Цели:
Образовательные.
- систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей»;
- повторение и закрепление приобретённых знаний.
Развивающие.
- расширение кругозора знаний учащихся;
- развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания;
- повышение интереса к предмету.
Воспитательные.
- воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
- чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Тип урока. Урок развития умений и навыков.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная,
Структура урока.
- Организационный момент.
- Повторение и обобщение изученного материала:
а) ролевая игра
б) устная работа
в) дидактическая игра - Подготовительная работа.
- Изучение нового материала.
- Работа с новым материалом:
а) работа с учебником
б) самостоятельная работа - Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент.
а)
Ровно встали, тихо сели.
Головами повертели,
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
б) Ребята, покажите карточку с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
Ребята показываем карточку!
2. Повторение и обобщение изученного материала.
а) Игра «Расскажи мне обо мне»
(На карточках дроби, дайте характеристику каждой из дробей).
; ;; (Карточки с дробями на доске)
- Назовите первую дробь.
Ответ: ;
- Как называется число 3?
Ответ: числитель.
- Как называется число 7?
Ответ: знаменатель.
- Что вы можете сказать о этой дроби?
Ответ: правильная.
- А почему она правильная?
Ответ: потому что числитель меньше знаменателя.
- Назовите вторую дробь.
Ответ: ;
- Что показывает знаменатель?
Ответ: 7-на сколько долей делят.
- Что показывает числитель?
Ответ: 8- сколько таких долей взято.
- Какая это дробь?
Ответ: неправильная.
- А почему она неправильная?
Ответ: потому что знаменатель больше числителя.
- Назовите третью дробь
Ответ: ;
- Чему она равна?
Ответ: 1.
- Какая эта дробь?
Ответ: неправильная.
- Почему она неправильная?
Ответ: потому что числитель равен знаменателю.
б) Какую операцию с обыкновенными дробями мы умеем выполнять? (Ответ: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)
Как сравнить дроби? (Ответ: Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой меньше числитель и больше та, у которой больше числитель.)
Задание. На доске на координатном луче отмечены дроби:
;;;
-Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями:
Ответы:
|
||
|
||
(1 ряд) |
|
|
1 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями -4
2 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями-12
3 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями-3
в) Дидактическая игра «Какое число лишнее?» (на доске записи чисел)
(лишним является число 13, так как оно натуральное, а остальные дробные)
( больше 1)
(, так как это правильная дробь, это число меньше 1)
3. Подготовительная работа
(Используем готовые чертежи, выполненные на карточках для учащихся и на доске)
Задание. Заштрихуйте одну из частей каждой фигуры. Определите какая часть фигуры закрашены
( 1
- Сколько ещё частей нужно заштриховать, чтобы-
а). На первом рисунке было закрашено фигуры?
б). На втором рисунке было закрашено фигуры?
в). На третьем рисунке было закрашено фигуры?
С помощью какого действия можно это записать? Ответ: сложение
Какая часть каждого из рисунков осталось не закрашено?
а) Заштрихуйте оставшуюся часть первого рисунка. Определите, какая часть рисунка закрашена.
Запишите это с помощью математических символов.
б) Заштрихуйте оставшуюся часть второго рисунка. Какая часть рисунка закрашена?
в) На третьем рисунке закрашено 5 долей. Заштрихуйте ещё 2 доли. Сколько долей стало закрашено на рисунке? (7долей)
Какая часть рисунка закрашена? (
- мы рассмотрели примеры сложения дробей с одинаковыми знаменателями, это является темой урока.
( на доске и в тетрадях) Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
4. Новая тема.
Задача 1. В первый день Ваня прочитал части книги, во второй части.
Какую часть книги прочёл Ваня?
Ответ:
- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (Ответ: при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же)
Задача 2. За первый час обеда деда Шер съел части пирога, который испекла баба Капа, а за второй час на меньше. Сколько пирога съел деда Шер за второй час обеда?
(Ответ: части съел во 2 час обеда)
Сколько пирога съел деда Шер за 2 часа?
(Ответ: , за 2 часа съел весь пирог.)
- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (Ответ: при вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.)
Запишите эти правила с помощью букв.
(запись на доске)
5. Физ. минутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
-Буратино потянулся, - - выше голова
Раз нагнулся – два нагнулся. - - руки шире
Руки в стороны развёл, - - тихо сесть
Ключик видно не нашёл. - - лень отбросим
Чтобы ключик
Тот достать,
Надо на носочки встать.
6. Закрепление.
1. Работа по учебнику
а) №980
Ответ: кг масса салата
б) №983
Ответ: гвоздей получила вторая бригада
в) Даны дроби:
Найди сумму и разность тех дробей, которые ты умеешь складывать и вычитать.
(Ответ:
;
;
.
7. Самостоятельная работа.
Работа по рядам.
Выполните действия. Проверяя , учащихся поочерёдно выходят к доске и выбирают правильные ответы записанные карточке. Подклеивают их под картиной, читают полученное слово.
1 ряд. |
2 ряд. |
3 ряд. |
; |
; |
; |
|
|
|
; |
|
|
; |
|
|
; |
|
; |
; |
|
|
; |
; |
; |
|
|
|
|
|
|
|
Д |
Е |
К |
А |
Б |
Р |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
Я |
Н |
В |
А |
Р |
Ь |
. |
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
Е |
В |
Р |
А |
Л |
Ь |
Ребята открывают рисунок с изображением зимнего пейзажа и рассказывают о том, что означает название каждого месяца.
Декабрь – древнерусское название месяца «студень» - за длительную стужу, «лютень» - лютует морозная пора. В обиходе было название декабрю «зазимник»- зиму начинает.
Январь – В древней Руси название этому месяцу было «просинец», прибавлялся день. Светлели и постепенно синели зимние небеса. Другое название – «сечень»: по Народному календарю он находится посредине зимы и как бы рассекает её на две части.
Февраль - В прошлом февраль назывался «снежнем» за глубокие снега, «лютым»- за свои морозы, «межнем»- он являлся календарной межой зимы и весны. Февраль последний месяц зимы. Наступала пора подготовки к весенним работам.
8. Подведение итогов.
В виде отгадывания кроссворда.
Плакат с изображением кроссворда на доске, учитель говорит задание, дети отвечают и записывают слово.
Вопросы:
- Действие, при котором числители складывают, а знаменатель оставляют тот же? (сложение)
- математическая операция, при которой из двух дробей выбирают большую или меньшую? (сравнение)
- Действие, при котором из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же? (вычитание)
- Дроби, у которых числитель больше знаменателя? (неправильная)
- Дроби, у которых числитель меньше знаменателя?(правильная)
- С какими дробями мы сегодня работали? (обыкновенные)
9. Оценки.
-Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? ( карточки показывают)
10. Домашнее задание. №1013, №1015(а, в, д, ж.)
11. Резерв.№ 1023 (а) Тест для тех, кто работает быстрее.