Урок алгебры и начала анализа по теме "Формула Ньютона-Лейбница". 11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • Ввести формулу Ньютона - Лейбница.
  • Совершенствовать навыки вычисления определенного интеграла и нахождения площади фигур с помощью формулы Ньютона - Лейбница
  • Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint, файлы для работы с интерактивной доской.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Сегодня на уроке мы продолжаем отрабатывать навыки нахождения площади криволинейной трапеции и вычисление определенного интеграла; формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах нахождения площадей различных фигур. Дать самому себе установку: "понять и быть первым, кто найдет площадь фигуры"

2. Фронтальная (устная) работа

1. Для функции найдите производную и первообразную. Слайд №2

f '(x) f(x) F(x)
  x  
   
  2x  
  Sin 2x  

2. На каком рисунке изображена криволинейная трапеция? Слайд №3

3. Что называется криволинейной трапецией?

3. Учитель: Мы рассмотрели правило вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интегральных сумм. Это у вас вызвало затруднения? Как вы думаете, существует ли другой способ вычисления площади криволинейной трапеции? Да.

Слайд № 4. Теорема: Пусть функция f(x) непрерывна на отрезке [а;b] и пусть F(х) есть какая - либо её первообразная. Тогда справедливо равенство

Это равенство называется формулой Ньютона-Лейбница.

- В чем заключается геометрический смысл определенного интеграла?

Слайд № 5. С точки зрения геометрии определенный интеграл - это ПЛОЩАДЬ. Площадь криволинейной трапеции можно находить по формуле Ньютона-Лейбница

 

 Рассмотрим следующие фигуры.

а) Слайд 6. Фигура ограничена графиком функции у=f(x), отрезком [a,b] и прямыми х=а, х=b.

Как можно определить площадь этой фигуры? (по формуле )

б) Рассмотрим фигуру которая находится "ниже" оси Ох. Как ребята думаете, можно ли применить формулу Ньютона-Лейбница? Нет, так как, вычисляя интеграл мы получим отрицательное значение, чего не может быть при вычислении площади.

Следовательно, площадь равна: .

в) Слайд №7. Как найти площадь фигуры состоящей из двух частей?

S = S1 + S2

г) Слайд № 8. Подумайте, как найти площадь фигуры ограниченную графиками функций g(x) и f(x). (Рассмотреть разные способы)

4. Закрепление изученного

Слайд№ 9. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями у = х2 + 2, х = 1, х = -2

Слайд№ 10. 1. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями у = х - 3, у = х2 -3.

(решение записывается на ИД)

Слайд № 11. 2. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями g(x) = 3 - х,

f(x) = 0,5х2 + 2х + 3, х = -3, х = 2, у = 0

(решение записывается на ИД)

5. Проверка усвоения знания

Слайд № 12 - 13. 1. Запишите формулы для вычисления площади фигуры.

6. Подведение итогов, домашнее задание

  • Собрать самостоятельную работу.
  • Домашнее задание: п. 6.6 № 6.50; 6.54(а), 6.56(а)
  • Дополнительное задание: Найти в Интернет примеры практического применения вычисления площади криволинейной трапеции.