Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении и письме"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст Е.Титаева «Дождёнок», вырезанные из бумаги капельки дождя. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point. Приложение 1.

Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Ход мастер-класса

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Слайд 1. Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Слайд 2

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

1 этап: Мотивация

- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научит отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Слайд 3

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видах и формах работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, Изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. Слайд 4

Технология критического мышления предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся. Слайд 5

Работаю по теме 5 лет. За это время я много изучила теоретического материала, принимала участие в 4 семинарах организованных Ассоциацией по Чтению в рамках проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо», совершенствую свои практические навыки, общаюсь с коллегами по электронной почте. Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе с художественным текстом. Тема моего мастер- класса «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом» Слайд 6

2 этап: Теоретическая часть

Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.

Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд 7.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

3 этап. Практическая часть.

Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Итак, вы ученики 3 класса. Давайте познакомимся с произведение Е.Титаева. На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.

1) Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)

- Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

- Кто нам дарит счастье?

- Были ли вы когда-нибудь счастливы?

2) Давайте попробуем восстановить сказку из отдельных слов: улетели, зимний ветер, дождь, тепло, без сил, гром.

3) Напишите слова – ассоциации к слову «дождь». Ассоциативная карта.

- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова? Слайд 8

(1- «Аквариум», 2 – «Ключевые слова», 3 - Ассоциативная карта.)

- Давайте посмотрим приёмы на стадии осмысления, где идёт знакомство с текстом. Перед вами лежит текст произведения. Начните читать 1 часть.

Закончилась осень. Дожди стали собирать в дорогу.

- Скоро зима,- говорили они, - пора лететь вслед за птицами в тёплые края.

- Зима? А что это такое? – спрашивал Дождёнок.

- Не знаем. Говорят, это очень неприятная штука, - булькали в ответ молодые дождики и уплывали прочь. А те, кто постарше, недовольно хлюпали:

- Ни один уважающий себя дождь, зимой жить не может, потому что холодно. Понятно? И вообще, не путайся тут под ногами.

Дождёнок вздыхал и не задавал больше вопросов. Но всё равно думал: «Как же так? А люди? Разве можно им без нас? Кто теперь будет мыть улицы их городов?»

Дожди собирались в тучи. Совсем как птицы в стаи. И улетали. Улетали бесконечными караванами. Вместе с ними летел и Дождёнок. Он тоже мечтал побывать в жарких странах. Но ещё больше ему хотелось увидеть зиму.

- О чём мечтал Дождёнок?

- Почему Дождёнка интересовала зима?

- Что привлекло моё внимание в тексте, что показалось необычным? Запишите в таблицу.

Что привлекло мое внимание в тексте?

Мои комментарии

 

 

- Как поступил Дождёнок дальше? Обсуди в группе. Прочитайте 2 часть.

И Дождёнок решил вернуться. Как не уговаривали его другие дождики, он отделился от тучи, поплыл назад.

Пустынная чёрная земля была внизу. Ни травы, ни листьев. Только голые скрюченные сучья. Даже сосновый бор. Всегда такой зелёный, казался тёмным и хмурым.

Дождёнок подумал: «Может, люди специально изобрели зиму, чтобы погрустить? Но ведь это быстро надоест»

И тут он увидел что-то красивое и необъятное. Похоже на утренний туман, подсвеченный солнцем. Только ещё белее. Или на октябрьский иней, только ещё чище… Оно мягко скрипело под ногами прохожих и колёсами машин. Оно лежало на крышах. Люди совсем не хмурились. Лёгкие облачка взлетали вверх после их улыбок.

- Так вот что такое зима1 – воскликнул Дождёнок и тоже рассмеялся.

- Чепуха, - послышалось за спиной. Он обернулся и увидел огромного старика с густыми седыми космами.

- Чепуха – не будь я Зимним Ветром, если не покажу тебе настоящую зиму.

Сказал так и с воем ринулся на город, обдав Дождёнка колючим холодом.

Взметнулся снег, и исчезли улыбки. Темно и плохо стало вокруг. Только Зимний Ветер радовался. Он швырял в окна охапки стужи. И выл, протяжно выл, заглушая всё кругом:

- Бегите домой и не высовывайте носов. Я теперь хозяин в городе. Ха-ха! Вот накоплю побольше сил и разнесу ваши дома по кирпичикам! У-у-у!

- Какой увидел Дождёнок зиму? Подчеркните в тексте.

- Понравилась ли ему зима? Докажите примерами из текста.

- Как он поступит дальше? Прочитайте 3 часть.

Сами понимаете, Дождёнок не мог стерпеть такого безобразия. Он бесстрашно заплакал. Да-да. Именно так и бывает у дождей. Тысячи горячих капель пронзил Зимний Ветер. Он упал на землю. Скорчился и стыдливо растёкся маленькими ручейками.

А Дождёнок уже не мог остановиться. Отдавая городу тепло, накопленное за лето.

- Что там, неужели пришла весна? Так пахнет травой, - говорили одни.

- Нет-нет, - возражали другие,- по календарю ещё начало декабря.

- А всё-таки здорово! – восклицали третьи. – Дождь – и вдруг зимой.

И все с ними соглашались.

Обессиленный Дождёнок лежал на крышах моего города. И последние капельки сбегали с крыш на мокрый асфальт.

Мороз посмотрел и сказал:

- Непорядок это.

И мгновенно заморозил всё вокруг. А чтобы не было гололёда, на город упали снежинки. Всё стало, как прежде. Белым и спокойным.

- Почему заплакал Дождёнок?

- Где он взял тепло?

- Ради чего пожертвовал Дождёнок своей жизнью?

- Надо ли было Дождёнку поступать таким образом? Почему он так сделал?

- Понравился ли вам Дождёнок?

- Давайте его оживим. Перед вами капельки, нарисуйте на них личико Дождёнка и раскрасьте её.

- Глядя на свою капельку, придумайте продолжение сказки. Расскажите своему соседу, обсудите в группе. Что же может произойти дальше? Прочитайте последнюю часть.

Через много студеных дней наступила весна. Прилетели птицы. А вслед за ними возвратились и дожди. Так вот, подлетая к родным местам, они заметил на небе маленькое белое облачко. Дожди удивились:

- Кто же это мог опередить нас?

Облачко приблизилось, и все узнали в нём…кого бы вы думали? Ну, конечно, Дождёнка.

- Ура! – закричали дожди.

А внизу людям показалось, что гремит гром. И от великой радости на землю хлынул тёплый весенний ливень.

- Понравилась ли вам сказка? А главный герой?

- Если бы Дождёнок был человеком, каким бы он был по характеру?

- Был ли Дождёнок счастлив?

- Какими приёмами мы пользовались при работе с текстом? (Чтение с остановками, дневник двойной записи, прогнозирование, цветовые ассоциации). Слайд 9

- Сделайте вывод: в чём состоит счастье? (Счастье в том, чтобы делать добро для других).
- А вы делали что-нибудь хорошее для других? Напишите об этом письмо Дождёнку на своих капельках.

- Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии? (Написание эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому опыту). Слайд 10

4 этап: Подведение итогов.

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.

Напишите Синквейн к слову «обучение» Слайд 11.

Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой. Слайд 12.

Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе. Приложение 2.