1.56,35 |
2.03,05 |
1.57,80 |
2.02,17 |
1.56,01 |
2.02,52 |
1.56,61 |
2.02,02 |
Задание капитану второй команды
Санный спорт
женщины |
мужчины |
3.16,93 |
3.21,83 |
3.16,65 |
3.21,58 |
3.15,51 |
3.22,41 |
3.16,27 |
3.21,57 |
3.16,90 |
3.22,42 |
6. Цветные карточки (15 баллов)
Каждой команде предлагаются по три карточки- красного, желтого и зеленого цвета. На карточке - задания. По три участника от каждой команды выбирают себе по карточке. Возле каждого из этих трех участников – его помощники, которые внимательно следят за решением и могут помочь решающему, если тот попросит, но не раньше.
Итак, каждая команда разделена на три группы и следит за решением заданий по карточке.
Задания для первой команде
Красная карточка (5 баллов)
Взвесили пять цыплят разной породы: белого, серого, черного, рыжего и пестрого. Получили следующие результаты: 0,3 кг, 0,52 кг, 0,16 кг, 0,88 кг, 0,28 кг. Известно, рыжий цыпленок легче серого, но тяжелее белого. Черный тяжелее пестрого цыпленка, а пестрый тяжелее серого. Сколько весит каждый цыпленок?
Желтая карточка (4 балла)
При каких натуральных значениях х верно неравенство:
а) 3,2< x < 7,04;
б) 8,9 < x < 10?
Запишите в виде десятичной дроби три значения х, при которых верно неравенство 4,61< x < 4,62.
Зеленая карточка (3 балла)
Запишите три дроби:
1) меньшие 0,85;
2) большие 6,4 но меньшие 7.
Задания для второй команде
Красная карточка (5 баллов)
Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.
Желтая карточка (4 балла)
При каких натуральных значениях х верно неравенство:
а) 6,48< x < 13,01;
б) 48,2 < x < 61,54?
Запишите в виде десятичной дроби три значения у, при которых верно неравенство 3,15< у < 3,2.
Зеленая карточка (3 балла)
Запишите три дроби:
1) меньшие 0,56;
2) большие 8,6 но меньшие 9.
Команда, верно решившая раньше другой команды задание на карточке одного цвета, получает еще 1 балл.
Итак, наибольшее количество баллов - 15 (5+4+3+1+1+1).
7. Личное задание
В этом конкурсе учащиеся выполняют текст. Заготавливаются листы с текстом теста по количеству учащихся классов, делятся на две части, сворачиваются в 4 раза, сверху пишется десятичная дробь. Листочки раскладываются на двух партах – для первой и для второй команд. Участники команд подходят по очереди к этой парте и берут лист, на котором записана наименьшая дробь. Возвращаются на свое место, подписывают лист, отвечают на вопросы теста, сдают работы консультантам. Консультанты проверяют ответы по ключу и распределяют листы по двум стопочкам: тесты без ошибок, тесты с ошибками. Количество баллов, заработанных командой, - количество верно выполненных тестов (без ошибок).
Учитель потом проверяет тесты и выставляет отметки.
Числа на листах первой команды: 1,001; 0,0111; 1,01; 11,1; 0,11; 11,01; 0,1; 0,001; 1,111; 0,10101 и т.д. (по количеству детей).
Числа на листах для второй команды: 2,002; 0,0222; 2,02; 22,2; 0,22; 22,02; 0,2; 0,002; 2,222; 0,20202 и т.д.
Тест
1. Как записывается число одиннадцать целых восемь тысячных?
А. 11,08
Б. 11,008
В. 11,0008
2. Как читается число 7,0019?
А. Семь целых девятнадцать сотых
Б. Семь целых девятнадцать тысячных
В. Семь целых девятнадцать десятитысячных.
3. В каком разряде числа 1,25489 записана цифра 4?
А. Сотых
Б. Тысячных
В. Десятитысячных
4. Какое из чисел 3,455; 3,454 расположено на координатной прямой правее других?
А. 3,445
Б. 3,445
В. 3,454
5. Какое из чисел 0,11; 0,8; 0,55 можно записать в рамочку > 0,7, чтобы получилось верное неравенство?
А. 0,8
Б.0,55
В. 0,11
(Ключ Б В Б Б А )
8. Дополнительное задание (если осталось время)
№ 1191
Ставится дополнительный балл за верное решение той команде, которая раньше другой выполнит это задание.
Подводится итог игре.
Задание на дом: № 1202, 1205 (г, д, е).