Цели урока:
- Познакомить учащихся со свойствами геометрической фигуры «треугольник».
- Развивать геометрическую интуицию; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с интересным и загадочным многоугольником. Но прежде, чем узнать, с какой фигурой мы будем работать, ответьте на вопрос: из каких частей состоит слово «многоугольник» (много углов). (слайд 2, презентация)
Вместо слова «много» «6». Какая фигура получится? Теперь поставим число «5». Что получилось?
Слово «многоугольник» указывает на то, что у всех фигур из этого семейства много углов. Но для характеристики фигуры этого недостаточно. Данная фигура имеет много углов, но она не является многоугольником. Почему? (слайд 3, презентация)
4. Работа в тетрадях.
Отметьте в тетради три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой, и соедините попарно эти точки. Кая фигура у вас получилась? Самым простым многоугольником является треугольник. Но простым не значит не интересным. Сегодня мы познакомимся с геометрической фигурой из семейства многоугольников – треугольником. (слайд 4, презентация)
Все треугольники можно разделить на две группы. (слайд 5, презентация)
Данные треугольники соотнесите в схему. Объясните, почему?
5. Работа в группах. (по четыре учащихся)
Каждой группе выдается треугольник. Измерьте стороны треугольника. Что вы можете сказать о сумме двух сторон по отношению к третьей стороне?
Запишем первое свойство треугольника. (слайд 7, презентация)
Как вы думаете, чему будет равна сумма углов в треугольнике?
Сейчас выполните задание и ответьте на вопрос: чему равна сумма углов в треугольнике?
- «Оторвите» углы у треугольника и сложите. (слайд 8, презентация)
- Какой угол вы получили?
- Чему равна величина этого угла?
- Чему равна сумма «оторванных» углов?
Какой вывод можно сделать?
Запишем второе свойство треугольника: «Сумма углов любого треугольника равна 180°» (слайд 9, презентация)
Если треугольник имеет две равные стороны, то его называют равнобедренным. Стороны такого треугольника имеют специальные названия: равные стороны равнобедренного треугольника называют боковыми сторонами, а третью сторону – основанием. (слайд 10, презентация)
Треугольник, у которого все стороны равны, называют равносторонним. (слайд 11, презентация)
6. Физминутка. (гимнастика для глаз)
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась, ты молодец!
7. Закрепление
Каждая группа отвечает на вопросы письменно. (слайд 12, презентация)
- Можно ли быть уверенным, что в каждом треугольнике сумма углов равна 180°?
- Существует ли треугольник, у которого два прямых угла?
- Как можно назвать равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне?
- Периметр равностороннего треугольника 6 см. чему равна сторона треугольника?
- Можно ли измерить углы любо треугольника?
(Нет. Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы. (слайды 13, 14, презентация)
- Найдите величину неизвестного угла. (слайд 15, презентация)
8. Практическая работа.
(Каждой группе раздается состоящая из 10 правильных одинаковых треугольников.) (слайд 16, презентация)
Сегодня мы с вами изготовим интересную геометрическую фигуру. Которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь на изнанку. Эта игрушка называется «Флексагон» (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон – гнущийся многоугольник. Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять цвет.
Сейчас вы раскрасьте эти треугольники как показано на экране. (слайд 16, презентация)
Потом переверните развертку так, чтобы верхний край оказался внизу, а нижний вверху. Раскрасьте эти треугольники. (слайд 17, презентация)
Перегните полоску по сторонам треугольников и сложите так, чтобы собрался один цвет, и склейте белые треугольники между собой. Превратим его в другой цвет. Для этого сначала надо поставить его на стол так, чтобы он опирался на три нижние точки. Эти вершины слегка отгибаем вниз. Затем осторожно соединим их, и флексагон вывернется на знанку.
9. Рефлексия. (слайд 18, презентация)
На уроке
- Я узнал …
- Я научился …
- Мне понравилось …
- Мне не понравилось …
- Мое настроение …
10. Релаксация.
Активно на уроке работали …
Старались …
Жду большей активности от …
Литература
- Учебник «математика 5»
- Математика. Приложение к газете «1 сентября» 2002г. ст. Л. Ильюшенко