Данная тема изучается в разделе "Соединения химических элементов" на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе "Свойства растворов электролитов" и при изучении курса химии в 9, 11 классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Цель урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
- Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
- Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
- Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.
Развивающие.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический язык.
Воспитательные.
- Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.
- Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
- Прививать культуру умственного труда.
- Развивать коммуникабельность, умение работать в группах, парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Межпредметные связи: биология, география, литература.
Пояснительная записка.
- Необходимость использования компьютерной презентации на данном уроке продиктована следующими причинами:
- Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
- Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
- Организация самопроверки без затрат времени урока.
- Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
- Организация разных видов деятельности учащихся.
- Позволяет экономично расходовать время урока.
План урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний - мотивационный этап - 6 мин.
- Объяснение нового материала - операционный этап - 25 мин.
- Закрепление нового материала (работа в группах) - 10 мин.
- Аналитический этап - 2 мин.
- Задание на дом - 1 мин.
Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент |
||
Проверяется готовность к уроку | Готовятся к уроку | |
Мотивационный этап | ||
Ребята, на протяжении нескольких
последних уроков мы с вами познакомились с
различными веществами и узнали об их
практическом использовании. Сегодня нам
предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Повторение опорных понятий. Вопросы:
|
Ответы:
|
|
2 | Из данного перечня веществ выпишите
отдельно формулы оксидов и оснований. Вопрос: - почему некоторые из формул вы не назвали? Это вещества принадлежат к другому классу - классу кислот. |
Выполняют индивидуально с последующей
взаимопроверкой и проверкой с доски Ответ: - их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований |
Операционный этап | ||
3 | Тема нашего урока - "Кислоты". Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? Цели урока, после ответов учащихся появляются на доске. |
Ответ: Учащиеся формулирую цели урока |
4 | Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова Тем, что ей дала природа: Катионом водорода! |
Записывают определение кислот в тетрадь |
5 | Познакомьтесь с номенклатурой кислот | Записывают формулы и названия кислот в тетрадь |
6 | Обсудите в парах признаки, по которым
можно разделить кислоты по группам, исходя из
представленных формул веществ. Основные признаки классификации: - по числу атомов водорода (основности) - по наличию кислорода. |
Работают в парах. Высказывают
мнения о различных вариантах деления кислот на
группы. Подводят итог о возможных видах
классификации кислот. Записывают признаки классификации в тетрадь. |
7 | Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует. | Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь. |
Вопрос: - почему эти вещества называют кислотами? А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить. По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны. Учащимся предлагаются кусочки яблока, аскорбинка, кефир в стаканчиках. Вопросы: - как можно распознать кислоты, не пробуя их? - что такое индикаторы? - какие индикаторы вы знаете? |
Ответ: - они кислые на вкус.
Учащиеся дегустируют предложенные вещества и делают вывод о вкусе кислот: яблочной, аскорбиновой, молочной. Ответы: - с помощью индикатора - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах. - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный. |
|
8-9 | Что нужно помнить при работе с кислотами? | Повторяют правила техники безопасности. |
10 | Лабораторный опыт 1. Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот.
Вопрос: - какой можно сделать вывод? |
Работают в парах. Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд - раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу. Ответ: - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Осуществляют самопроверку. |
11 | Индикаторами могут быть и многие
растения. Молодые цветки медуницы - розовые, а
старые синие. Вопрос: -почему? |
Ответ: - у молодых растений среда клеточного сока слабокислая, а у старых - слабощелочная. |
12 | С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот. | Слушают рассказ учителя и смотрят схему образования кислотных дождей. |
13 | Вопрос: - какой вред наносит выпадение кислотных дождей? |
Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей Рассматривают слайд |
14-15 | Вопрос: - какую пользу приносят кислоты? |
Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос. |
Оценочный этап | ||
16 | Проблемный вопрос. Лабораторный опыт 2. Определить кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ |
Работают в парах. Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения. Осуществляют самопроверку. |
17-18 | 1. Выберите бескислородные кислоты. 2. Выберите двухосновные кислоты. 3. Выберите трехосновные кислоты. 4. Выберите одноосновные кислородсодержащие кислоты. 5. Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атома серы равна +6. 6. Выберите формулу кислоты, ион кислотного остатка в которой, имеет заряд -2. 7. Какой кислоте соответствует оксид N2O3? |
Работают в группах. Закрепление проходит в игровой форме. В течение одной минуты учащиеся сдают свой вариант ответа учителю. После этого следует правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая больше количество правильных ответов. |
Аналитический этап | ||
19 | Предлагаю составить синквейн по теме
урока Предлагаю зачитать полученные варианты синквейна. |
Составляют синквейн индивидуально. Зачитывают свои варианты. |
20 | Предлагаю сделать выводы по уроку. Комментирую домашнее задание |
Делают выводы. Записывают домашнее задание |