Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о приспособлении птиц к зимним условиям существования (меняют образ жизни и поведение);
- Развивать умение различать птиц по характерным признакам внешнего вида, особенностям местообитания, способам добывания корма;
- 3. Учить устанавливать зависимость между зимними явлениями в неживой природе и жизнью птиц;
- Формировать положительное, эмоциональное отношение к птицам, желание заботиться о них в зимнее время;
- Воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Коррекционные: у детей память, внимание, логическое мышление, доказательную речь, восприятие.
Словарная работа:
- Обогащение словаря – нахохлился, пёрышки распустил.
- Активизация – зимующие, морозище, кормушки, лютые.
Оборудование:
- Кроссворд «Снеговик».
- Мольберт.
- Фотографии зимующих птиц.
- Карточки с изображением птиц.
- Игрушка «Сорока».
- Посылка с кедровыми орехами.
- Модели птиц.
- Материал для изготовления кормушек, корм для птиц.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, у вас хорошее сегодня настроение? Давайте поделимся им со всеми друзьями, улыбнёмся. А загадки вы отгадывать умеете? Тогда слушайте внимательно:
«Точки, крестики, кружочки под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки, прочитать я их могу.
Кто рассыпал на снегу длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу крестики и точки?
– Правильно, это птицы на бегу оставляют на снегу длинные цепочки, крестики и точки. И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Сейчас я снова буду загадывать вам загадки и если вы их отгадаете, то узнаете, кто вам прислал их. Готовы?
(На мольберте – изображение снеговика с кроссвордом, в центре – выделенные клетки.)
– Кто красуется на ветке в жёлтой, праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её…(Синичка.)
– Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?.. (Ворона.)
– Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё по дереву стучит… (Дятел)
– Красногрудый, чернокрылый, и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут…(Снегирь)
– Вертится, стрекочет, весь день хлопочет…(Сорока)
– Найдёшь её в своём дворе, она на радость детворе.
Ты обижать её не смей! Эта птичка…(Воробей)
– Северные гости клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки на головах их хохолки…(Свиристели)
– Клюв у птицы, будто крест, дом – любимый хвойный лес.
Если шишек будет воз, то доволен будет…(Клёст)
Дети читают в выделенных клетках слово «снеговик».
Вопросы к детям:
– Посмотрите внимательно на птиц и скажите, что у них общего? А помогут вам в
этом подсказочки – модели птиц. (У всех птиц есть клюв, крылья, хвост, две
лапки, тело покрыто перьями и пухом, все эти птицы зимующие.)
– А сейчас назовите, чем отличаются эти птицы? (Разные по размеру,
окраске, разные клювы, хвосты, крылья.)
– Назовите птицу, у которой самый длинный хвост?
– Самый короткий?
– У какой птицы самый широкий клюв? Почему?
– Самый острый? Почему?
– Назовите птиц, у которых на голове «шапочки»?
– Сосчитайте, сколько здесь всего птиц?
– А сейчас повернитесь к ним спиной и попробуйте назвать их.
– Каких зимующих птиц вы ещё знаете? Назовите их.
Проводится игра «Четвёртый лишний». (У детей карточки с изображением птиц – они называют, какая птица лишняя и почему.)
Воспитатель: Ребята, вот у вас у всех сегодня хорошее настроение. А как вы думаете, какое у птиц настроение зимой? Почему?
Дети: Холодно, трудно отыскать корм…
Прослушивание отрывка из рассказа В.Зотова о том, как трудно птицам зимой.
Воспитатель: Посмотрите на воробышка, как ему холодно! Пёрышки распустил, нахохлился. Давайте все вместе расскажем и покажем, как ему холодно зимой.
Стихотворение «Воробышки» (В.Звягина)
На дворе – морозище градусов под сорок.
(дети обхватывают себя перекрёстными руками за плечи)
Плачутся воробышки, что весна не скоро.
(кулачками у глаз изображают грустных птичек)
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
(хлопают по рукам перекрёстными ладошками)
Я принёс воробышкам на тарелке крупки.
(показывают ладонями тарелку)
Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие
(угощают крупой из ладоней)
Я бы вам и валенки подарил с калошами
(наклоняются, показывают на ноги)
Но сказала мама: воробей ведь маленький
(показывают руками размер птички)
Сразу, как запрыгает, потеряет валенки
(прыгают, как воробышки)
Воспитатель: А как вы думаете, что делают птицы, чтобы согреться?
Дети: Собираются в стайки, прячут голову под крыло, держатся поближе к жилью человека.
Воспитатель: Правильно, чтобы не замёрзнуть, птички сидят все вместе, прижавшись друг к другу. Давайте покажем, как они это делают. Найдите себе дружочка и выходите ко мне.
Рече-двигательная игра «Две синички»
Сидят в гнезде две птички, две маленьких синички.
Сидят, прижавшись тесно, тепло в гнезде им вместе.
(дети сидят на корточках, обнявшись)Но вот одна проснулась, проснулась, встрепенулась.
И песенку запела, и к солнышку взлетела.
(один ребёнок из каждой пары медленно поднимается и «летает», как птичка)Вторая вот проснулась, проснулась, встрепенулась.
И песенку запела, и к солнышку взлетела.
(второй ребёнок из пары также медленно поднимается и «летает»)И вот синички вместе под солнышком летают,
Их солнышко своими лучами согревает.
(все дети изображают летающих птиц)Вот вечер наступает и солнышко садится.
Пора домой синичкам под вечер возвратиться.
(находят свою пару, присаживаются рядом на корточки)Сидят в гнезде две птички, две маленьких синички.
Сидят, прижавшись тесно, тепло в гнезде им вместе.
(обнимают друг друга, тесно прижимаются)
Воспитатель: Дети, а чем питаются птицы зимой? (Ответы детей.)
Как можно поднять настроение птицам? (Сделать кормушки, насыпать в них корм.)
Вы хотите помочь птицам? Тогда за дело!
Деятельность детей. Звучит музыка «Голоса птиц». (Дети делают кормушки из пакетов, коробок, насыпают в них корм)
В конце работы раздаётся стук в окно и «Сорока» – игрушка приносит детям посылку от «Кедровки» (из кедровой чащи) с кедровыми орехами для птиц нашего леса.
Дети одеваются на прогулку, берут с собой кормушки, корм и идут на участок, где их и развешивают.
Воспитатель:
Мы покормим птиц зимой! Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли.
А остались зимовать заодно с людьми.