Исследование флоры и фауны Чунской тайги

Разделы: Биология


Пояснительная записка.

Программа «Флора и фауна Чунской тайги» разработана с целью углубленного изучения природы родного края; до профессиональной ориентации школьников подросткового возраста. Лес – одно из основных природных богатств нашего района. В подростковом возрасте ребенок обладает пытливым умом, в это время начинают появляться первые склонности к какому-нибудь виду деятельности. Лес и его обитатели всегда вызывают у детей любопытство, которое в условиях обучения переходит в любознательность, что является основным мотивом в выборе профессии. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природы.

Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны на овладение знаниями в интересующей области, в частности на овладение знаниями о родной природе, с другой стороны, ориентированную на формирование у ребенка целостной естественнонаучной картины мира растений и животных, обитающих на территории Чунского района.

Новизна заключается в следующем: 1. Использование целостного подхода в исследовании растительного и животного мира Чунского района школьниками. 2. Организация жизнедеятельности подростковых коллективов как исследовательских команд, где каждый из школьников занимается над своим проектом, и в то же время работает на общий результат группы. 3. Использование воспитательных возможностей поливозрастной общности, состоящей из школьников, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и научных сотрудников.

Актуальность. Главной особенность программы является воспитание у школьников интереса и любви к природе, к многообразию растительного и животного мира родного края. Использование данной программы позволяет сделать акцент, в первую очередь, на приобретение биологических знаний.

Педагогическая целесообразность. В основу педагогической целесообразности положены концепции:

  • Концепция развития дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;
  • Концепция развития школьников в личностно ориентированном образовательно-воспитательном процессе. Воспитание у детей экологической культуры и культуры поведения, через формирование нравственных, духовных качеств.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы:

Цель программы:

  • Совершенствование эколого – биологического образования, формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности; закрепление теоретических знаний на практике, профориентация и социальная реабилитация.
  • Педагогическое обеспечение мотивации школьников к познанию окружающего мира. Создание условий для социального самоопределения и самореализации учащихся.
  • Развитие устойчивого и глубокого интереса к растительному и животному миру Чунской тайги.

Задачи программы:

  • Формирование системы представлений и знаний по растениям, произрастающим в Чунской тайге
  • Формирование системы представлений и знаний по животным, обитающим в Чунской тайге.
  • Изучение растений, произрастающих в нашей тайге. Определение охраняемых растений.
  • Изучение животных, обитающих в нашей тайге.
  • Составление буклетов о растениях и животных Чунской тайги.
  • Создание Красной книги Чунского района.
  • Дать рекомендации и реализовать практические мероприятия по сохранению природной среды края.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных, творческих способностей учащихся.
  • Актуализирование потребности детей в самопознании, совершенствовании.
  • Содействие всестороннему и гармоничному развитию личности.

Воспитательные задачи: формирование мотивационно-ценностной сферы личности (бережное отношение к природе, экологическая культура поведения).

Дополнительная образовательная программа «Флора и фауна Чунской тайги» рассчитана на учащихся 5 – 8 классов, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля.

Срок реализации программы 2 года.      

Для сознательного и прочного усвоения детьми материала используются разнообразные методы и формы работ. Большое значение уделяется экскурсиям, походам с целью изучения природы родного края. В содержание программы входят теоретические занятия, практические работы, наблюдения и исследования в природе. Для анализа результатов учебного процесса используются специально разработанные анкеты и тесты по темам. Для активизации познавательной деятельности детей разрабатываются деловые игры, которые требуют от детей самостоятельной подготовки к темам. Побуждают детей к самостоятельному изучению материалов: такая форма работы, как подготовка экскурсоводов по экологической тропе. Планируемые конференции, массовые мероприятия позволяют детям проявить свою индивидуальность, активность, изобретательность.

Программа.

Тема 1. Общее понятие о лесе. Лес сложное растительное сообщество. Экскурсия по теме «Лес сложное растительное сообщество»

Тема 2. Ярусы леса.

Описание основных ярусов леса: древесного, кустарникового, травянисто-кустарничкового, мохово-лишайниковых.

Тема 3. Хвойные породы.

Основные хвойные породы нашей тайги (сосна, ель, пихта сибирская, сосна сибирская, лиственница). Определение родовых и видовых принадлежностей основных хвойных пород. Показ наглядных пособий (коллекций, фотоальбомов, книг). Работа с определителями, специальной литературой. Экскурсия в лес: «Определение хвойных пород по стволу, хвое».

Тема 4. Лиственные породы.

Лиственные породы нашей тайги (береза, осина, ольха, черемуха, рябина). Определение основных лиственных пород по листьям, побегам, семенам, по гербарию. Работа с определительными карточками. Фенологические наблюдения.

Тема 5. Кустарники.

Дикорастущие кустарники (малина, шиповник, жимолость, волчье лыко и др.).

Работа с гербарием, коллекцией семян, плодов, иллюстрационным материалом. Изготовление учебно – наглядных пособий. Поделки из природного материала.

Тема 6. Лесной покров.

Состав живого напочвенного покрова в лесу. Типы напочвенного покрова. Знакомство с определителем. Экскурсия в лес «Описание и определение состава и типа живого напочвенного покрова в лесу». Работа с определителем. Сбор гербарного материала.

Тема 7. Охрана и защита леса.

Редкие виды растений. Красная книга. Установление лесных охранных знаков. 10 заповедей друзей леса. Составление листовок, плакатов и их оформление на тему «Охрана природы». Операция «Ель», операция «Первоцветы». Охрана лесов от пожаров – пропаганда среди населения, распространение листовок. Подготовка и участие в месячнике по экологической безопасности.

Тема 8. Лесные звери.

Лесные звери (волк, медведь, лисица, заяц, и др.), их биология, поведение, места обитания, питание.

Тема 9. Лесные птицы.

Лесные птицы (птицы отряда Куриных: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка). Мелкие птицы, населяющие наши леса. Перелетные, кочующие, зимующие птицы нашего края. Их биология, места обитания, питание.

Тема 10. Земноводные и пресмыкающиеся.

Земноводные (лягушка травяная, углозуб сибирский) их биология, поведение, места обитания, питание.

Пресмыкающиеся (прыткая и живородящая ящерицы, гадюка обыкновенная, уж обыкновенный) их биология, поведение, места обитания, питание.

Тема 11. Насекомые.

Систематические группы насекомых. Насекомые – вредители леса. Насекомые – санитары леса. Экскурсия в лес «Насекомые. Наблюдение за муравьями и их охрана». Подборка загадок по теме «Насекомые – враги и друзья леса».

Тема 12. Охрана животных.

Редкие и исчезающие виды животных.